logo
Агротуризм в системе национальной экономики и перспективы развития

2 Анализ процесса становления агротуризма в Республике Беларусь

Сельский туризм - далеко не новое явление в Беларуси. Еще в XIX в. помещик Наркевич-Иодко лечил в своем имении гостей свежим воздухом и кумысом. В начале XX в. доктор Зданович приглашал на минеральные воды. Элементы агротуризма можно найти и в аренде дачных домиков, и в отдыхе в сельских гостиницах.

Одним из основных факторов, способствующих развитию агротуризма в Республике является то, что более 42 % территории - сельскохозяйственные земли. По количеству сельскохозяйственных угодий на одного жителя (0,9 га), в том числе пашни 0,6 га). Республика Беларусь превосходит другие европейские страны в среднем в 2 раза.

На 1 января 2007 г. в стране насчитывалось 23 863 сельских населенных пункта, что достаточно высокий показатель. За последние семь лет (с 2000 г.) общее их количество по всем областям, за исключением Брестской, сократилось, что свидетельствует о необходимости активного поиска новых форм развития сельской местности. [8]

Согласно экономической теории, важным фактором развития любого продукта является спрос на него на рынке. Спрос же определяется, во-первых, потребностями субъекта, во-вторых, наличием возможностей реализации, т.е. применительно к туристическому бизнесу -- наличием свободного времени и средств для потребления услуг. Данные возможности появляются по мере роста производительности труда и его оплаты. Для развития туристской сферы необходимо также определенное изменение условий общественно-культурной среды. Так, с повышением уровня жизни должны меняться стереотипы мышления и культура поведения, в противном случае наблюдаются разрушение социально-экономической среды и наступление кризиса структуры потребления. В Беларуси происходит рост уровня жизни населения (табл. 2.1, рис. 2.1).

Табл 2.1. Динамика социально-экономических показателей уровня жизни населения Республики Беларусь

Показатель

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г.

2006 г.

Денежные до-ходы населе-ния, млрд руб.

5 577,0

11 506,0

17 087,0

22 795,0

29 565,0

38 622,0

48 685,0

Денежные до-ходы на душу населения, тыс. руб.

557,0

1 154,0

1 722,0

2 309.0

3 009,0

3 951

5 002,0

Номинальная начисленная среднемесяч-ная заработная плата работаю-щих в эконо-мике, тыс. руб.

58.9

123,0

189,2

250,7

347,5

463,7

582,2

Валовой внут-ренний продукт на душу насе-ления, тыс. руб.

913,0

1 722,0

2 634,0

3703

5 088,0

6 514,0

8 142,0

С повышением уровня жизни в стране возрастает и потребность населения в агротуристических услугах. Агротуризм является весьма перспективной нишей для такого вида деятельности, на сегодняшний день слабо освоенного, как плановый бизнес. Согласно исследованиям, проведенным ООН, 82 % минчан хотели бы совершить экологические путешествия, что свидетельствует о наличии 118 на внутреннем рынке спроса на агротуристические услуги. В отношении внешнего спроса необходимо отметить следующее. По данным Государственного пограничного комитета Республики Беларусь, в 2005 г. в Беларусь въехали 2 млн иностранцев, из которых 460 тыс. указали туризм целью своей поездки.

Рис. 2.1 Динамика денежных доходов населения Республики Беларусь

Существует немало мотивов выбора горожанами отдыха в сельской местности:

отсутствие средств на путевку на дорогой фешенебельный курорт;

устоявшийся у определенной категории людей независимо от достатка (например, в силу семейных или иных традиций) стереотип отдыха в сельской местности;

необходимость оздоровления в местных, рекомендованных врачом климатических условиях;

возможность питаться достаточно дешевой, выращенной в условиях органического земледелия продукцией;

реальная возможность приобщиться к сельскохозяйственным работам для собственного удовольствия;

потребность в спокойном размеренном ритме жизни, что отличает сельские условия от городских;

возможность приобщения к другой культуре и обычаям, участие в местных праздниках и развлечениях, общение с людьми иной общественной формации. [8]

Кроме того, такую организацию отдыха, как агротуризм, можно эффективно использовать для детей дошкольного и подросткового возраста в выходные и праздничные дни, а также в период летних каникул.

Таким образом, отдых в деревне -- это кардинальная смена обстановки, позволяющая снять стресс, накопившийся за год работы в напряженных городских условиях.

Беларусь располагает достаточным природным потенциалом для развития эко- и агротуризма. Ландшафтно-экологическая оценка ее территории, основанная на учете различий структуры, устойчивости и функционирования природно-территориальных комплексов, показала, что 46,3 % из них являются типичными, 32,8 % -- ценными и 20,9 % -- уникальными. Наиболее привлекательными природными объектами для массового оздоровительного туризма являются элементы гидрографической сети: более 10000 озер (в том числе в северной, экологически чистой части), 20000 рек, разнообразие флоры и фауны. Озера имеют, как правило, ледниковое происхождение и поэтому отличаются значительной глубиной и высоким качеством воды. Леса занимают 36 % территории страны (7,4 млн га). Среди других европейских стран Беларусь выделяется относительно высокой степенью сохранности естественных ландшафтов. Крупнейший на континенте массив древних лесов Беловежской пущи, болота Полесья, Березинский биосферный заповедник имеют международное значение.

