logo
Агротуризм в системе национальной экономики и перспективы развития

3. Направления и перспективы развития агротуризма в Республике Беларусь

В ноябре 2002 года отечественные энтузиасты зарегистрировали общественную организацию "Агро- и экотуризм". 2 июня 2006 года был подписан президентский Указ №372 "О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь". Что изменилось за это время?

С 2008 года в Беларуси агротуризмом могут заниматься жители не только сельской местности, но и малых городов с численностью населения до 20 тыс. человек.

Согласно официальной информации, на 1 января 2009 года в 110 районах Беларуси насчитывалось 474 агроэкоусадьбы -- в 2,5 раза больше по сравнению с 2007 годом, и в 14 раз -- с 2006-м. По данным ОО "Агро- и экотуризм", реально из них работают примерно 250 усадеб. Если в 2007 году у нас в стране было 18 тысяч агротуристов, то в 2008 году -- уже 39 тысяч, которые оставили 2 млрд белорусских рублей. [2]

Известное британское туристическое издание «Travel Mail» в 2009 году назвало Беларусь в числе 10 лучших мест для туризма (наряду с Австралией, США, Египтом, Польшей, Мексикой, ОАЭ, Карибскими и Галапагосскими островами, Малайзией).

До 2011 года в стране планируется создать 287 туристических маршрутов, в том числе 97 пешеходных, 54 велосипедных, 38 конных, 35 водных, 3 авиационных, 2 железнодорожных и 58 автомобильных. Будет создано 868 новых туристических объектов, построено 19 гостиниц, 34 гостиницы реконструировано, открыто 178 агроусадеб.

В Республике агротуризм начал развиваться не так давно, однако динамика по числу усадеб и туристов весьма внушительна.

Первым шагам развития агротуризма в Беларуси сопутствовала весьма лояльная политика государства: президентский указ, освобождавший основателей агроусадеб от налогов, постановление Совмина, льготные кредиты "Белагропромбанка.

Однако в данном сегменте туристического бизнеса есть и проблемы.

Государство не склонно смотреть на агротуризм, как на сегмент турбизнеса с большим потенциалом. Трудно предсказать, в какой плоскости будет двигаться отрасль дальше. Поскольку Беларусь все же ориентируется на сельскохозяйственный сектор, возможно, наша страна станет пионером в данной области.

Касательно иностранных инвестиций, можно отметить, что иностранцы не очень заинтересованы в этом. Учитывая уровень доходов белорусов, они не видят в белорусах крупных клиентов. Поэтому нужно организовать поток иностранных туристов в Беларусь. Однако и здесь существуют проблемы. Помимо инфраструктуры, которой в РБ пока нет, нужно организовать мотивацию для их приезда. [9]

Говоря о привлечении иностранных туристов следует подчеркнуть, что прежде всего таких людей интересует не комфорт, а аутентика (условия для жизни, натуральная пища, местные традиции и фольклор).

Что мешает развитию этой сферы? В первую очередь, это отсутствие у Беларуси положительного международного имиджа, скоординированной программы продвижения и маркетинговой концепции. Беловежская пуща, к примеру, будет рекламироваться на европейских телеканалах вне белорусского контекста. Одна из существенных проблем - визовый режим. Причем проблема не столько в денежных затратах, сколько во временных.

Одна из главных задач Министерства спорта и туризма на 2009 год -- создать условия для того, чтобы турист задерживался в регионе, как можно дольше. По словам замминистра спорта и туризма Чеслава Шульги, достичь этого можно, в том числе за счет создания агроусадеб в каждом населенном пункте, который располагает объектом туристского интереса. Но сегодня, по оценке специалистов, лишь 45% наших памятников используются достаточно эффективно. Ставка делается на хуторской фонд и старинные усадьбы, находящиеся под кураторством Министерства культуры. "Сегодня мы используем их неэффективно. Пока не выработан механизм передачи старинных усадеб в пользование или во владение людям, которые готовы вложить деньги в их восстановление, -- констатирует Чеслав Шульга. -- Пришло время, пока мы еще не разрушили полностью эту старину, подойти вплотную к решению этого вопроса".[10]

Таким образом, для успешного развития нового направления деятельности в сфере туризма региона требуется мобилизация сил всех участников проекта, членов ассоциации агротуристов (организаторов проекта; владельцев средств размещения; информационно-рекламных служб; финансовых организаций; предприятий туристского комплекса). Лишь взаимодействие всех четырех взаимосвязанных структур способно обеспечить эффективное, комплексное и прогрессивное развитие агротуризма. В территориальном распределении средств размещения агротуризма должны прослеживаться следующие тенденции: благоприятная экологическая ситуация; сосредоточение гостиничного фонда вблизи автомагистралей для привлечения транзитных туристов; концентрация средств размещения в местах транспортной доступности к крупным городам, в том числе к областному центру; выбор уникальных природных экосистем для создания баз отдыха. Организация проживания может быть обеспечена двумя способами: сдача внаем жилья владельцами средств размещения; проживание в семьях в сельской местности.