logo
Особенности развития общей выносливости лыжников первого спортивного разряда

2.2 Методы воспитания выносливости в учебном и тренировочном процессах

Важнейшими методами формирования общей выносливости являются [13]:

· метод слитного или непрерывного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности;

· метод повторного интервального упражнения;

· метод круговой тренировки;

· игровой метод;

· соревновательный метод.

Для формирования специальной выносливости используются:

· метод непрерывного упражнения (переменный и равномерный);

· метод интервального прерывного упражнения (интервальный и повторный);

· игровой и соревновательный методы.

Равномерный метод связан с непрерывным долговременным режимом работы и с равномерной скоростью или усилиями. В этом случае спортсмен старается оставить заданную скорость неизменной, постоянными так же являются ритм и темп, величина усилий и амплитуда движении. Упражнения можно осуществлять с малой, средней или максимальной интенсивностью.

Переменный метод отличается от равномерного последовательным варьированием нагрузки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) за счёт направленного изменения скорости и темпа, амплитуды движений и величины усилий и т.д.

Интервальный метод подразумевает выполнение упражнений со стандартной и с изменчивой нагрузкой, со строго дозированными и заранее намеченными интервалами отдыха. Обычно, интервал отдыха между упражнениями составляет от 1 до 3 минут, в некоторых случаях это может быть от 15 до 30 с. Следовательно, тренирующее влияние происходит не только и не столько в момент выполнения упражнения, сколько в момент отдыха. Подобные нагрузки оказывают в основном аэробно-анаэробное действие на организм и являются действенными для формирования специальной выносливости.

Метод круговой тренировки подразумевает выполнение упражнений, которые оказывают действие на всевозможные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Зачастую в круг включается от 6 до 10 упражнений («станций»), которые спортсмен проходит от 1 до 3 раз.

Соревновательный метод включает в себя выполнение упражнений в виде соревнований.

Игровой метод предусматривает формирование выносливости в ходе игры, где присутствуют регулярные изменения ситуации и эмоциональность.

Применяя какой-либо метод для формирования выносливости, регулярно тренер обязан устанавливать конкретные параметры нагрузки.

Для воспитания общей выносливости самый популярный метод - метод циклических упражнений, продолжительность которых не меньше 15--20 мин. Упражнения осуществляются в режиме стандартной непрерывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом необходимо помнить о нескольких правилах:

· Доступность. Суть правила состоит в том, что нагрузочные требования должны отвечать возможностям занимающихся. То есть должен учитываться возраст и пол спортсмена, уровень его общей физической подготовки. В ходе занятий после определенного времени в организме начинают происходить изменения физиологического состояния, следовательно, организм начинает адаптироваться к нагрузкам. Значит, нужно пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложнения. Доступность нагрузки означает такую трудность требований, которая способна создать наилучшие предпосылки влияния ее на организм спортсмена без ущерба для его здоровья.

· Систематичность. Действенность физических упражнений или их действие на организм спортсмена, во многом обусловлено системой и последовательностью воздействий нагрузочных требований. Достичь серьезных сдвигов в формировании общей выносливости можно лишь в том случае, когда будет соблюдаться строгое чередование нагрузочных требований и отдыха, а также не прерывность хода занятий. В работе с начинающими дни занятий физическими упражнениями по формированию выносливости должны совмещаться с днями отдыха. В том случае, когда используется бег его необходимо сочетать с ходьбой, в этом случае ходьба рассматривается как отдых перед очередным бегом.

· Постепенность. Учитывает общую тенденцию систематического увеличения нагрузочных требований. Существенных функциональных перестроек в сердечно-сосудистой и дыхательной системах можно достичь в том случае когда, нагрузка понемногу возрастает. Значит, нужно подобрать меру увеличения нагрузок и меру продолжительности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. Применяя метод равномерного упражнения, нужно, прежде всего, установить интенсивность и длительность нагрузки. Работавыполняется на пульсе 140--150 уд./мин. Для школьников в возрасте от 8 до 9 лет длительность работы 10--15 мин; 11--12 лет -- 15--20 мин; 14--15 лет -- 20--30 мин.

С практически здоровыми людьми работа исполняется на скорости I км за 5--7 мин. Для людей, которые имеют хорошую физическую подготовленность, скорость колеблется в пределах от 1 км за 3,5-- 4 мин, при этом длительность работы от 30 до 60--90 мин.

При занятиях с тренированными людьми применяют метод переменного упражнения. Суть данного метода содержится в изменении скорости на некоторых участках и во включении спуртов и ускорений на некоторых участках дистанции в сочетании с равномерной работой. Это разрешает одолевать большие объемы нагрузки при достаточно интенсивном уровне воздействия. Если есть необходимость, работу постепенно доводят до 120 мин. Изменчивая непрерывная работа в отличии от равномерной предъявляет более высокие требования к сердечно-сосудистой системе. При использовании метода переменного непрерывного упражнения на некоторых участках дистанции создастся кислородный долг, который в последующем на очередном отрезке дистанции должен быть погашен.

Существенный эффект при формировании общей выносливости приносит метод интервального упражнения. Анаэробная работа является сильным раздражителем, который стимулирует функциональные перестройки сердечной деятельности. Возрастает потребление кислорода, растет ударный объем крови и т.д. Главная сложность при использовании данного метода содержится в грамотном подборе наилучших сочетаний нагрузки и отдыха.

Если интенсивность работы превышает критическую (75--85% от максимума), а частота пульса к концу нагрузки 180 уд./мин, значит повторная работа дается тогда, когда ЧСС снижается до 120--130 уд./мин. Продолжительность повторной работы 1--1,5 мин, характер отдыха -- активный. Число повторений обусловливается возможностью поддержания достигнутого уровня МПК (3--5 повторений). Метод повторно-интервального упражнения применяется в работе только с достаточно квалифицированными спортсменами. Его применение более 2--3 месяцев не рекомендуется.