logo
Основные объекты религиозного туризма мира, России и Омской области

1.1 Основные понятия

Религиозный туризм - вид, при котором основная мотивация путешествия связана с желанием осмотра, знакомства и основными памятниками религиозной культуры. Религиозный туризм развивается в нескольких формах: паломничество, экскурсионный туризм религиозной тематики, научный туризм с религиоведческими целями и миссионерство.

Паломничество - разновидность религиозного туризма, совершаемого верующими людьми разных конфессий по святым местам с целями поклонения святому месту, храму и др. религиозным реликвиям; совершения религиозного обряда или участия в таковом; духовного совершенствования, получения благодати, исцеления духовного или физического; совета (к примеру, у старцев, божьих людей); исполнения обета, искупления греха и т.д. [10, стр. 204]

Паломничество - это путешествие с культовыми целями, одна из самых старых форм туризма, развитие которой связано с формированием мировых религий. К мировым религиям причисляют буддизм (возник 6-5 вв. до н. э.), христианство (1 в. н. э.), ислам (7 в. н. э.). Любая церковь поощряла паломничество, это повышало ее авторитет, способствовало распространению веры по миру и давало значительный доход. Отличаясь от остальных форм туризма лишь целью и мотивом путешествий, паломничество, как и туризм, бывает международным и внутренним. [4, стр. 69]

Несмотря на весьма длительный срок существования паломничества, учет пилигримов обычно или не проводился, или не обнародовались его результаты, а если и публиковались, то с сознательными искажениями. Церковь пыталась завысить цифры в целях поднятия авторитета, в большинстве же случаев не хотела раскрывать экономическую выгоду паломничества для себя. Поэтому, даже сейчас международная статистика располагает лишь немногочисленными, весьма разрозненными и вряд ли очень точными данными. Опрос о целях посещения иностранцами Италии в 1963 г. путем анкетирования показал, что 3,1% прибывших имели целью знакомство с католицизмом. 1% американских туристов, выезжавших в 1965 г. за пределы США, совершали поездки в религиозных целях. В 1967 г. по религиозным мотивам на Цейлон прибыло около 1 тыс. человек (из 23,6 тыс.), в Израиль --27 тыс. (из 268 тыс.). Даже эти отрывочные данные говорят о том, что паломничество занимает определенное место в международном туризме. [3, стр. 73]

Религиозный туризм культивируется в капиталистических странах для поддержания авторитета церкви и с целью получения иностранной валюты. Крупными центрами религиозного туризма являются Ватикан с резиденцией папы, города Ближнего Востока -- Мекка с храмом Каабы и Медина с могилой пророка Магомета.[6, стр. 44]

Воздействие религиозного туризма на экономику некоторых стран и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма велико. Обычно паломники оставляют в стране притяжения существенную долю взятых в дорогу денег. Сумма валюты, которую вывозят паломники со своей родины, бывает очень значительна. Большая часть денег пилигримов попадает в виде пожертвований местному духовенству. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей. Так, хадж -- паломничество мусульман в Мекку, приуроченное к «великому празднику жертвоприношения», является средством существования носильщиков, лодочников, возчиков, грузчиков, торговцев и ремесленников Мекки. Само существование этого города, расположенного среди голых скалистых гор Саудовской Аравии, зависит почти исключительно от торговли сувенирами, продуктами, утварью, сдачи домов под квартиры и других видов обслуживания паломников. В экономике этого района значительное место занимает производство одеяний для паломников, специальных паланкинов, которые крепятся по бокам верблюдов, и т. д. До второй мировой войны в Саудовской Аравии большое значение имела обработка добываемого со дна Красного моря черного коралла, из которого выделывались четки для паломников. Мусульманское паломничество в «святые места» Саудовской Аравии -- одна из опор ее казны. Вплоть до 40-х годов XX в., когда быстрый рост добычи нефти и платежи иностранных нефтяных монополий стали составлять основную долю бюджетных поступлений страны, доходы от религиозного туризма были важнейшей статьей национального дохода Саудовской Аравии [8, стр. 10 - 11].

Превращение той или иной географической точки в центр паломничества объясняется какими-либо связанными с ней историческими, религиозными событиями, памятниками или легендами (гробницы «святых», места их рождения, реликвии, оставшиеся после смерти «святого», память о якобы сверхъестественном явлении).

