logo
Основные направления развития туризма в Италии

1. Методические основы изучения туристско-рекреационного потенциала и туризма

Туризм - временное перемещение людей с постоянного места проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны, в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных целях, но без занятия в месте временного пребывания работой, оплачиваемой из местного финансового источника.

Различные правовые определения туризма можно объяснить различными целями нормативных актов, а также развитием самого понятия. Однако подобные различия влекут неоднозначное понимание туризма в рамках конкретных наук. Например, экономическая наука рассматривает его как отрасль экономики, межотраслевой комплекс, вид предпринимательской деятельности - в зависимости от целей исследования. В немногочисленных правовых изысканиях также используются разные определения. Анализ последних позволяет выделить несколько основных подходов к рассмотрению туризма, в том числе международного, в юридической науке. [6] Правоведы, принимающие за основу правового регулирования туризма нормы, выработанные Статистической комиссией ООН 1993 года, а также Рекомендации по статистике туризма Всемирной туристской организации, определяют туризм как деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и другими целями. Критерием, положенным в основу данного определения, является то, что туризм представляет собой вид путешествия. Правоведы, занимающиеся проблемами международного частного права, считают международный туризм сферой предпринимательской деятельности. Соглашаясь в целом с позицией о необходимости рассмотрения международного туризма как вида предпринимательской деятельности, нельзя не учитывать его социальной направленности, которая выражается в удовлетворении потребностей туристов в поездках, отдыхе, экскурсиях и т.п. Поэтому представляется целесообразным подходить к рассмотрению международного туризма как социально-экономического явления, в котором его социальная составляющая обусловливает экономическую. [45] Социальная составляющая туризма включает ту его часть, которая относится к свободным перемещениям людей, их отдыху и досугу. Определение туризма, отражающее его социальную сущность, содержится в ст.1 Закона о туристской деятельности. Туризмом здесь называются временные выезды (путешествия) граждан России, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране временного пребывания. Следовательно, туризм понимается как вид путешествия. Экономическую составляющую туризма можно определить как предпринимательскую деятельность в сфере туризма, которую можно назвать туристской деятельностью. Однако учитывая то, что туризм объединяет многие виды такой деятельности социальной направленности, туристская деятельность является понятием, объединяющим разнообразные виды предпринимательской деятельности, направленные на удовлетворение потребностей туристов в совершении туристских путешествий. Следовательно, международная туристская деятельность представляет собой систему разнообразных видов предпринимательской деятельности, связанных с организацией и осуществлением международных туристских путешествий. При этом определенная часть данной системы имеет внешнеэкономический характер. В таком случае определение международного туризма будет выглядеть следующим образом: это международные туристские путешествия, а также система разнообразных видов предпринимательской деятельности, связанной с организацией и осуществлением туристских путешествий. [29] Некоторые понимают туризм как вид активного отдыха, своеобразного соперничества, когда при восхождении на вершины или сплаве на байдарках участники проверяют свою выносливость и силы по сравнению с другими. Туризм не только позволяет отдохнуть - он укрепляет здоровье, поддерживает силы, помогает выйти из стресса. Именно поэтому туризм, временная смена места пребывания, является столь популярным видом отдыха, и продолжает набирать популярность. Турист - потребитель тура, туристского продукта или туристских услуг - временный посетитель местности, населенного пункта, территории или страны независимо от его гражданства, национальности, пола, языка и религии, находящийся в данной местности не менее чем 24 часа, но не более 12 месяцев в течении календарного года, или находящийся вне места своего проживания в пределах своей страны и осуществляющий по меньшей мере одну ночевку в коллективном или индивидуальном средстве размещения, путешествующий ради удовольствия или с познавательными, лечебными, деловыми целями и не занимающийся при этом деятельностью, оплачиваемой из местного финансового источник. Таким образом, можно отметить, что специалисты приводят разные определения туризма, но все из них объединяет одно, а именно понимание туризма как выезда за пределы своего места жительства, при этом цель поездки может быть совершенно любая - кроме смены постоянного места жительства и заработка. [5] Существует очень много классификаций туризма. Туризм разделяют по числу участников, по региону отдыха, по основным используемым природным ресурсам, по цели. А.С. Кусков выделяет следующие виды туризма: Деловой туризм - временные командировки и поездки со служебными целями, включая участие в конгрессах, конференциях. Культурный туризм - туризм в целях ознакомления и познания культурного наследия различных стран и народов. (Рис.1)

