logo
Олимпийские игры в истории путешествий и туризме

2.1 Возникновение Олимпийских игр

С возникновением Олимпийских игр связаны первые спортивные туры -- поездки атлетов в Грецию на соревнования. На Олимпийские игры стекались тысячи спортсменов, любителей спорта и почитателей искусств не только из Эллады, но и других государств Средиземноморья. Именно с обеспечением комфортного перемещения по маршруту Рим -- Греция в античные времена связывают строительство в городах и на основных дорогах первых постоялых дворов для атлетов и зрителей.

В Древней Греции зародились и спортивные поездки (Олимпийские игры) [9].

Существует множество мифов о возникновении Олимпийских игр. Почетнейшими родоначальниками их считают богов, мифических героев, царей и правителей. Точно установлено, что первая известная нам Олимпиада проходила в 776 г. до н. э. Каждые Олимпийские игры превращались в праздник для народа, служили своего рода, конгрессом для правителей и философов, конкурсом для скульпторов и поэтов, драматургов и певцов. Это время всеобщего перемирия между враждовавшими полисами.

Физическое формирование крепкого тела и сильной воли занимало исключительное место в жизни греков. Изначально этого требовала специфическая (полисная) форма государственности. Физическая подготовка мужского населения обеспечивала таким образом силу и безопасность самого полиса, поскольку гарантировала хорошую подготовку и выносливость членов военного ополчения. Кроме того, своеобразный уклад жизни, который характерен для страны с относительно мягким климатом, располагал греков к времяпрепровождению за стенами дома. Те юноши и мужчины, в основном земледельцы и ремесленники, которые выполняли сезонную работу, предпочитали систематически заниматься спортом. В то время гармоническое развитие телесных и духовных качеств являлось самоцелью или одной из целей коллектива свободнорожденных. Духовная доблесть и красота тесно связывались с физической красотой. Поэтому абсолютно закономерно, что физические упражнения на тех или иных полисных состязаниях и составляли существенную жизнь каждого, и не мудрено, что они получили свое завершение в Олимпийских играх.

Олимпиады возвеличивали человека, ибо Олимпиады отражали мировоззрение, краеугольным камнем которого были культ совершенства духа и тела, идеализация гармонично развитого человека - мыслителя и атлета. Олимпионику победителю игр -- соотечественники воздавали почести, каких удостаивались боги. Олимпийский герой, увенчанный венком, одетый в пурпурные одежды, торжественно въезжал в родной город на колеснице, но не через обычные ворота, а через пролом в стене, который в тот же день горожане заделывали, чтобы олимпийская победа, вошедшая в город, никогда не покидала его. В городе устанавливалась статуя в честь победителя, слагались хвалебные оды, устраивались пиры. Отдельно нужно сказать о статуях. Это не были точные портреты победителей: личность победителя увековечивалась только через имя, начертанное на постаменте. Уже значительно позже допускалось изображение не божества или обожествленного героя, а. реального человека. [12]

Но не только физическая красота и пропорциональность частей тела служили "пропуском* для участия в Олимпиаде. Учитывался и духовный элемент. Участник соревнований должен был быть нравственно безупречным, с незапятнанной репутацией. Это требование объяснялось культовым характером празднеств - можно оскорбить бога, допустив к состязаниям порочного человека, который нарушит святость его храмовых владений. Поэтому напущенные к играм юноши символизировали собой гармонию, красоту, доблесть, нравственность и духовность. Справедливо утверждение, что победу приносит не только физическая подготовка, но и нравственно-волевые качества участника.

Центром олимпийского мира древности был священный округ Зевса в Олимпии -- роща вдоль реки Алфей, недалеко от впадающего в нее ручья, В этом прекрасном городке Эллады почти триста раз устраивались традиционные общегреческие состязания в честь бога-громовержца. Ветры Ионического моря беспокоили могучие сосны и дубы на вершине холма Кронос. У его подножия раскинулась заповедная территория, тишину которой раз в четыре года нарушало олимпийское торжество. Такова была Олимпия, о величии которой напоминают нам античные авторы, а картину Олимпийских зрелищ передают статуи и изображения на вазах и монетах. Впоследствии возле священной Олимпии вырос одноименный городок в окружении апельсиновых и оливковых рощ.

Ныне Олимпия -- типичный провинциальный городок, живущий на доходы от туризма. В нем решительно все олимпийское: названия улиц и отелей, блюда в тавернах, сувениры в многочисленных лавчонках. Достопримечательностью города являются археологический и Олимпийский музеи. За городом протекает ручей Кладей, через который переброшен каменный мостик, выводящий к заповедной Олимпии. Ничем не примечателен вход в священную рощу. Под ногами почерневший мрамор ступеней да плиты священного ракушечника. Растет дикая олива, ветвями которой венчали когда-то головы Олимпиоников [9]. К небу устремились могучие сосны и дубы, а над ними -- голубое небо, под которым были воздвигнуты величественные сооружения. Увы, их не пощадили разливы рек, землетрясения и время... Но как торжественны останки былого величия!

Своей поныне сохранившейся славой Олимпия всецело обязана Олимпийским играм, которые проводились там раз в четыре года и длились считанные дни. В перерывах между играми пустовал огромный стадион, зарастала травой беговая дорожка стадиона, покрывались дикой порослью откосы холма и насыпей, служившие для зрителей трибуной.

