Особенности тактической деятельности волейболистов и управления командой

курсовая работа

1.3 Построение спортивной тренировки

Стороны и черты спортивной тренировки всегда выделяются с некоторой условностью, реально компоненты тренировочного процесса не существуют в изолированном виде. Целостность тренировочного процесса обеспечивается на основе определенной структуры, которая представляет собой относительно устойчивый порядок объединения его компонентов (частей, сторона звеньев), их закономерное соотношение друг с другом и общую последовательность. Говоря более развернуто, структура тренировки характеризуется, в частности:

· порядком взаимосвязи элементов содержания тренировки (компонентов общей и специальной физической подготовки, физической и технической подготовки и т.д.);

· необходимыми соотношениями параметров тренировочной нагрузки (количественных характеристик объема и интенсивности тренировочной работы);

· определенной последовательностью различных звеньев тренировочного процесса (отдельных занятий и их частей, этапов, периодов, циклов), представляющих фазы, или стадии, данного процесса, во время которых он претерпевает закономерные изменения. Структура спортивной тренировки определяется ее объективными закономерностями, причем на конкретные формы ее построения влияет вся совокупность основных условий спортивной деятельности: общий режим жизни, календарь соревнований и т.д. С учетом протяженности времени, в пределах которого формируются те или иные звенья тренировочного процесса, различают:

- микроструктуру - структуру отдельного тренировочного занятия и микроцикла (например, недельного);

- мезоструктуру - структуру этапов тренировки, включающих относительно законченный ряд микроциклов (суммарной длительностью, например, около месяца);

- макроструктуру - структуру больших тренировочных циклов типа полугодичных, годичных и многолетних.

По мере развертывания тренировочного процесса во времени его структурная организация усложняется. Это обстоятельство до недавних пор недостаточно учитывалось в теории и практике спорта. Система структурных объектов тренировки редко становилась предметом специальных исследований.

Исходным целостным звеном, объединяющим в определенном порядке элементы спортивной тренировки, является структура отдельного тренировочного занятия. Отдельное тренировочное занятие имеет три типичные части: подготовительную (получившую в спорте название разминки), основную и заключительную.

Особенности структуры спортивно-тренировочного занятия вытекают прежде всего из специфики его содержания, которое в большинстве случаев характеризуется строго избирательной направленностью и связано с повышенными функциональными нагрузками. Для спортивной практики в принципе не типична множественность основных задач, намечаемых на отдельное занятие. Повышенная сложность задач спортивного совершенствования обязывает концентрировать усилия в каждом отдельном занятии на относительно небольшом круге заданий. Охват же всей совокупности задач достигается путем увеличения общего числа занятий (до двух и более в день).

Нередко основное содержание спортивно-тренировочного занятия может составлять всего один вид двигательной деятельности, например кроссовый бег. Подготовительная и заключительная части занятия в данном случае также могут строиться в значительной мере на материале бега. Такая однородность содержания занятия придает его частям своеобразную монолитность: подготовительная и заключительная части приобретают ярко выраженную служебную функцию по отношению к основной части; соответственно устанавливаются соотношения этих частей по времени и другие детали структуры.

При более разнообразном содержании занятия его структура, естественно, усложняется, прежде всего в основной части, где более сложным становится порядок сочетания различных упражнений, чередования нагрузок и отдыха и т.д. Тем не менее структура тренировочного занятия в спорте, как правило, более монолитна, чем в других формах физического воспитания.

Вполне очевидна зависимость структуры занятий от особенностей спортивной специализации. Существенно различаются в зависимости от специализации соотношения частей занятия, фаз нагрузки и отдыха и другие моменты его построения. Для спортивно-тренировочных форм занятий в целом характерна повышенная моторная плотность (отношение времени, занятого активной двигательной деятельностью, к общей длительности занятия). Она обеспечивается, в частности, широким использованием специальных вариантов круговой тренировки, которые предусматривают ряд эффективных способов организации тренировочной работы (круговая тренировка по методу интенсивной интервальной работы, круговая тренировка по методу экстенсивной интервальной работы и т.д.).

