logo
Организация обслуживания корпоративных туристов

1.1 Место корпоративного отдыха в системе современного туризма

Корпоративный отдых. Как о самостоятельном и высокодоходном виде туризма о нем заговорили в Европе и США лишь в 70-80-е годы XX века. На российском рынке этот сектор турбизнеса стал по-настоящему развиваться лишь в начале 90-х. Как только западные компании пришли в Россию, сразу же появилась необходимость их обслуживать. Западные компании давно освоили этот вид мероприятий: выездные конференции, семинары, тренинги - прекрасная возможность совместить приятное с полезным. Это не только способ принятия бизнес-решений, проведения обучения персонала, установление деловых связей, но и способ укрепить корпоративный дух команды, инициировать неформальное общение между членами коллектива, да и просто поднять настроение участникам.

Сегодня на рынке корпоративного туризма можно выделить два основных направления: О состоянии и перспективе развития корпоративного туризма в Российской Федерации. (Аналитический доклад). - М.: Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации, 2005. - С.16.

1. Индустрия MICE (Западные специалисты индустрии встреч широко применяют понятие MICE для обозначения составляющих делового туризма: M - Meetings (деловые встречи), I - Incentives (поощрительные корпоративные поездки), C - Congresses (иногда Conventions или Conferences - конференции), E - Exhibitions (выставки, иногда Events - специальные мероприятия)).

2. Организация и обслуживание командировок (оформление виз, билетов, гостиницы).

По оценкам Russian Business Travel Agencies Association (BTAA), Подобедова Л. Сказка странствий: Кто поможет российскому бизнесмену прокатить делового партнера / Л.Подобедова - 2006. - №420 - С.26. доля MICE в совокупном обороте отечественной туристской индустрии превышает 50%. Хотя «деловые путешественники» в общем турпотоке из России составляют всего 20-25%, в среднем стоимость их поездки значительно выше, чем у туриста-частника. Корпоративные мотивационные туры - самый узкий и в то же время наиболее дорогой сегмент рынка BTAA, указывает, что корпоративные заказчики тратят на инсентив ежегодно примерно $350 - 450 миллиона.

Такого рода заказы не только формируют до четверти всего оборота туристического рынка, но и обеспечивают операторам самую высокую в отрасли маржу, которая составляет 10-15%, в то время как бронирование гостиниц и авиабилетов приносит не более 7% прибыли.

По данным их исследований, свыше 73% этого объема составляют корпоративные поездки (организуемые корпорациями), в том числе туры, имеющие целью стимулировать сотрудников, занятых, продвижением товаров компании. Еще 16% приходится на поездки, связанные с участием в съездах, конференциях, семинарах. Около 11% - имеют отношение к работе ярмарок и торгово-промышленных выставок.

В России уже сформировались лидеры по предоставлению туристических бизнес-услуг. В основном это западные компании с многолетним опытом работы в этой сфере, пришедшие на российский рынок 10-15 лет назад, а также некоторые российские компании, среди которых можно назвать Натали-турс, Одеон-турс, Rosenbluth, JeNico Travel, Mosco, Euro Lloyd, BTI, Спасские ворота Тур, Конкорд.

Однако, несмотря на то, что в мире индустрия туризма развивается бурными темпами, в России рынок делового туризма только начинает развиваться: 80% мероприятий связано с организацией командировок и только 20% с MICE-мероприятиями, которую представим в виде диаграммы (рис.1.1.). Современные тенденции развития туристического бизнеса // БИКИ. - 2003. - №96. - С.1,4.

Рис. 1.1: Структура рынка делового туризма, кол-во мероприятий

В России в структуре рынка корпоративного туризма преобладает внутренний и выездной, заметно меньшая доля приходится на въезд бизнес-гостей. Сезонность на рынке присутствует в секторе конгрессно-выставочного туризма. С одной стороны, конгресс-туризм всепогоден. Но, с другой стороны, российские компании в последнее время тяготеют к проведению корпоративных мероприятий в период высокого сезона, хотя это и обходится им дороже. В результате мы имеем такой расклад по сезонам: январь-март - 14%, апрель-июнь - 44%, июль-сентябрь - 30%, октябрь-декабрь - 12%. Там же.

Специалисты по-разному оценивают перспективы развития данного сектора в общем обороте российского туризма. С одной стороны, нам еще очень далеко до мировых лидеров в этой области, с другой - стремительная динамика роста поездок и фирм, их организующих, а также стремление осваивать все новые виды деятельности становятся сильным стимулирующим фактором для развития делового туризма.