Республика располагает богатым историко-культурным наследием, которое составляют 4684 памятника искусства, археологии, архитектуры, истории, из них 4 объекта включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. "Белорусские земли в силу исторических особенностей развития (Полоцкое княжество и Великое княжество Литовское, Речь Посполитая и Российская империя, БНР, БССР, СССР) оставили миру огромное культурно-историческое наследие, являющееся неотъемлемой составной частью мировой цивилизации". Исходя из этого, известный белорусский исследователь профессор Адам Мальдис отмечает, что "турыстычныя праекты могуць быць распрацаваны для беларуска-польскага, беларуска-рускага, беларуска-украiнскага i беларуска-латышскага памежжау". С Беларусью связана жизнь многих широко известных в мире художников, писателей, поэтов, зодчих, политиков, деятелей культуры и науки, среди которых Франциск Скорина, Ефросиний Полоцкая, Янка Купала, Якуб Колас, Тадеуш Костюшко, Марк Шагал, Адам Мицкевич, Шимон Перес, Жорес Алферов. [1]

Одним из важнейших ресурсов внутреннего и въездного туризма является богатая и самобытная национальная культура. Фольклорно-этнографический потенциал республики включает большое количество центров народных промыслов и ремесел, в том числе традиционного творчества, вышивки, гончарства, плетения.

Важным фактором развития агротуризма является географическое положение страны. Ежегодно в качестве транзитных пассажиров Беларусь пересекают около 10 млн иностранцев, в том числе 5,5 млн -- на автотранспорте и 4,5 млн - по железной дороге, что свидетельствует о значительном потенциале транзитного туризма. Благодаря тому, что через Беларусь проходят две международные автомобильные трассы, агротуристические объекты могли бы включиться в обслуживание транзитных водителей и пассажиров. Данный аргумент приобретает особую актуальность в связи с тем, что в апреле 2007 вступило в силу новое положение Европарламента и Евросовета, ужесточающее временные рамки перерывов и ежедневного отдыха водителей автотранспорта.

Расширению в Беларуси въездного туризма способствует также наличие значительной белорусской диаспоры (в разных странах мира: Россия -- 1,2 млн, США - 0,5-1 млн., Украина -- 440 тыс., Польша -- 320 тыс., Австралия - 320 тыс., Израиль -- 120--140 тыс.)

Особо следует указать на экономические выгоды развития в республике сельского туризма. Во-первых, это возможность увеличить долю услуг в производстве АПК, во-вторых, улучшить сальдо платежного баланса за счет превращения агротуристических услуг в экспортный продукт. Агротуризм как услуга позволяет оптимизировать сельскохозяйственное производство и повысить его эффективность, благодаря тому что услуга в структуре затрат имеет более высокую долю добавленной стоимости. Это особенно актуально в отношении продукции сельскохозяйственных предприятий, характеризующейся высокой материалоемкостью. Так, в 2005 г. удельный вес валовой добавленной стоимости сельского хозяйства в ВВП составил всего 7,5 % и снизился по сравнению с предыдущим годом на 0,8 процентных пункта.

Для сельских регионов Беларуси агротуризм предоставляет значительные потенциальные выгоды:

*способен стать важным источником трудоустройства проживающих здесь людей, особенно в экономически малоразвитых районах. Местные жители могут работать в качестве официантов, розничных торговцев, работников системы гостеприимства;

открывает сельскому населению возможности для бизнеса;

повышает доход местных бюджетов;

сохраняет местную культуру и обычаи, поддерживает реставрацию имеющихся исторических достопримечательностей;

оказывает благоприятное влияние на проведение мероприятий, связанных с защитой окружающей среды, так как индустрия туризма по сравнению с другими видами деятельности является более экологически чистой.

Экономическая выгода для сельских районов от развития агротуризма заключается в возможности использования в туристском бизнесе людей старше трудоспособного возраста, которые в структуре сельского населения составляют 31 %.

К факторам, способствующим развитию в республике агротуризма, можно отнести и политические:

*обеспечение безопасности от терактов;

*отсутствие угрозы межэтнических и внутренних конфликтов. На конкурентоспособность Беларуси как туристского региона

влияют как позитивные, так и негативные факторы. К числу последних, прежде всего, следует отнести:

отсутствие привлекательного туристического имиджа республики на внешних рынках (проведенный социологический опрос свидетельствует о том, что 20 % иностранных граждан, посетивших нашу страну, ничего о ней не знали, а около 35 % почерпнули информацию от своих друзей и родственников, здесь побывавших. Зачастую даже та информация, которая публикуется в зарубежных СМИ, не соответствует действительности [25, с. 237]);

визовые проблемы (безвизовый туристический обмен налажен Беларусью лишь со странами СНГ (кроме Туркменистана), Македонией, Сербией и Черногорией, Монголией, Вьетнамом, КНДР, Кубой, КНР, в то же время Польшей -- с 60 государствами.

Влияние ряда негативных факторов можно сгладить или нейтрализовать мерами государственного регулирования. К числу решаемых таким путем проблем следует отнести отсутствие стимулов в развитии въездного туризма для туристических предприятий и субъектов хозяйствования, являющихся юридическими лицами. Устранить негативные факторы способны и общественные организации, например, активно распространяя на внутреннем и внешнем рынках информацию о развитии агротуризма в Беларуси. Решением отдельных проблем должны заниматься сами субъекты хозяйствования. Так, при предоставлении агротуристических услуг им необходимо учитывать маркетинговые технологии, разрабатывать каналы сбыта агротуристического продукта.