Организация деятельности многопрофильного турагенства

курсовая работа

1.1 Сущность туристической фирмы

В секторе туризма ключевым звеном в цепи по-средников, доводящих туристский продукт до конечного потреби-теля, является турагент. Через него производится продажа подав-ляющей части туристских поездок, прежде всего за рубеж. Практи-ка свидетельствует, что придумать и разработать интересный маршрут путешествия очень просто, гораздо сложнее найти потребителя. В условиях высокой насыщенности рынка сходными предложениями, острой конкурентной борьбы и ограниченной покупательной способности населения на турагентов ложится са-мая трудная задача - привлечь клиента и уговорить его поехать именно в данный тур, а уже затем заключить с ним договор, полу-чить деньги, оформить паспорт, визы, билет, выдать ваучер, от-править в поездку и вернуть домой в целости и невредимости, а на заключительном этапе, может быть, получить от него благодар-ность.

П П П П

Т

К К К К К К К К К К К К К К К К К К

А. Прямой сбыт Б. Косвенный сбыт

Рисунок 1 - Сокращение общего числа сделок с помощью посредника:

П - производитель (туроператор), К - клиент (турист), Т - торговец (турагент).

По характеру совершаемых операций турагент является роз-ничным продавцом. Классический турагент не создает свои соб-ственные туристские продукты, а занимается их перепродажей. Он реализует услуги конечным потребителям -- туристам -- для их личного некоммерческого использования.

Турагенты выполняют две главные функции. Согласно определе-нию ВТО, основное направление их деятельности состоит в предо-ставлении информационных услуг. Только 48% клиентов знают, куда они хотели бы отправиться в поездку, 35% имеют смутное представ-ление об этом, а 17% А.Ю. Александрова «Международный туризм» не имеют его совсем. Турагенты информируют потенциальных покупателей о туристских районах, расписании дви-жения транспорта, вариантах размещения, действующих расценках и помогают сделать примерную смету расходов на путешествие. Ра-бота в прямом контакте с клиентами, беседы и консультации, а также подборка и отработка справочных материалов очень трудо-емки и занимают половину всех затрат времени и более. Эта доля особенно возрастает при продаже турагентами дорогих туров на отдых.

Вторая функция турагента -- сбыт туристских услуг, оказывае-мых перевозчиками, объектами общественного питания, средствами размещения и другими предприятиями индустрии туризма. Она включает разные посреднические операции. Турагент реализует билеты на все виды транспорта, бронирует места в отелях и иной базе размещения, сдает автомобили в аренду, заказывает экскур-сии, оформляет выездные документы, осуществляет страхование туристов, производит обмен валюты, выдает дисконтные карточ-ки, продает туристскую литературу и сувениры, производит обра-ботку фотопленок и т.д. Кроме отдельных туристских ус-луг, турагент реализует полные, комплексные их пакеты - туры. Среди перечисленных операций особо следует выделить продажу авиабилетов.

Рынок турагентов имеет ряд характерных черт. Он отличается большим количеством участников торговых сделок и являет собой пример острой конкурентной борьбы. Турагенты столь многочислен-ны в силу открытого доступа к рынку. Эту деятельность сравнитель-но просто начать. Она не требует крупных инвестиций и высокой квалификации. Вместе с тем легкость, с которой происходит выход на рынок, часто оказывается обманчивой, и турагенты терпят крах из-за плохих управленческих навыков и недостаточных ресурсов.

По разным оценкам, в мире насчитывается от 20--30 до 70 тыс. турагентств** В.С. Сенин «Организация международного туризма». Точно установить их количество очень трудно, посколь-ку дефиниции и терминология различаются по странам. Отсутствуют общепринятые критерии их отбора и в статистике. В одних случаях, как в большинстве американских штатов, учитываются все действующие турагентства, в других -- лишь прошедшие лицензиро-вание. Например, во Франции согласно закону о туризме 1992 г. туристские операции могут совершаться только при наличии спе-циального разрешения на турагентскую деятельность. Лицензия выдается физическим и юридическим лицам, которые подтверди-ли свою профессиональную пригодность, в состоянии предоста-вить клиентам необходимые финансовые гарантии, имеют страхо-вой полис с достаточным покрытием, позволяющим нести фи-нансовую ответственность по взятым обязательствам, и располагают собственным офисом.

