logo
Особенности маркетинга в туризме

2.1 Краткая характеристика организации

Турфирма «Колесо Путешествий» один из лидеров туристического рынка г. Хабаровска. Туры, разрабатываемые и предлагаемые самой фирмой, а также другими туроператорами, пользуются популярностью у потребителей.

  • Каждый из менеджеров по направлениям занимается по своим направлениям (странам), закрепленным за ними менеджера направления совмещает свои функции с функциями своих подчиненных.
  • Туристские услуги в турфирмы «Колесо Путешествий» можно разделить на основные, дополнительные и сопутствующие.
  • 1) Основные туристские услуги - целевые услуги, входящие в тур, т. е. услуги, которые приобретаются в пакете, гарантирующем их обязательное потребление в месте отдыха. Туристский пакет включает в себя:
  • - Услуги по размещению - это конкретный отель, который предлагается туристу в туристском центре на время путешествия. Размещения в отелях различаются в соответствии с типом услуг гостеприимства, которые предлагают туристу. (Это могут быть отели, мотели, виллы, апартаменты, ботели, кемпинги и т. д. );
  • - Услуги Трансфера - доставка туриста различными видами пассажирского транспорта от места прибытия, расположенного в стране пребывания (аэропорт, гавань, ж/д станция), к месту размещения (отель), где он будет проживать, и обратно;
  • - Услуги по обеспечению туристов питанием (в ресторанах, кафе, барах, в кафетериях, пансионатах);
  • 2) Дополнительные туристские услуги - целевые и инфраструктурные услуги, которые можно получить за дополнительную плату, не входящие в стоимость тура. Сюда можно отнести:
  • - экскурсионные услуги
  • - дополнительные услуги, не вошедшие в перечень основных услуг
  • - физкультурно-оздоровительные услуги
  • - медицинские услуги
  • - страховые услуги
  • - культурно-зрелищные и игровые мероприятия и т.д.
  • 3) Сопутствующие услуги - услуги местного инфраструктурного комплекса, которыми пользуются и туристы. К сопутствующим услугам относятся:
  • - обеспечение сувенирной продукцией, туристкой символикой
  • - торговое, валютно-кредитное, информационное, конгрессное и прочее обслуживание
  • - услуги специальных видов связи и т.д.
  • Между дополнительными и сопутствующими услугами нет четкой границы. В некоторых крупных тур компаниях и гостиницах число дополнительных и сопутствующих услуг достигает до 500.
  • Туристу могут быть предоставлены либо определенные виды услуг по его выбору (индивидуальный тур), либо полный комплекс услуг. Полный комплекс услуг может предоставляться путем продажи так называемых пэкидж-туров, что предполагает предоставление клиенту полного комплекса услуг. Этот тур, однако, может и не включать транспортные расходы. Обычно пэкидж-туры организуются по определенной, заранее рекламируемой программе.
  • Финансовое обеспечение предоставлено Обществом с ограниченной ответственностью ОСАО Ингосстрах
  • Основной принцип работы компании - любое пожелание заказчика должно быть выполнено.
  • Отдела маркетинга в данной турфирме нет, специалистом по маркетингу является менеджер.
  • В туристическом бизнесе, как и в любом другом виде деятельности, необходимо изучение проблем спроса и предложения на рынках, т.е. проведение маркетинговых исследований. Именно такие исследования мы провели на основе изучаемой турфирмы. Мощное развитие мирового туризма за последние 2-3 десятилетия привело к жесткой конкуренции за рынки сбыта турпродукта. В развернувшейся борьбе за клиента в последнее десятилетие стала побеждать маркетинговая стратегия конкурентной борьбы. В этом смысле функция маркетинга рассматривается не только как одна из сторон предпринимательской деятельности, но и как координирующая структура (концепция) всех аспектов туристического бизнеса, т, е. роль маркетинга заключается не только в удовлетворении спроса и в организации торговли. Маркетинг берет оценку покупательского спроса за отправной момент в данном бизнесе.
  • Анализ показал что, при оказании услуг фирма ориентируется на потребности туристов, определяемые с помощью спроса потенциальных клиентов. Немаловажным источником информации является и анализ рекламных проспектов и листовок, доставляемых российскими и зарубежными фирмами-партнерами и конкурентами. Маркетинговый отдел данной турфирмы изучает структуру потребностей туристов, лежащую в основе формирования туристической программы, показывающую, что организация туров на отдых должна учитывать такие факторы, как место отдыха, престиж или, напротив, экономию средств, а также возраст туристов: при организации деловых поездок и шоп-туров особое значение имеет местоположение страны туризма.
  • Следует отметить следующие недостатки в коммуникативной деятельности фирмы:
  • 1) в феврале - марте турфирма "Колесо Путешествий" не проводила рекламную компанию, не смотря на то, что праздник 8 марта является поводом для российских туристов для отдыха;
  • 2) большой объем рекламы был дан в мае месяце, однако июнь не является пиком активности туристов;
  • 3) период проведения рекламных акций в одном медианосителе составляет в среднем 5 дней. За такой короткий период времени не возможно охватить необходимую долю целевых потребителей, а тем более достичь эффективной частоты контактов для формирования осведомленности о фирме и стимулирования турпокупок;
  • 4) проведение рекламных мероприятий планируется с опозданием, так как рекламные акции совпадают с пиком сезонной активности, что не позволяет фирме вовремя информировать потребителей о своих услугах и напоминать о себе.
  • Таким образом, анализ продвижения туруслуг показал: рекламные мероприятия планируются не продуманно, не осуществляется контроль эффективной рекламной деятельности, не ведется анализ рекламной деятельности конкурентов.
  • Анализ объема реализации является одним из важнейших показателей деятельности фирмы, с одной стороны величина объема продаж определяет долю фирмы на рынке, а с другой стороны, темпы роста объема реализации непосредственно влияют на величину издержек, прибыли и рентабельности. Проведем анализ объема продаж в стоимостных единицах.
  • Таблица 1 - Анализ объема продаж турфирмы "Колесо Путешествий" в стоимостных единицах в 2010-2011 гг.
  • Вид услуг

    Сумма выручки за 2010 г.

    Сумма выручки за 2011 г

    Отклонения (+ / -)

    Отдых в Турции

    83.000

    74.020

    8.980

    Отдых в Египте

    58.000

    46.500

    11.500

    Франция. Париж

    16,350

    12.200

    4.150

    Италия (Рим, Венеция)

    13,620

    10.350

    3.270

    Чехия (пивной тур)

    18,296

    13.550

    4.746

    Байкал

    59,600

    68.800

    9.200

    Республика Алтай

    260.200

    348.000

    87.800

    Республика Хакасия

    33.080

    50.630

    17.550

    Отдых в Китае

    24.200

    100.200

    76.000

    Монголия

    36.200

    58.600

    12.400

    Итоговая выручка

    602.546

    772.800

    170.254