Не раздавался стук копыт и грохот колесниц на близлежащем ипподроме. Не тренировались атлеты на просторной площади и в монументальном здании палестры. Не слышались голоса в леонидайоне -- гостинице для почетных гостей.

Зато во время Олимпийских игр все вокруг оживало, кипела жизнь. Прибывали десятки тысяч атлетов и гостей, до отказа заполнялись грандиозные по тем временам спортивные сооружения, которые по своей сути мало чем отличались от современных спортивных комплексов. На Олимпиадах выявляли лишь победителей в отдельных вилах соревнований -- Олимпиоников. Но в основном собирались для того, чтобы участвовать и обрядовом празднике, посвященном Зевсу.

Один из поэтических мифов древней Греции повествует о том, как возник олимпийский стадион. По легенде, примерно в XVII в. до н. э., Геракл и его четыре брата высадились на Пелопоннесском полуострове. Там, у холма с могилой титана Кроноса, побежденного и борьбе своим сыном Зевсом, Геракл в честь победы своего отца над дедом организовал соревнование со своими братьями в беге. Для этого на площадке у подножия холма он отмерил расстояние в 11 стадий, которое соответствовало 600 его ступням. Импровизированная беговая дорожка длинной 192 м 27 см и послужила основой будущего Олимпийского стадиона. На протяжении трех столетий именно на этой Примитивной арене проходили игры, названные позднее Олимпийскими [14].

К 776 г. до н. э. все государства, расположенные на Пелопоннесском полуострове стали принимать участие в Олимпиадах и именно с этой даты началась традиция увековечивать имена победителей.

Официально праздник длился пять дней. Накануне торжественного открытия Олимпийских игр на берегу реки Алфей вблизи стадиона раскидывали шатры и палатки. Сюда кроме многочисленных поклонников спорта устремлялись торговцы различными товарами и владельцы развлекательных заведений. Так, еще в древние времена, в организационную подготовку Игр вовлекались разные социальные слои населения Греции.

Олимпийские игры по мере роста их популярности оказывали влияние на центр Олимпии -- Альтиса. Более 11 веков в Олимпии проводились игры, и которых принимали участие жители всей страны. Подобные же игры проходили и в других центрах страны, но ни одни из них не могли равняться с Олимпийскими.

В греческой мифологии считалось, что все искусства у людей от Прометея, В мифологии Прометея был противопоставлен Зевсу, занимал позицию мученика, пожертвовавшей" собой ради людей. Коварный и жестокий Зевс действовал против соперника, используя грубое насилие. Одна из прекраснейших легенд прошлого повествует о богоборце и защитнике людей Прометее. Прометей, благодетель людей, даровал человечеству независимость от природы. Он взял огонь с Олимпа, принес его в тростнике и научил смертных пользоваться им. Как гласят мифы, Зевс повелел Гефесту приковать Прометея к Кавказской скале, пробил ему грудь копьем, а огромный орел каждое утро прилетал клевать печень титана, ежедневно вырастающую вновь. Прометей был спасен 1ёрак-лом. Греки умели любить своих богов, они хотели выразить свою признательность этому титану, поэтому культ Прометея воплотился в одном из видов Олимпийских игр - состязании бегунов с горящими факелами [8].

Фигура этого титана остается и ныне одним из самых ярких образов в греческой мифологии. Выражение "прометеев огонь" означает стремление к высоким целям в борьбе со злом. Разве не тот же смысл вкладывали и древние, когда около трех тысячелетий назад зажигали Олимпийский огонь в роще Альтиса?

Во время летнего солнцестояния участники соревнований и организаторы, паломники и болельщики воздавали почести богам, зажигая огонь на алтарях Олимпии. Победитель соревнований по бегу удостаивался почести зажечь огонь для жертвоприношения. Блеск этого огня прекращал на время войны, приводил к соглашению враждующие стороны, соперничество приветствовалось только па беговых дорожках. Вот почему позже была возобновлена традиция зажжения огня а позднее и доставки его к месту проведения состязаний. Церемония зажжения огня, проносимого не только через страны, но и континенты, -- особый олимпийский ритуал.

Впервые олимпийское пламя вспыхнуло в первый день игр на стадионе Амстердама в 1928 г. Однако не осталось никаких свидетельств, что этот огонь был доставлен, как велит традиция, эстафетой из Олимпии. Начало факельным эстафетам, доставлявшим огонь из Олимпии в города проведения Олимпиад, было положено в 1936 г. Бег факелоносцев -- один из наиболее торжественных моментов Игр. 20 июня 1936 г. в Олимпии был зажжен огонь, совершивший затем путь в,3075 километров по дорогам Греции, Болгарии, Югославии, Венгрии, Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факел впервые совершил морское путешествие [9].

Но не все было так "гладко" и радостно в истории Олимпийских игр. В 394 г. н. а. римский император Феодосии I издал указ, запрещающий дальнейшее проведение Игр. Император принял христианство и решил искоренить антихристианские игры, прославляющие языческих богов. Императорский указ выполнялся полторы тысяч лет. В последующие века спорт потерял то демократическое значение, которое придавали ему в Древней Греции, он престал играть роль наиболее доступного средства общения между народами.