Осложняет и без того непростую ситуацию со статистикой турагентов тот факт, что различные фонды, клубы, общества, ассо-циации, не говоря уже о посредниках из числа физических лиц, занимаются туристским бизнесом нелегально. Не имея прямого отношения к туризму, они предлагают турагентские услуги. У пред-принимательских структур подобного рода отсутствуют опыт ра-боты, технические возможности, необходимые деловые связи в сфере туризма, а также лицензия. Они часто нарушают националь-ное законодательство. Сотрудничество с такими партнерами окан-чивается, как правило, неудачно.

В основной массе турагентства представляют собой небольшие компании с незначительным капиталом и ограниченным рынком. Они не в силах оказать сколько-нибудь заметное влияние ни на поставщиков, ни на поведение покупателей. Подавляющая их часть имеют одинаковые структуру и размер, предлагают сходные турист-ские продукты по примерно равным ценам.

Турагенты приближают туристский продукт к потребителям. Они делают его более доступным, а саму покупку менее обременитель-ной для клиента. Достаточно обратиться в расположенную рядом туристскую фирму, чтобы отправиться в путешествие. Близость к потребителю, вытекающая из розничного характера посредничес-ких операций, определяет географию турагентской сети. Подавля-ющая часть пунктов реализации туристских услуг сосредоточена в густонаселенных районах.

Сеть розничных посреднических туристских организаций по-лучила развитие во всех штатах страны. Но на этом фоне выделяет-ся Северо-Восточный макрорайон, где находится около трети об-щего количества турагентств. Они сконцентрированы в самом крупном американском мегалополисе с населением 45 млн человек -- «главной улице» страны, как его часто называют. В нем расположены экономическая столица США Нью-Йорк и полити-ческая столица государства Вашингтон.

Взаимоотношения оптовых и розничных туристских фирм часто опосредуются мелкооптовыми торговцами. Последние обычно действуют в пределах одного региона. Они централизованно закупают туры у нескольких отечественных и зарубежных туроператоров и перепродают их малым местным турагентствам, которых крупные оптовики, как правило, не обслуживают.

Традиционно мелкооптовые туристские фирмы и турагентства создают собственные сети мелких дилеров-агентов по продаже. Они работают вне офисов, персонально с индивидуумами и группами населения, находя клиентов среди своих родственников и знако-мых, по рекомендациям, на службе, на дому, в общественных учреждениях и пр. Психологи давно установили, что человек более склонен верить друзьям, близким и вообще конкретным лицам, побывавшим в туристской поездке, чем рекламе, в частности вы-вескам в витринах турагентств, хотя последние также немаловаж-ны и играют свою, отведенную им роль.

Хороший и толковый агент -- залог успеха всей цепи участни-ков реализации туристского продукта. Не случайно туристские фир-мы уделяют особое внимание отбору кандидатов и их обучению. Сложная система тестов позволяет им оценить профессиональную пригодность претендента.

Агент должен обладать рядом обязательных качеств. Важней-шими среди них являются решительность, отсутствие боязни об-ратиться к незнакомому человеку, изобретательность, общитель-ность и коммуникабельность, личное обаяние, способность созда-вать доверительную атмосферу беседы, надежность и честность.

Туризм является открытой системой, на которую оказывают существенное влияние природные факторы, климатические, эко-номические и социальные катаклизмы, национальные и регио-нальные конфликты и т.п. Некоторые из этих внешних воздейст-вий на систему проявляются регулярно, появление других пред-сказать невозможно. Ситуация осложняется и тем, что во многих случаях некоторые виды коммерческой деятельности, например транспортная, организация размещения и питания, направлены на обслуживание не только организованных тури-стов, но и обычных клиентов. Кроме того, не все туристы пользуются услугами, предлагаемыми туроператорами или турагентами, предпочитая действовать напрямую, самостоятельно связываясь с транспортными компаниями и гостиницами. Дру-гие потребители туристских услуг предпочитают иметь дело не с турагентами, а непосредственно с операторами туров. Схема формирования и продажи комплексной туристской услуги-тура представлена ниже. Здесь в качестве контрагентов и испол-нителей отдельных услуг, входящих в турпакет, представлены: гостиницы, рестораны, транспортные компании-перевозчики, предприятия культуры (парки, музеи, театры), спорта (клубы, стадионы), лечебно-оздоровительные заведения и экскурсионные предприятия. Они выступают в качестве внутренних и иностран-ных контрагентов и исполнителей услуг, поставляющих отдель-ные услуги, туроператорам для формирования тура.

Предприятия

Размещения

Предприятия Оптовая продажа, розничная продажа.