туризм италия рекреационный гостеприимство

Рисунок 1 - Виды туризма выделяемые Кусковым А. С. (составлено автором по источнику [31])

Рекреационный туризм - поездки с целью отдыха, оздоровления и лечения, восстановления психических и эмоциональных сил человека. Религиозный туризм - поездки к святым местам. Экологический туризм - ориентирован на прямое использование "дикой" природы как среды обитания туристов. Фестивальный туризм - широкий спектр туристских поездок, которые организуются для посещения ярмарок, выставок, фестивалей. Гастрономический туризм - это путешествие по странам и континентам для знакомства с особенностями местной кухни, кулинарными традициями, с целью отведать уникальные для приезжего человека блюдо или продукт. Цели путешествия являются одними из главных и определяющих признаков туризма. В классической теории туризма признается всего шесть общих целей, по которым туризм отграничивается от путешествий. (Рис.2)

Рисунок 2 - Цели путешествия (составлено автором по источнику [26])

· оздоровительные (восстановление духовных и физических сил человека, а также лечение)

· познавательные (совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлений, истории и настоящем человечества, культуре других стран и народов)

· спортивные (подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей)

· профессионально-деловые (бизнес-поездки, участие в конгрессах, конференциях, семинарах, обмен опытом, профессиональное обучение)

· религиозные (паломнические и культовые, культурно-исторические по изучению религии и культов)

· гостевые и ностальгические (посещение родственников, мест исторического проживания).

Туризм основан на целевом и разумном использовании туристских ресурсов. Суть туристских ресурсов - объекты туристского интереса, которые потенциально способны удовлетворять потребности людей, возникающие в процессе туризма. Там, где нет каких-либо туристских ресурсов - туризм не может быть в принципе. [28] Туристские ресурсы количественно ограничены и качественно дифференцированы, следовательно, выступают как экономическое благо, как товар, требующий значительных затрат на воспроизводство. В экономическом плане туристские ресурсы выступают как факторы производства туристского продукта, так как их дифференциация порождает различия в результатах хозяйственного использования. Туристским интересом является перспектива получения туристом объективной информации, положительных эмоций и потенциальная возможность удовлетворения планируемой потребности туриста в конкретной, априори частично известной туристской услуге (работе), туристском товаре и туристском продукте, основанных на определенном комплексе туристских ресурсов, выступающих в виде объектов туристского интереса. Под туристским впечатлением следует понимать комплекс эмоций, в общем случае положительных, и душевного и физического состояния туриста, возникший или достигнутый им в результате потребления туристских услуг (работ), приобретения туристских товаров, потребления туристского продукта. [45] В Федеральном законе "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" дается следующее понятие туристских ресурсов: "Туристские ресурсы - природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, призванные удовлетворять духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил". В научной литературе выделяют специфические свойства туристских ресурсов. (Рис.3)

Рисунок 3 - Свойства туристских ресурсов (составлено автором по источнику [26])

Целостность понимается как взаимосвязь всех ресурсов: объектов питания, гостиничного хозяйства, транспорта. Емкость туристских ресурсов заключается в возможности включать в себя ресурсы и других сфер экономики, не имеющих тесного контакта с туризмом. Устойчивость туристских ресурсов в масштабах национальной экономики означает ненарушение экономического баланса. Надежность в туристской сфере определяется в первую очередь социально-политическими условиями. Привлекательность - основное свойство туристских ресурсов. Именно она делает объект предметом туристского показа. Уникальность туристского объекта может вызвать интерес человека, проживающего в любой точке земного шара, придает ему мировое значение, статус. Туристская инфраструктура является необходимым условием освоения рекреационных ресурсов и развития туристской индустрии. Туристскую инфраструктуру можно подразделить на крупные блоки. (Рис.4)

Рисунок 4 - Классификация туристской инфраструктуры (составлено автором по источнику [29])

Особенность туристской инфраструктуры в том, что она обслуживает туристов и местное население, поэтому её развитие способствует туристскому освоению территории, улучшает условия жизни жителей данного района. К тому же туристская инфраструктура создаёт большое количество рабочих мест.