logo
Археологические ресурсы в системе регионального туризма (на примере памятника археологии "Петроглифы Сикачи-Алян")

1.1 Основные понятия археологии

Считается, что слово "археология" впервые употребил Платон в значении "история прошедших времен". После него термин "археология" использовал знаменитый древний историк Дионисий Галикарнасский в заглавии одного из своих сочинений (?щмбък? ?счбйплпгЯб) [16]. Сочинение Дионисия ничем не отличается от обычного исторического повествования и никакого археологического материала в себе не заключает. Только к XVI столетию термин "археология" принимает более определенное значение и употребляется для обозначения жизни и состояния прошедших времён в противоположность истории, которая изучает деяния прошлого.

В Археологическом словаре археология (греч. ?счбЯпт Ї древний и льгпт Ї слово, учение) определяется как наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества [35, с.22].

По другому подходу археология Ї это наука, изучающая памятники материальной культуры, по которым восстанавливается образ прошлой жизни человеческого общества с помощью следующих методов: поверхностная разведка местности и исследование памятников, обнаруженных при раскопках с тщательными измерениями их, описаниями, зарисовками и фотографиями, с последующей камеральной (лабораторной) обработкой и реставрацией [58].

В Энциклопедии археологии дано следующее определение данного понятия: "археология Ї гуманитарная наука, изучающая вещественные исторические источники (археологические памятники), начиная с первобытных и кончая средневековыми" [67].

Обобщая вышесказанное, определим археологию как гуманитарную науку, изучающую по вещественным источникам историческое прошлое человечества с первобытных до средневековых времён, используя следующие методы: поверхностная разведка местности и исследование памятников, обнаруженных при раскопках с тщательными измерениями их, описаниями, зарисовками и фотографиями, с последующей камеральной (лабораторной) обработкой и реставрацией.

Как следует из определений, археология базируется на изучении вещественных источников. В свою очередь, вещественные источники Ї это орудия производства и созданные с их помощью материальные блага: постройки, оружие, украшения, посуда, произведения искусства Ї всё, что является результатом трудовой деятельности человека. Вещественные источники, в отличие от письменных, не содержат прямого рассказа об исторических событиях, и основанные на них исторические выводы являются результатом научной реконструкции. Значительное своеобразие вещественных источников вызвало необходимость их изучения специалистами-археологами, которые производят раскопки археологических памятников, исследуют и публикуют находки и результаты раскопок и восстанавливают по этим данным историческое прошлое человечества. Особое значение археология имеет для изучения тех эпох, когда ещё не существовало письменности, или истории тех народов, у которых письменности не было и в позднее историческое время.

Археология значительно расширила пространственный и временной горизонт истории. Письменность существует около 5 тыс. лет, и весь предшествующий период истории человечества (равный, по новейшим данным, почти 2 млн. лет) стал известен только благодаря развитию археологии. Да и письменные источники за первые 2 тыс. лет их существования (египетские иероглифы, линейное греческое письмо, вавилонская клинопись) были открыты для науки археологами. Археология имеет значение и для эпох, когда существовала письменность, для изучения древней и средневековой истории, так как сведения, почерпнутые из исследования вещественных источников, существенно дополняют данные письменных источников.

Объектами изучения археологии являются археологические источники, под которыми понимают археологические памятники после проведения соответствующих раскопок со строгим соблюдением методики [35, с.23].

В свою очередь, археологический памятник Ї объект материальной культуры, несущий в себе определённый объём информации о прошлом [16].

Систематизировать классификацию археологических памятников представляется возможным следующим образом:

1. Погребальные памятники:

курган (курганный могильник; одиночный курган; подкурганное захоронение);

каирн;

кенотаф;

мемориальный комплекс (жертвенник, остатки тризн и др.);

некрополь.

2. Поселенческие памятники:

городище;

поселение, селище;

стоянка;

остатки отдельного жилища;

мастерская;

производственный комплекс;

пещера;

земледельческий комплекс;

оборонительное сооружение.

3. Ритуально-культовые памятники:

храм и храмовый комплекс;

святилище;

почитаемое место;

лабиринт;

менгир;

кромлех;

дольмен;

петроглиф.

4. Памятники специфического вида:

клад;

затонувший корабль;

случайная находка;

затопленный город или его часть [см. Приложение 1].

Перечисленная выше классификация археологического материала носит очень условный характер. Часто памятники сочетают в себе черты различных категорий.

Определим некоторые виды археологических памятников.

Курган - разновидность погребальных памятников, распространённая на всех континентах, кроме Австралии и Антарктиды. Характеризуется, как правило, сооружением земляной насыпи над погребальной ямой. Выделяются многочисленные типы курганов, характеризующиеся особенностями конструкции погребальной камеры и насыпи [35, с.106].

Каирн (англ. cairn или ирл. Carn) Ї груда камней, часто конической формы, насыпанная над погребением. Термин часто используется как синоним слова "курган" в областях, где насыпи состояли из камня. Обычно каирны можно найти на вересковых пустошах, горных вершинах или близ водных путей [16].

