logo
Основные средства физического воспитания и их влияние на здоровье человека

1.1 Гимнастика

Гимнастика, сложившаяся в основном за последние два столетия, представляет собой один из видов двигательной деятельности человека. Отличает ее то, что наряду с решением общих задач физического воспитания, укрепления здоровья, развития двигательных, волевых и моральных качеств она выполняет повышенную относительно других средств физвоспитания, обучающую функцию - учит человека правильно двигаться.

Виды гимнастики Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. -М.: Мысль, 1990 г.:

1. основная гимнастика (и ее разновидность - гигиеническая);

2. спортивная гимнастика (собственно спортивная, акробатика и художественная);

3. вспомогательная гимнастика (спортивно-вспомогательная, производственная, лечебная).

Для гимнастики характерно, во-первых, решение конкретных образовательно-оздоровительных задач, во-вторых, возможность дифференцированного овладения техникой движения, что обеспечивает правильное и корректируемое (соответственно условиям) его выполнение, в-третьих, возможность избирательного воздействия на строение и функции организма человека, в-четвертых, отвлеченные формы движений, которые, придавая им стандартность, обеспечивают качественный контроль и оценку.

Основная гимнастика является наиболее богатым и разнообразным по содержанию видом гимнастики. Она обеспечивает широкую общую физическую подготовку человека ко всякой двигательной деятельности.

Упражнения основной гимнастики Гришин М.Ф. Организация и содержание самостоятельных занятий физической культурой - Л.:1986.:

· порядковые упражнения и строевые приемы;

· общеразвивающие упражнения (выполняемые без снарядов, со снарядами, на снарядах);

· общеподготовительные вольные предложения (элементарные движения, учебные комбинации упражнений без предметов, вольные упражнения с предметами);

· аналитические формы естественных движений (ходьбы, бега, метаний, борьбы и т.д.);

· прикладные упражнения (бег, прыжки, лазания и т. д);

· общеподготовительные акробатические упражнения (кувырки, перекаты и др.);

· общеподготовительные упражнения на снарядах (перекладине, брусьях, кольцах, коне и др.) и гимнастические прыжки;

· общеподготовительные танцевальные формы движения;

· подвижные игры.

Основная гимнастика молодежи представляет собой подобранные сообразно цели занятий комплексы из перечисленных упражнений с нормированием интенсивности и объема нагрузки в соответствии с подготовленностью занимающихся.

Гигиеническая гимнастика является разновидностью основной. Она дополняет основную гимнастику в режиме дня, а в преклонном возрасте может заменить ее. Утренняя зарядка обеспечивает регулярные воздействия на организм, постоянную активизацию его функций, поддержание здоровья, улучшение самочувствия, бодрость свежесть.

Наиболее распространенной формой гигиенической гимнастики является индивидуальная, выполняемая утром дома. Гимнастика особенно ценна, когда по содержанию, нагрузке и времени она отвечает индивидуальным особенностями занимающихся.

Вспомогательная гимнастика включает Руденко Г. В. Выбор средств для самостоятельных занятий физической культурой. С-Пб, 2009.:

· спортивно-вспомогательную гимнастику,

· производственную гимнастику,

· лечебную гимнастику.

Спортивно-вспомогательная гимнастика применяется занимающимися спортом в виде комплексов упражнений, по содержанию и формам максимально приближенных к конкретной спортивной специальности (например, к футболу или плаванию). Такие упражнения включаются в разминку или непосредственно в основную часть специального тренировочного занятия.

Производственная гимнастика применяется рабочими, служащими и учащимися. Она должна способствовать повышению профессиональной работоспособности, что и достигается, как правило, если содержание и методика подобраны грамотно - с учетом специфики и условий труда.

Лечебная гимнастика применяется в лечебных учреждениях и самостоятельно. Она должна способствовать восстановлению нарушенного здоровья. В связи я этим лечебная гимнастика имеет очень дифференцированный характер (узкого воздействия) и соответствует имеющимся нарушениям, индивидуальным особенностям и условиям лечения.