По данным Росстата, за 2007 и первую половину 2008 года в Россию с целью делового туризма въехало более 2-х миллионов человек, в тоже время из России выехало 1,5 миллиона россиян. Таким образом, совокупный объем рынка составил около 4000000 человек. О состоянии и перспективе развития корпоративного туризма в Российской Федерации. (Аналитический доклад). - М.: Бюллетень Счетной палаты Российской Федерации, 2005. - 163 с.

В 2009 году все туроператоры ожидают резкого сокращения именно корпоративных туров. Перспективы корпоративного (делового) туризма в условиях кризиса. Аналитический отчет по маркетинговому исследованию // Маркетинговая группа Step by Step. - М.: Маркетинговые исследования, 2008. - 25 с. Организация корпоративных мероприятий сегодня - драгоценная роскошь для многих предприятий. Большинство из них резко сократили бюджет на корпоративные мероприятия, некоторые и вовсе отказались от их проведения, ведь организация мероприятий в крупных масштабах, затея довольно дорогая.

Нестабильная ситуация как в России, так и в мире в целом, безусловно крайне негативно влияет на развитие рынка делового туризма. Уменьшение числа прибыльных компаний, увеличение банкротств и безработицы приведет к стагнации на рынке делового туризма. И в сложившейся сегодня экономической ситуации, сопротивляться финансовому кризису в стране сложнее всего будет именно рынку корпоративного туризма. Однако, подобные корпоративные выезды очень нужны компаниям, т.к. они помогают наладить связи с партнерами, поэтому эти туры будут не столько сокращаться в количественном плане, сколько ухудшаться в качественном. Т.е., если раньше компании могли позволить себе организовать корпоративный выезд на фешенебельный курорт с размещением в дорогом отеле, то в 2009 году они будут выбирать менее популярные курорты с размещением в более дешевых гостиницах. К тому же, если раньше организация мероприятий сводилась в основном к торжественной части и концертным программам, сегодня к выбору развлекающей программы подходят более практично. В первую очередь, предприятия стали выбирать развивающие логику, ловкость и другие личностные качества сотрудников. Такими считаются любые спортивные игры: футбол, баскетбол, пейнт-бол, стрельба по мишеням и другие. Среди развивающих профессиональные качества: различные ролевые игры, конкурсы, тренинги. Теперь танцы, караоке, тематические вечеринки приходят на смену пышным и дорогим концертам.

В то же время многие отмечают увеличение популярности корпоративного туризма по разным регионам России. Например, в преддверии Олимпийских игр 2014 года резко возрос интерес к окрестностям города Сочи, богатым природными достопримечательностями.

Вероятно, что в условиях кризиса могут появиться компании, предлагающие услуги делового туризма эконом-класса. Именно на такие услуги можно ожидать повышение спроса среди потенциальных клиентов. Кроме того, по мнению участников данного рынка, в будущем можно ожидать консолидации рынка. Маленькие компании, скорее всего, не выдержат конкуренции и выйдут из бизнеса. Уже сейчас крупные клиенты знают лидеров и обычно даже не приглашают никого другого на тендеры. Таким образом, данный рынок будет в основном представлен фирмами, принадлежащими крупным международными группами, имеющие сильные бренды и специализацию. В то же время можно ожидать перераспределение сил на конкурентном поле, а среди основных параметров конкуренции можно выделить: уровень сервиса, качество услуг, ассортимент услуг.

Но в любом случае, бизнес-туризм по России может быть весьма прибыльным направлением, но это пока только в перспективе. Бизнес-туризм в России напрямую зависит от развития внутреннего туризма вообще, то есть само государство должно быть заинтересовано в развитии внутреннего туризма. Однако надежда, что когда-нибудь деловой туризм в России станет не экзотическим вложением денег, а необходимым элементом бизнеса все-таки остается. Ни для кого не секрет, что в связи с выходом Российского бизнеса на более высокие рыночные позиции все чаще возникает необходимость в оптимизации и интенсификации деловых, научных и культурных связей. В этом контексте бизнес-туризм, как одна из ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей Российской экономики, призван способствовать расширению сферы бизнес-контактов, развитию экономического потенциала России и её интеграции в мировое сообщество.

