logo
Аэробика как физкультурно-оздоровительная система

ВВЕДЕНИЕ

В последние десятилетия в мире получила огромную популярность аэробика. Внешне она представляет собой комплекс общеразвивающих и танцевальных ритмических движений, выполняемых под музыку, различные циклические движения, выполняемые с невысокой интенсивностью, но достаточно длительное время [1]. Однако главное в аэробике, разумеется, не внешний эффект. Высокая двигательная активность человека служит интенсификации биохимических и энергетических процессов под воздействием повышенного содержания кислорода, проникающего в кровь и через сердечно-сосудистую систему в мышечные ткани, что несет оздоровительный эффект, подготавливает мышцы к высоким физическим нагрузкам, снимает усталость и возвращает человеку хорошее настроение.

Термин «аэробика» в современном значении этого слова был предложен в США врачом Кеннет Купером, когда он принимал участие в подготовке к полетам летчиков военно-воздушных сил, у которых возникают проблемы в связи с резкими перепадами барометрического давления [2].

В 1968 году была издана книга «Аэробика», в которой содержались рекомендации для широкого круга читателей, основанные на различных видах двигательной активности, имеющих оздоровительную направленность. Рекомендации Купера включали в себя различные виды естественных движений: ходьба, бег, плавание, катание на лыжах и коньках, велосипеде и т.д. Исследователь доказал, что гимнастические упражнения, дополненные ходьбой и бегом, особенно полезны, так как обогащают организм кислородом. Выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем и таким образом совершенствует аэробные механизмы обменных процессов.

В 1970-е годы внимание общественности привлекли «аэробные танцы», предложенные Джеки Соренсен.

История развития аэробики детально представлена в труде Т.А. Кудры, которая формирует представление об аэробике как составляющей части здорового образа жизни, физической культуры и фитнеса в историческом разрезе, устанавливает взаимосвязь таких понятий, как «физическая форма», «фитнес» и «аэробика». Таким образом, Т.А. Кудра рассматривает аэробику как часть фитнес-программ.

С термином «аэробика» много путаницы, пишет она. Если группа девушек занимается под музыку, то это не всегда аэробика, и аэробика - это не только группа девушек, занимающихся под музыку. Аэробика - это «аэробные танцы, занятия на аэробных тренажерах, круговые аэробные тренировки, другие виды физических нагрузок, объединенные аэробным режимом тренировки. В узком понятии аэробика - это аэроб-танца, имеющий свою хореографию, принципы построения и свой стиль» [3].

Прежде чем принять решение о занятиях аэробикой, необходимо оценить состояние своих физических возможностей. Причем аэробная нагрузка должна увеличиваться постепенно, чрезмерные нагрузки противопоказаны [4].

Термин «аэробный» не нов. В переводе с греческого, аеr - это «воздух», bios - «жизнь». Данный термин часто можно встретить на страницах научных изданий по физиологии человека, животных и растений. Он связан с изучением химических и энергетических процессов, которые обеспечивают работу мышц. Известно, что при возбуждении мышц в них интенсифицируется обмен веществ в виде сложной системы химических реакций. Сложные молекулы расщепляются на более простые, при этом происходит восстановление (синтез) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. Доказано, что при аэробных процессах вырабатывается большое количество энергии, причем основными продуктами распада являются углекислый газ и вода, которые выводятся из организма через дыхание и выделения пота.

Иными словами, в результате двигательной активности стимулируется повышенное потребление кислорода во время занятий аэробикой, и выводятся из организма угнетающие его продукты распада.

В широком смысле к аэробике могут относиться даже ходьба, бег, плавание, катание на коньках, лыжах и велосипеде. Тем не менее, однообразие циклических движений в течение многих минут, а то и целого часа утомляют психологически. И здесь на помощь приходит ритмическая музыка. О ее чудодейственных свойствах возбуждать человека, снимать усталость, воодушевлять, обеспечивать душевный подъем знали уже в античном мире. Поэтому выполнение общеразвивающих и танцевальных упражнений, объединенных в непрерывно выполняемый комплекс, стимулирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Это и дало основание использовать термин «аэробика» для разнообразных программ, выполняемых под музыкальное сопровождение.

В зависимости от содержания программы аэробики она может быть представлена в виде упражнений без предметов и приспособлений, с высокой или низкой интенсивностью. А также с использованием предметов и приспособлений, с гантелями, амортизаторами и другими снарядами, рассчитанными на те или иные группы мышц. Это могут быть упражнения для беременных или для людей, страдающих теми или иными заболеваниями, для детей и профессиональных спортсменов [5].

В связи с широким многообразием субъектов, занимающихся аэробикой, форм циклических движений и широкой спецификой применения специальных средств возникают трудности с классификацией. Большинство ученых отказалось от классификации аэробики, основанной на внимании к чисто внешним компонентам упражнений, и взята за основу концепция, характеризующая направления и цели упражнений. То есть, для чего человек занимается аэробикой, какую ставит перед собой цель.

В результате появилась теперь принятая повсюду классификация, состоящая из трех видов:

1) оздоровительная аэробика;

2) прикладная аэробика;

3) спортивная аэробика.

Такая классификация принята большинством отечественных и зарубежных специалистов как наиболее полно отражающая специфику различных направлений аэробики. Каждое из них в свою очередь имеет свои разновидности.

Цель курсовой работы: изучить аэробику как физкультурно-оздоровительную систему.

Задачами курсовой работы являются:

1. Изучить историю возникновения аэробики.

2. Охарактеризовать основные понятия аэробики.

3. Раскрыть структуру и содержание занятий аэробикой.

Практическая значимость: материалы курсовой работы могут быть использованы студентами физической культуры при подготовке к занятиям, отдельные материалы курсовой работы могут быть использованы в лекционной работе преподавателей высших учебных заведений и инструкторам по аэробике.