К религиям, приверженцы которых дают большую часть паломников, относятся мусульманство -- 15 % общего числа верующих на Земле (во многих мусульманских странах паломничество является чуть ли не основной формой международного туризма -- как в страну, так и из нее), индуизм (12% от общего числа верующих), буддизм (12%) и католицизм (18%) [1, стр. 129], т. е. более половины верующих относится к тем религиозным направлениям, в которых паломничество очень поощряется. Однако протестантизм совершенно не признает паломничества, а в православии оно развито незначительно, тем более в международной форме.

Выделяют 13 крупных районов паломничества в мире, среди них есть моно- и поликонфессиональные.

Европа - господствует христианство

Северная Америка - доминирует христианство, оно дополняется другими многочисленными религиями

Латинская Америка - доминирует христианство, в сочетании с местными традиционными религиями

Северная Африка - доминирует ислам

Восточная и Западная Африка - господствует ислам, существуют отдельные центры христианства, районы распространения традиционных религий

Западная Азия - доминирует ислам, имеются районы христианства и иудаизма

Южная Азия - доминирует индуизм, обширные районы ислама, центры христианства, буддизма, сикхизма, джайнизма

Юго-Восточная Азия - преобладание буддизма, также широко распространен ислам, христианство, имеются анклавы индуизма

Восточная Азия - господствует буддизм в сочетании с конфуцианством, синтоизмом, есть центры христианства и ислама

Центральная Азия - доминирует буддизм

Средняя Азия - господствует ислам

Россия - преобладает христианство с анклавами ислама и будизма

Австралия и Океания - господствует христианства в сочетании с местными религиями.

В географии религиозного туризма имеются определенные особенности:

Ш активная зона циркуляции паломников включает прежде всего большую часть Западной и Южной Евразии и северные районы Африки;

Ш значительные районы мира, например страны Латинской Америки или Африки, несмотря на сильное распространение религии (католицизм в Америке, ислам во многих странах Африки), международным паломничеством в силу ряда социально-исторических причин почти не охвачены;

Ш в отличие от обычного туризма, где в циркуляции потоков существует тенденция меридионального перемещения (север -- юг), в религиозном туризме преобладают в основном широтные перемещения, что объясняется «широтной географией» всей зоны стран развитого паломничества и соответствующим расположением религиозных центров по отношению к своему, так сказать, хинтерланду;

Ш одним из крупных центров притяжения паломников являются Мекка и Медина и связанная с ними Джидда. Их «сфера влияния» раскинулась от западных берегов Африки до азиатского побережья Тихого океана, однако в этой огромной полосе есть «белое пятно» -- Индия, большая часть населения которой исповедует иную религию. В Юго-Восточной Азии влияние ислама тоже не повсеместно. [3, стр. 75]

Каждая религия имеет свои объекты поклонения. Каждый крупный религиозный район - центры паломничества мирового значения. В них собираются потоки паломников со всего света.

Крупнейшим религиозным центром мира, по праву, считается Иерусалим. Его особое место среди других центров паломничества обусловлено тем, что Иерусалим почитается святым среди представителей сразу трех религий - иудаизма, христианства и ислама.

Для евреев, исповедующих иудаизм, нет определенных мест в Иерусалиме, к которым они совершают паломничество: священным считается весь город. Но любой верующий обязательно помолится у Стены Плача. Эта традиция восходит ко времени разрушения города и храма евреев римлянами в 70 г. н.э. Десятки тысяч евреев были убиты, оставшиеся в живых обращены в рабство, отправлены в изгнание, тем, кто уцелел под страхом смерти запрещалось возвращаться в город. Позже избранным позволили совершать туда паломничество и оплакивать руины.

Иудейские паломники, приезжающие в Иерусалим, обязательно приходят в другую обитель скорби - Йад-ва-Шем, Зал памяти о шести миллионах убитых нацистами в годы холокоста.

Для христиан Иерусалим связан с земным пребыванием Иисуса Христа. Христианские паломники приезжают в Иерусалим, чтобы пройти по его стопам. Самым важным пунктом паломнической программы христиан является храм Святого Гроба Господня. Каждый верующий стремится посетить этот храм, поклониться его реликвиям - Голгофе, Камню Миропомазания (плита известняка, на которой тело Иисуса по снятии с креста было подготовлено к погребению), Гробнице Господня (место где была пещера, принявшая тело Христа, разрушена в 1009 г.). После бичевания и осмеяния Иисус нес свой крест по Пути скорби. В наши дни во время туристического сезона каждую пятницу процессии пилигримов проходят по современным улицам от места судилища до Голгофы, где был распят Иисус.