В целом, для развития корпоративного туризма характерны несколько тенденций.

С одной стороны, корпоративный туризм становится все более разнообразным, постоянно возникают его новые виды. С другой, возрастает его интеграция с иными отраслями туристической индустрии. Кроме того, все большее развитие в России получает такой вид туризма, как корпоративный отдых, основная цель которого - сплочение коллектива.

Рынок бизнес-мероприятий можно рассматривать в двух направлениях:

- с одной стороны как составную часть рынка услуг, при этом основными игроками являются организации, профессионально занимающиеся подготовкой и проведением различных бизнес-мероприятий (для целей настоящего исследования примем название - рынок event-мероприятий).

- с другой стороны, рынок корпоративных мероприятий - основная часть рынка делового туризма. И с этой точки зрения необходимо рассматривать инфраструктуру рынка делового туризма: отели, бизнес-центры, загородные пансионаты, обладающие вместительными конференц-залами.

Таким образом, рынок корпоративных мероприятий возникает на пересечении двух рынков - рынка events (специальных событий - event-мероприятий) и рынка делового туризма (MICE). Маркетинговое исследование и анализ российского рынка делового (корпоративного) // Маркетинговая группа Step by Step. - М.: Маркетинговые исследования, 2008. - 98 с.

С точки зрения специализации, на рынке event-мероприятий работают следующие фирмы:

1) фирмы по организации праздников

2) концертные агентства

3) тренинговые компании

4) фирмы, предоставляющие отдельные услуги для проведения event-мероприятий (кейтеринговые компании, рестораны, оформительские фирмы, фирмы, предоставляющие профессиональное оборудование, фирмы, организующие фото- и видеосъемку, фирмы, предоставляющие услуги по озвучиванию мероприятия

5) компании по подготовке и проведению корпоративных мероприятий «под ключ» (event- агентства, pr-агентства).

После проведения мероприятия агентство предоставляет заказчику фото- и видеоотчет. Агентство -- это предприятии-посредник между заказчиком и десятками подрядчиков, из которых агентство должно выбрать лучших и наиболее подходящих в соотношении «цена -- качество» для конкретного мероприятия.

Услугами по организации корпоративных мероприятий пользуются компании разных отраслей. Однако, существуют отрасли - лидеры по количеству заказов корпоративных мероприятий. Это: Там же.

1) Банки и страховые компании

2) Российские медицинские и фармкомпании

3) Строительные организации, архитектурные бюро

4) Телекоммуникационные, электронные фирмы

5) Пивоваренные компании

По мнению участников данного рынка, основной тенденцией корпоративных мероприятий в России является спрос на креативные мероприятия.

Если 5-6 лет назад можно было обойтись лишь фуршетом и концертом, то сейчас заказчик хочет, чтобы его удивили. Тяга к креативности - это еще и общемировая тенденция, которая поощряется мировой общественностью.

Также компании, проводящие корпоративные мероприятия, стараются максимально обогатить мероприятие, дав ему добавленную стоимость (например, пригласить на конференцию специалистов с женами и детьми, устроив для последних туристические экскурсии). Периодичность проведения корпоративных мероприятий, проводимых в крупных российских компаниях представлены на рис. 1.2.

Рис. 1.2.: Как часто проводятся корпоративные мероприятия в российских компаниях

Появляется спрос на корпоративные мероприятия с дополнительным оздоровительным эффектом (spa-фактор, услуги оздоровительных центров, востребованы гостиницы с тренажерными залами и бассейнами). Также в последнее время стали обращать особое внимание на выбор экологически чистых зон, «чистых курортов», на которых строго соблюдаются правила сохранения окружающей среды. В этой связи всю большую популярность приобретает так называемый «сельский инсентив-туризм, организуемый на природе, вдали от больших городов и промышленных центров, на яхтах.

Сильное влияние на event-технологии оказывает технический прогресс. Новые решения в области видео и аудио обеспечения, компьютерные и телекоммуникационные ресурсы дают возможность мобильным и гибким компаниям занимать более высокие позиции на рынке.

В последние годы интерес к бизнес-туризму в России увеличивается как со стороны российских бизнесменов, так и со стороны западных компаний. География туров охватывает все больше региональных центров Северо-Западного округа, Урала, Южной Сибири. Особенно динамично развивается внутренний деловой туризм.

Далее будут рассмотрены виды корпоративного отдыха и особенности их классификации.