питания

Транспортные Туроператоры Турагенты Туристы

компании-

перевозчики

Предприятия

экскурсионные,

культуры,

спортивно- Отдельные туристские услуги

оздоровительные,

лечебные и т.д. (альтернативный туризм)

Прочие

предприятия

и исполнители

услуг (агенты по

приёму, страховые

агенты и т.д.)

Рисунок 2 - Формирования и продажи комплексной туристской услуги

В формировании и продаже турпродукта принимают участие:

-туроператоры - юридические и физические лица, занимаю-щиеся изготовлением, продвижением и реализацией туристского продукта (иногда называемые в международной практике турорганизаторами);

-исполнители туристских услуг (контрагенты) - юридические или физические лица, непосредственно оказывающие услуги по размещению, питанию, транспортные, экскурсионные и другие услуги, входящие в турпакет, - это гостиницы, ре-стораны, транспортные компании (компании-перевозчики), предприятия культуры (парки, музеи, театры), спорта (клу-бы, стадионы), лечебно-оздоровительные заведения и экскур-сионные предприятия и т. д. Они выступают в качестве внут-ренних и иностранных контрагентов, поставляющих услуги, входящие в тур, туроператорам;

· турагенты - юридические или физические лица, занимающи-еся продвижением и реализацией туристского продукта, - посредники;

· потребители туристского продукта - любые физические ли-ца, использующие, приобретающие либо имеющие намере-ние приобрести туристские услуги (турпродукт) для личных нужд.

Различается оптовая и розничная реализация турпродукта. Оптовая реализация осуществляется по посредническому договору, имеющему формы договора-поручения, договора комиссии или агентского соглашения. Туроператор в зависимости от вида дого-вора выступает в роли доверителя, комитента или принципала. Розничная продажа турпродукта конечному потребителю - тури-сту осуществляется по договору купли-продажи, иначе говоря, по договору возмездного оказания туристских услуг. Сделки с контр-агентами - транспортными предприятиями, в частности с авиапе-ревозчиками, могут быть оформлены договорами фрахтования (чартер, субчартер), определяющими арендные обязательства в от-ношении всей или части вместимости транспортного средства, совершающего чартерный рейс, или договорами на приобретение блока мест в транспортном средстве (блок-чартер), определяю-щими отношения купли-продажи прав на услуги по перевозке пассажиров и их багажа чартерным или регулярным рейсом.

Договорные отношения субъектов рынка являются частью обязательственных отношений, которые регулируются норматив-но-правовыми актами. Гражданско-правовой договор - одно из основных средств ре-гулирования рыночной экономики.

В последнее время нормативные документы определяют ту-ристский продукт как право на тур, предназначенный для ре-ализации туристу.

Под туроператорской деятельностью понимается деятельность, направленная на формирование, продвижение и реализацию турпакета, т. е. организация путешест-вия. Эта деятельность осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (туроператором) на основа-нии специального разрешения - лицензии на международную ту-ристскую деятельность.

При продвижении туристского продукта на рынок услуг туриз-ма необходим комплекс мер, направленных на реализацию тура, рекламу, участие в туристских выставках, ярмарках и биржах, организацию информационных услуг, издание каталогов, букле-тов, путеводителей и т. д.

Схема использования средств массовой информации (СМИ) в целях продвижения туристского продукта:

СМИ

Радио Пресса Плакаты Телевидение Кино Оформление Фирменный знак

фирмы

Газеты Журналы. По регионам

Рисунок 3 - Использования средств массовой информации (СМИ) в целях продвижения туристского продукта

Под турагентской деятельностью понимается деятельность по продвижению и реализации турпродукта, разработанного туроператором, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (турагентом), как правило, на основании лицензии. В практике туристской деятельности различаются туроператоры и турагенты, работающие на прием туристов или их отправку. Прием и отправка могут осуществляться по отношению, как к внутренним, так и к международным туристам. При проведе-нии путешествий и экскурсий возникает потребность в услугах руководителя группы (турменеджера), экскурсовода или гида-переводчика. Под их услугами понимается деятельность профессио-нально подготовленного физического лица по ознакомлению тури-стов в ходе проведения путешествия, поездки, экскурсии с туристс-кими ресурсами в месте пребывания. К туристским ресур-сам относятся природные, исторические, социально-культурные объекты (природные парки, заповедники, архитектурные сооружения и ансамбли, памятники истории и культуры, театры, музеи, спортив-ные сооружения и др.), способные удовлетворить духовные потреб-ности туристов, содействовать восстановлению и укреплению их физических сил. Таким образом, в разработке, предоставлении и потреблении туристских услуг участвуют следующие субъекты:

· Турист;

· Розничный продавец - турагент;

· Оптовый продавец и изготовитель (организатор) тура - туроператор,

· Контрагенты туроператора - предприятия и компании, предостав-ляющие и исполняющие отдельные услуги по размещению, пита-нию, транспортные, экскурсионные, страховые, услуги, связанные с оформлением заграничных паспортов и виз, бронированием и по-купкой билетов, и другие, входящие в состав тура.