Кенотаф (др. - греч. кенпфЬцйпн, от кеньт Ї пустой и фЬцпт Ї могила) Ї памятник в месте, которое не содержит останков покойного. В ритуалах поминовения покойных кенотаф использовался в Древнем Египте и в Древней Греции [16].

Мемориальный комплекс - территория c размещёнными на ней монументальными архитектурными сооружениями: мавзолеями, пантеонами, скульптурными группами, обелисками славы и памятниками, посвящёнными выдающимся событиям из истории страны и народа её населяющего [67].

Некрополь (дословно "город мёртвых", греч. Nekrуs Ї мёртвый, pуlis Ї город) Ї большое кладбище (подземные галереи, склепы, камеры), расположенное на окраине древних городов (в Египте, Малой Азии, Этрурии), с гробницами и каменными надгробиями. Некрополем также называли могильник или место большого количества захоронений [35, с.141].

Городище Ї тип археологического памятника, укреплённое поселение. Охватывает памятники от энеолита до Средних веков (XVIЇXVII века). Термин употреблялся ещё в русских летописях. [35, с.52].

Стоянка Ї место остановки кочевников. На местах стоянок археологи находят большое количество артефактов соответствующей культуры [35, с.236].

Лабиринт (др. - греч. лбвэсйнипт) Ї какая-либо структура, состоящая из запутанных путей. Под лабиринтом у древних греков и римлян подразумевалось более или менее обширное пространство, состоящее из многочисленных залов, камер, дворов и переходов, расположенных по сложному и запутанному плану, с целью запутать и не дать выхода несведущему в плане лабиринта человеку [16].

Мегалит (от греч. МЭгбт Ї большой, лЯипт Ї камень) Ї доисторическое сооружение из больших блоков. В предельном случае это один модуль (менгир). Термин не является строго научным, поэтому под определение мегалитов и мегалитических сооружений подпадает достаточно расплывчатая группа строений. Как правило они относятся к дописьменной эпохе данной местности [16].

Менгир (от нижнебретонского men Ї камень и hir Ї длинный) Ї простейший мегалит в виде установленного человеком грубо обработанного либо дикого камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные [35, с.127].

Кромлех Ї древнее (времен неолита, бронзового века и позднее, вплоть до раннего средневековья) сооружение, представляющее собой несколько поставленных вертикально в землю обработанных или необработанных продолговатых камней (менгиров), образующих одну или несколько концентрических окружностей. Часто конструкции такого типа относят к мегалитам. Иногда в центре таких сооружений находится другой объект: скала, менгир, каирн, дольмен, галерея или даже целый мегалитический комплекс [67].

Дольмен Ї (от брет. Tol Ї стол и men Ї камень) древнее мегалитическое рукотворное сооружение определённой формы. Объект исследования археологов, а также поклонения и паломничества современных любителей эзотерики. В английской археологической литературе термин применяется для гробниц, первоначальная конструкция которых не поддается определению, или нестандартных типов, не входящих в категорию галерейных или коридорных гробниц. Дольмены расположены большей частью в Западной, Северной и Южной Европе [67].

Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) Ї высеченные изображения на каменной основе (от греч. petros Ї камень и glyphe Ї резьба). Могут иметь самую разную тематику Ї ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями. Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или "диких" скалах [16].

Рассмотрим понятие "археологические ресурсы", которое является наиболее близким по смыслу к понятию "археологические памятники".

Археологические ресурсы территории Ї это вся совокупность археологических памятников (как исследованных, так и неисследованных), расположенных в рамках определённой туристской территории.

памятник археология туристский ресурс

Исходя из определения, археологические памятники являются основой археологических ресурсов. В контексте туризма археологические памятники можно отождествить с археологическими ресурсами. В данной работе эти понятия также будут использоваться как синонимы.

В тесной связи с археологией зачастую находится этнология.

Этнология (греч. ?инпт - народ и льгпт - учение, наука) Ї наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды [60, с.29].

Этнология тесно связана с понятием "этнография", которое более распространено в разговорной речи.

Этнография (от греч. еинпт Ї народ и гсбцщ Ї пишу) Ї область науки, изучающая народы-этносы и другие этнические образования, их происхождение (этногенез), состав, расселение, культурно-бытовые особенности, а также их материальную и духовную культуру, особенности психологии и поведения; пользуется описательным методом исследования [14, с.34].

Исходя из этимологии данных понятий, можно сказать, что этнология занимается главным образом изучением народов, а этнография Ї их описанием. Этнология по сравнению с этнографией, которая исследует отдельные этносы через прямой контакт с их культурой, более академична, начинает с исследований, собранных этнографами, затем сравнивает и противопоставляет различные культуры, чтобы развить это в исследовательских работах и изложить в учебниках. Первичной единицей этнографии и этнологии выступает этнос.

Эмтнос (от греч. ?инпт Ї народ) Ї исторически образовавшаяся группа людей, объединённая общим происхождением, языковыми и культурными признаками [60, с.29].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в литературе не существует единой классификации археологических ресурсов и в определении различных понятиях так же наблюдаются разночтения. Из-за отсутствия определённости в понятиях можно наблюдать ситуацию замещения понятий друг другом, как, например, в ситуации с "археологическими памятниками" и "археологическими ресурсами", "этнографией" и "этнологией".