Особенности структуры тренировочных занятий в спорте вытекают также из уплотненного режима нагрузок и отдыха в суточном и недельном распорядке жизни спортсмена. При ежедневной тренировке, что характерно в настоящее время, для режима высококвалифицированных спортсменов, каждое отдельное занятие строго обусловлено предыдущим и последующим. В зависимости от величины и преимущественной направленности нагрузки в предыдущем занятии меняется величина и направленность нагрузки в последующем, что связано, в свою очередь, с видоизменением тех или иных деталей его структуры. Когда же тренировка проводится дважды в день и чаще, то взаимосвязь смежных занятий и наряду с этим вариабельность их структуры становятся еще более существенными. При 2-3 занятиях в один день они представляют собой как бы одну большую суммарную нагрузку, разделенную интервалами отдыха в несколько часов. Естественно, что разминка, ее соотношение с основной работой и другие элементы структуры второго занятия будут во многом определяться последействием первого занятия, точно так же, как особенности построения третьего занятия будут зависеть от суммарного последействия первого и второго занятий.

Отсюда нетрудно сделать вывод, что структура тренировочных занятий в спорте характеризуется в принципе широкой вариабельностью. Сильно колеблется и длительность отдельных занятий. В отличие от школьного или иного урока, длительность которого жестко лимитирована постоянным учебным расписанием, время спортивно-тренировочного занятия можно варьировать в диапазоне от десятков минут (занятие вспомогательного характера) до нескольких часов. Это зависит от конкретного содержания занятия, которое обусловлено, в свою очередь, его местом в микроцикле и общей системе построения спортивной тренировки.

Планирование спортивной тренировки в спортивных играх на этапах многолетнего совершенствования строится на основе одного макроцикла (годичное планирование). При этом необходимо учитывать следующие факторы: фазовый характер становления спортивной формы, календарь соревнований, задачи команды на определенном этапе ее многолетней тренировочно-соревновательной деятельности и уровень спортивной квалификации. При хорошем функциональном состоянии он может составлять одну неделю, при неудовлетворительном - длиться до 3 недель.

После втягивающего мезоцикла начинается подготовительный период, который делится на два этапа (общеподготовительный и специально-подготовительный). Общие рекомендации по построению подготовительного периода заключаются в следующем: на каждом этапе подготовительного периода необходимо вывести организм игровика на новый уровень и удерживать его в течение определенного времени, объем и интенсивность тренировочных и соревновательных нагрузок должны постоянно находиться в диспропорции. На первом этапе это преобладание объема физических нагрузок над их интенсивностью, на втором, наоборот, - интенсивности над объемом, увеличение объема соревновательных нагрузок.

Основные вопросы, решаемые на общеподготовительном этапе:

1) Создание предпосылок тренировочной выносливости для дальнейшего увеличения интенсивности нагрузок.

2) Укрепление опорно-двигательного аппарата.

3) Расширение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

4) Развитие физических способностей.

5) Восстановление основных двигательных навыков и овладение новыми приемами техники.

6) Восстановление общих игровых навыков.

В этот период возможны и двусторонние контрольные игры, но с командами более низкой квалификации, что позволяет восстановить игровые навыки и связки и проверить кандидатов в команду. Основное содержание тренировки игровиков - общая физическая подготовка комплексного характера, а также игровые упражнения и двусторонние игры [7, с.85].

В настоящее время значительно увеличился объем соревновательных нагрузок в подготовительном периоде. Это обусловлено тем, что соревнования как наиболее мощное интегральное средство подготовки позволяют объединить весь комплекс технико-тактических, физических и психических средств и качеств в единую систему, направленную на достижение запланированного результата.

Только в процессе соревнований игровик может выйти на уровень предельных функциональных проявлений и выполнить такую работу, которая во время тренировочных занятий оказывается для них непосильной.

Общеподготовительный этап включает 3-4 семидневных тренировочных микроцикла с акцентом на развитие общей выносливости.

Делись добром ;)