Допускается совмещение одним субъектом, осуществляющим разработку, испол-нение и предоставление туристских услуг, нескольких из перечислен-ных выше функций. Продавцы и контрагенты несут перед туристом ответственность за качество и безопасность предоставляемых ими туристских услуг.

В международной практике известны и находят широкое при-менение ряд соглашений и контрактов, регулирующих взаимоот-ношения контрагентов с турагентами и туроператорами.

Так, в 1963 г. Международная гостиничная ассоциация (МГА) и Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (УФТАА) приняли решение разработать конвенцию, определяющую отношения между владельцами гостиниц и турагентами. Впоследствии это со-глашение стало известно как Гостиничная конвенция 1970 г. Конвен-ция определяет обязательства договаривающихся сторон, сферу при-менения конвенции, а также типы гостиничных контрактов, общие и особые правила их составления, величину комиссионных и порядок платежей, а также условия аннуляции договоров. В 1979 г. в Гостинич-ную конвенцию был внесен ряд поправок, и она получила название Международная Гостиничная конвенция, которая с 1993 г. стала Кодексом отношений между гостиницами и турагентствами, и используется при заключении гостиничных контрактов.

Гостиничный контракт определяется конвенцией как «конт-ракт, по которому владелец гостиницы берет на себя обязатель-ство перед турагентом предоставлять гостиничные услуги (услуги размещения) путешественникам (туристам), которые являются клиентами вышеназванного турагента». Гостиничным тарифом признается официально опубликованный для клиентов прейску-рант цен на различные услуги, которые гостиница предоставляет в комплексе или отдельно. Конвенция обязывает владельца гости-ницы давать точную информацию относительно категории и рас-положения гостиницы, а также качества услуг, предоставляемых в ней. В конвенции определяется также, что турагент не имеет права устанавливать для своих клиентов цены выше тех, которые установлены по договору комиссии. При этом ни турагент, ни владелец гостиницы не должен раскрывать цену, которая оговорена в контракте. Конвенция определяет также и такое понятие, как «ваучер», под ваучером понимается документ, выпускаемый турагентом, по которому последний принимает на себя обязательство оплатить владельцу гостиницы услуги.

При заключении международных контрактов между сторона-ми необходимо учитывать нормативные акты, регулирующие внешнеэкономические сделки, чтобы в случае необходимости обосно-ванно отстаивать свои права. В частности, при заключении контракта с международными перевозчиками действуют условия Варшавской конвенции о перевозке пассажиров и багажа. Афинс-кой конвенции о перевозке морем пассажиров и их багажа; при заключении контрактов с отелями применяются нормы Кодекса отношений между гостиницами и турагентами.

В правах разных государств имеются существенные расхож-дения при решении одних и тех же вопросов, поэтому при состав-лении контракта необходимо знать, правом какого государства будут регулироваться отношения по конкретному контракту.

Служебный ваучер является для участников контракта ордером, удостоверяющим наличие контракта, перечень бронированных услуг, объем, стоимость и оплату услуг, по которому, принимающая фирма обязана предоставить услуги. При заключении контракта с гостиницей указываются даты прибытия! и убытия, вид транспорта и спецуслуги, оказываемые ею. Должны быть указаны реквизиты сторон и реквизиты контракта, являющегося основанием сделки, номера маршрутов, перечень основных видов обслуживания, сроки, количество туристов, реквизиты турлидера, номера именных ваучеров, цена и общая сумма перечисленных средств, номера и реквизиты платежных документов. На ваучере должна стоять печать, подтвержда-ющая его действительность. Образцы штампов и печатей указы-ваются в приложении к контракту. Ваучер - документ строгой отчетности, должен быть зарегистрирован и иметь свой номер по данной регистрации.