Немало христианских мест расположено в стороне от Иерусалима. В нескольких километрах к югу находится Вифлеем - место рождения Христа. В самом центре небольшого города находится, возможно, самая древняя (VI в.) христианская постройка в мире - храм Рождества Христова. В 100 км к северу в г.Назарет Иисус "возрастал и укреплялся духом", усмирил волны Галилейского моря и нашел себе учеников среди рыбаков.

В Мекке, где, по преданию, родился Магомет, находится главная святыня мусульман -- храм «Кааба», имеющий кубическую форму; в одну из его стен вделан «черный камень» (метеоритного происхождения), которому арабы поклонялись в доисламскую эпоху. Паломничество совершается в Мекку для того, чтобы приложиться к «Кааба» и поклониться расположенной вблизи города священной горе Арафат.

В исламе паломничеству придается особое значение. Каждый совершеннолетний мусульманин должен стремиться к совершению обряда «священного хаджа». Хадж - паломничество в Мекку (Саудовская Аравия), город, в котором родился Мухаммед. Посещение Мекки -- мечта каждого правоверного мусульманина, поэтому этот город занимает одно из первых мест в мире среди религиозных центров. Здесь находится Кааба. Кааба представляет собой большой грубый куб, сложенный из серо-зеленых гранитных блоков. В одном из углов Каабы находится большой черный камень (метеоритного происхождения), который поместил там сам Мухаммед. Главная цель паломничества мусульман в Мекку состоит в том, чтобы 7 раз обойти вокруг Каабы в направлении против часовой стрелки, прикоснуться к черному камню и поцеловать его.

Второй после Мекки центр паломничества мусульман -- «город пророка» Медина. На месте дома, где, по преданию, умер Магомет, воздвигнута величественная мечеть Эль-Харам с гробницей основателя ислама и других «святых» [9, стр. 45].

Местом притяжения мусульманских паломников является мечеть Омара (Купол скалы) в Иерусалиме - самое старое из дошедших до наших дней исламских культовых строений. В конце 7 в. мусульмане, захватившие Иерусалим, построили восьмиугольную мечеть над тем местом, откуда, по преданию, пророк Мухаммед - основатель ислама, вознесся на небеса. Ее купол символизирует священную гору, с которой и произошло вознесение.

В отличие от Иерусалима, где переплелись различные религии, большинство центров паломничества связано с одной конфессией.

В христианском мире существует множество святых мест в различных районах земли. Но наиболее почитаемые из них находятся в Европе (всего около 6000 посещаемых мест). В храмах европейских городов хранятся многочисленные реликвии, связанные со страданиями последних часов земной жизни Иисуса Христа. В Соборе Парижской Богоматери (Нотр Дам), хранится терновый венец, покрывавший голову Христа. В Вене - копье, которое, согласно обычаю, вонзили в бок Христа после его смерти на кресте. Остатки святого креста хранятся в Риме. В Турине (Италия) находится знаменитая плащаница - кусок льняной ткани, в который Иисус был обернут после смерти. Собор в Сантьяго-де-Компостела один из трех крупнейших центров паломничества в средние века, равный по значению Иерусалиму и Риму. Пилигримы стекались сюда поклониться святым мощам апостола Иакова.

Многочисленные центры христианского паломничества связаны с культом Девы Марии. Один из них - Лоретто (провинция Анкона в центральной Италии), где находится дом, в котором жила Пресвятая Дева. Это последний пункт паломничества, к которому ежегодно стекаются миллионы пилигримов (паломников), особенно на Пасху. Из других культовых мест известностью пользуются те, в которых людям являлся образ Девы Марии: Лурд (Франция), Фатима (Португалия), Сан-Себастьян-де-Гарабандал (Испания), Междугорье (Югославия), Гуадалупе (Мексика).

Объектами внимания со стороны православных христиан остаются древнерусские города Золотого кольца (Москва, Суздаль, Владимир, Ростов Великий, Переяславль-Залесский), Киев (Киево-Печерская лавра), горные монастыри Греции (Афон).

В буддизме верующие не совершают массовых посещений святых мест. Однако они нередко отправляются в индивидуальные путешествия, стремясь достичь более глубокого духовного совершенства. Основатель буддизма Гаутама жил и умер в долине Ганга, здесь у буддистов есть свои святые места, особо почитается Варанаси (здесь просвещенный Гаутама-Будда прочитал первую проповедь). В целях поклонения праху умерших далай-лам буддисты посещают главный центр Тибета Лхасу. Здесь расположены буддийский монастырь и дворец далай-ламы - духовного главы буддистов. Дворец Поталла - 13-этажное здание, возведенное в 17 веке. Во внутренних покоях находятся 10000 святынь и 20000 статуй; вес, хранящихся там изделий из золота и серебра исчисляется тоннами. [11, стр. 55-56]. Буддисты Непала, Индии и других стран пешком добираются до старинных сферических храмов-ступ Сваямбунатх и Боднатх в центральной части Непала и до священного источника храма Муктинатх в северной части страны. Тысячи паломников-брахманистов регулярно посещают очень древний непальский храм Пашупатинатх. Многие из стариков приходят туда для того, чтобы после смерти быть сожженными на ступенях храма у священной реки Багмати [5, стр. 115].

Центрами поклонения стали многочисленные храмы, в которых размещаются статуи Будды в различных позах с разными ритуальными жестами рук, символизирующими разные аспекты его учения. Крупнейший в мире буддийский монастырь и собрание статуй Будды - храм Борободур (что означает "много будд") находится на о. Ява (Индонезия). Известностью пользуется японский город Нара, в храме которого находится статуя Великого Будды - самая большая в стране. В городе Канди (Шри-Ланка) на берегу искусственного озера стоит обнесенный рвом Храм Зуба, где как величайшее сокровище хранится один из зубов Будды.

В южной Азии располагается обширный ареал индуизма - религии, отличающейся многообразием и множеством объектов поклонения. Все святые места индуизма находятся в Индии, их количество исчисляется десятками тысяч. Основные посвящены главным божествам индуистского пантеона - Шиве, Кришну, Вишну. Святые места индуизма: Патна, Варанаси, Амарнат, Аллахабад, Мадурая. Священной в индуизме почитается река Ганг. По ее берегам расположено множество храмов и спускающихся к воде ступеней (гхат). Миллионы мужчин и женщин собираются на берегах реки и со священными заклинаниями совершают ритуальные омовения.

Для приверженцев религиозного течения сикхизм (распространен в штате Пенджаб, северная Индия) местом поклонения является Золотой храм в городе Амритсар. Здесь в храме хранится самый древний рукописный экземпляр священной книги Гуру Грант Сагиб, в которой излагаются основы сикхизма.

Религиозный туризм может осуществляться не только с паломническими, но и с научными теологическими целями. Поездки специалистов - теологов, как правило, немногочисленны, но нередко продолжительны и расширяют географию религиозного туризма. Объектами изучения могут быть сложные религиозно-философские конфессии, зооморфизм, фетишизм, шаманство.

Поток религиозного туризма представлен также миссионерами и служителями церкви, осуществляющими те или иные контакты.

В целом, любая церковь поощряет религиозный туризм, что часто находит законодательную поддержку у государства, например, в виде охраны исторических памятников, снижения налогов, создания объектов инфраструктуры (дорог, гостиниц). Немало общественных организаций и фондов оказывают разнообразную помощь в организации религиозного туризма. Некоторые туристические фирмы специализируются на паломничестве.

Вывод: Таким образом, исходя из проанализированного нами материала, можно говорить о том, что в географии религиозного туризма имеются некоторые особенности. Во-первых, активная зона циркуляции паломников включает, прежде всего, большую часть Западной и Южной Европы, Северной Африки, Юго-Западную, Южную и Юго-Восточную Азию. Значительные районы мира, например, страны Латинской Америки или Африки международным паломничеством в силу ряда социально-исторических причин почти не охвачены. Во-вторых, основные религиозные потоки тянутся с запада на восток, что объясняется широтным распространением зоны стран развитого паломничества. В последние годы появился довольно значительный поток пилигримов в меридиональном направлении - из стран СНГ в исламские религиозные центры. В-третьих, зона христианско-католического паломничества локальна, компактна и имеет лучшие условия для путешествий в сравнении с зонами паломничества других конфессий. Значительная часть католических центров посещается не только с религиозными, но и с образовательно-культурными целями в рамках познавательного туризма. Религиозные центры - это еще и памятники архитектуры, живописи, исторические места. Многие религиозные обряды и праздники любых конфессий воспринимаются туристами как культура народа, интересная форма фольклора и охотно ими посещаются.

Религиозный туризм оказывает существенное влияние на экономику. Религиозные центры получают доходы от паломничества. Пилигримы оставляют в стране посещения значительную часть взятых в дорогу денег, в том числе делая приношение непосредственно церкви. Религиозный туризм является основным средством заработка населения Мекки, Медины и других религиозных центров. Приносит весомый доход и торговля сувенирами, религиозной одеждой для паломников, продуктами питания, предоставление жилья и различных сервисных услуг.