Важным документом является лист отметок о полученных услугах, который является неотъемлемой частью служебного ва-учера. Лист отметок содержит полное описание услуг, входящих в турпакет. Он является основным документом при разбирательст-ве претензий и споров. Кроме указания перечня услуг в нем имеются графы, где указываются оценка уровня обслуживания, замечания и претензии. Принимающая фирма обязана заполнить этот лист вместе с турлидером. При наличии замечаний и претен-зий, не урегулированных на месте, они вписываются в лист от-меток. Сюда вносятся все изменения в видах обслуживания, даже если они были согласованы с туристами. Этот документ является важным при подведении баланса по окончании определенного периода работ и уточнении взаимных задолженностей.

Для турфирмы предпочтительнее всего включать в контракт требование обязательного страхования туристов. Страховка должна быть такой, чтобы обеспечить оплату предусмотренных страховым полисом расходов именно на месте (т. е. за рубежом), а не по приезде обратно в Россию. Туристская страховка представ-ляет значительно больший, чем обычная медицинская страховка, спектр защиты от множества вариантов страховых случаев, наибо-лее типичных для туризма. Это (в дополнение к медицинским) - кража имущества, возврат стоимости путевки при отказе от по-ездки по уважительным причинам, отставание от группы, прежде-временное возвращение из тура, несоответствие услугам, объявлен-ным при заключении договора.

Стороны туристского контракта обязательно должны согласо-вать выбор страховой фирмы, услугами которой будут пользо-ваться туристы.

Аннуляцией считается отказ от использования забронированных услуг фирмой-турорганизатором или отказ от предоставления этих услуг контрагентом. И полная, и частичная аннуляция по вине направляющей стороны всегда причиняет определенный ма-териальный ущерб принимающей фирме, и она вправе требовать компенсации. Поэтому в интересах фирмы-турорганизатора зара-нее оговорить размер этой компенсации. Также должны быть четко оговорены и зафиксированы в письменной форме сроки, с которых наступает материальная ответственность за аннуляцию. Так, в гостиничных контрактах в соответствии с Кодексом отноше-ний между гостиницами и турагентствами отказ на всю группу должен быть заявлен не менее чем за 30 дней до заезда, а ан-нуляция - не более 50% первоначального бронирования не позднее, чем за 21 сутки до заезда. Также следует оговорить вопрос об ответственности иностранного партнера за отказ от предостав-ления подтвержденных им услуг.

К контракту обязательно прилагается перечень приложений и документов, составляющих неотъемлемую часть контракта и со-ставленных сторонами на период его действия.

Фирмы - исполнители туристских услуг (контрактов) могут заключать контракты не только с туроператором, но и между собой. Так, в 1994 г. было заключено Соглашение между МГА и Международным союзом дорожного транспорта (МСДТ) с целью способствовать усовершенствованию контрактных от-ношений между гостиницами и предприятиями-перевозчиками как на внутреннем, так и на международном уровне. С этой целью МГА и МСДТ представляют своим членам стандартные контракты и стандартные правила размещения.

Агентские соглашения являются договорами между туроператорами и турагентами как оптовыми покупателями пакетов туристских услуг.

Турагентство - предприятие сферы туризма, занимающееся продажей туров, организованных различными туроператорами, а также отдельных услуг непосредственно туристам. Турагент предоставляет потребителю подготовленные туроператором туры по договору возмездного оказания услуг. Договор возмездного оказания туристских услуг- основной юридический документ, отражающий условия, сроки, обязательства, ответст-венность и другие существенные условия, добровольно принятые на себя сторонами в связи с куплей-продажей пакета туристских услуг.

Турагент предоставляет потребителю подготовленные туроператором туры по договору возмездного оказания услуг. Договор возмездного оказания туристских услуг - основной юридический документ, отражающий условия, сроки, обязательства, ответст-венность и другие существенные условия, добровольно принятые на себя сторонами в связи с куплей-продажей пакета туристских услуг.

Агентское соглашение, лимитирующее права и обязанности той или иной стороны, может вызвать некоторые затруднения в отношениях агента и фирмы, так как в условиях современного рынка фирма и агент не всегда имеют возможность выполнять безукоризненно все пункты договора. Во время низкого сезона фирма ищет новые рынки сбыта (потребителя), во время высокого сезона агент ищет продукт (производителя) независимо от дого-ворных отношений. Поэтому для многих агентов на данном этапе предпочтительнее заключать агентские соглашения без каких-либо ограничений. Но и агентское соглашение имеет свои негативные моменты. Агенту удобнее работать с одним оператором по не-скольким направлениям, но, к сожалению, не все предлагаемые программы соответствуют ожидаемому качеству по цене. Воз-можно, данный вид отношений между операторами и агентами поможет рынку определить действительно профессиональных опе-раторов на том или ином направлении.

Делись добром ;)