ВВЕДЕНИЕ
Преподаватель физического воспитания спрингфилдской тренировочной школы (позже школа была преобразована в колледж) в штате Массачусетс (США). Джеймс Нейсмит в декабре 1891г. изоб-рел игру, которую охарактеризовал так: «В баскетбол легко играть, но трудно играть хорошо». Новая игра оказалась настолько дина-мичной и увлекательной, что превзошла самые смелые надежды Нейсмита. Очень скоро она завоевала всеобщее признание в Аме-рике, а в современном мире в нее играют миллионы людей.
Отдавая дань заслугам Джеймса Нейсмита, спрингфилдский кол-ледж в 1911 г. присудил ему почетную степень мастера физического воспитания. В 1939г. университет Мак Гилл присудил Нейсмиту степень доктора медицины, а в 1968г. в спрингфилдском колледже был открыт музей Джеймса Нейсмита - «Зал баскетбольной сла-вы». Так было выражено уважение к человеку, который подарил миру прекрасную игру.
Джеймс Нейсмит (1861 -1939) родился в Канаде. Конечно, созда-вая новую игру, он в какой-то мере использовал исторические сведе-ния об играх с мячом, которые в далекие времена культивировались на Американском континенте. Например, более двух с половиной тысяч лет назад племена инков и майя, жившие в те времена на тер-ритории теперешней Мексики, играли в так называемый пок-тапок. Цель игры заключалась в том, чтобы забросить мяч в каменное коль-цо, укрепленное в вертикальном положении на стене.
В шестнадцатом столетии у ацтеков была известна игра, назы-вавшаяся олламалитули: играющие стремились забросить каучуко-вый мяч в каменное кольцо.
Начав работать в спрингфилдском колледже, Джеймс Нейсмит встретился там с доктором Лютером Гуликом, который настой-чиво искал новые формы и методы физического воспитания. Получив от доктора Гулика задание оживить уроки, Джеймс Нейс-мит придумал игру для закрытого помещения. Условия спортив-ного зала определяли необходимость играть круглым мячом и только руками. Для этого был выбран футбольный мяч, кото-рый можно было легко ловить, передавать, бросать уже после сравнительно короткой практики. Чтобы исключить грубость при броске в цель и развивать точность у учащихся, Нейсмит расположил мишень над игроками, вне пределов их досягаемости: к лам балкона он прикрепил две корзины для сбора персиков, в которые и нужно было забрасывать мяч. Балкон гимнастического зала находился на высоте 3м 5см от пола - эта высота и соответствует современному расстоянию от поверхности баскетбольной площадки до верхнего края кольца корзины.
В новой игре вначале участвовали одновременно мужчины женщины.
Так как в гимнастической группе было восемнадцать человек, то Дж. Нейсмит распределил их на две команды по девять человек. Позже число игроков было сокращено до семи, а затем до пяти, поскольку большее количество участников создавало на площадке излишнюю суету. Так как мяч забрасывался в корзину, новая игра получила название «баскетбол» (basket- корзина, ball- мяч).
В декабре 1891г. Нейсмит сформулировал первые правила но-вой игры и провел первый матч по баскетболу. В 1892г. он опубли-ковал «Книгу правил игры в баскетбол», содержащую тринадцать пунктов, большинство из которых в той или иной форме действуют по сей день.
Довольно скоро после проведения первых матчей эти правила были несколько изменены. Одной из причин изменения, в частно-сти, явилось введение щитов (1895), к которым стали прикреплять корзины. Щиты были своеобразной защитой корзины. Дело в том, что находившиеся на балконе зрители, стараясь помочь своей ко-манде, нередко ловили мяч и направляли его в корзину команды противника.
В настоящее время в баскетбол играют на всех пяти конти-нентах.
Быстрыми темпами развивается баскетбол в Азии и некоторых странах Африки.
В нашей стране в баскетбол начали играть в 1906г. Первые команды были созданы обществом «Маяк» в Петербурге. Широ-кого распространения в царской России эта игра не получила. Подлинное развитие баскетбола началось после Великой Октя-брьской социалистической революции. В 1920г. баскетбол вво-дится как самостоятельный предмет в физкультурных учебных заведениях, включается в программу физкультурных праздников, используется как средство физической подготовки в системе Все-вобуча
В 1922 г. были разработаны правила игры. В баскетбол стали играть не только в Российской Федерации, но и в Средней Азии, на Украине, в Закавказье;
Первое крупное соревнование в нашей стране по баскетболу было проведено во время Всесоюзного праздника физкультуры 1923г. в Москве.
С этого времени игра в баскетбол быстро распространяется и развивается, начинает оформляться советская школа баскетбо-ла. К 1939г. стало ясно, что для дальнейшего развития техники и тактики игры необходимо радикально изменить ее правила. Это диктовалось еще и тем, что правила игры в нашей стране сущест-венно отличались от международных.
Новые правила введены с января 1939г. Первым крупным со-ревнованием, проведенным по новым правилам, был матч 8 горо-дов в 1941 г. (Ленинград), в котором кроме мужских команд Мос-квы, Ленинграда, Тбилиси, Баку, Одессы участвовали сборные команды Тарту, Риги, Каунаса, имевшие большой опыт междуна-родных встреч.
Этот матч показал, что за период с 1917 по 1941г. советские баскетболисты создали свою школу игры, отличающуюся быстро-той атак и активной игрой в защите. Однако стало ясно, что нуж-но, еще много работать.
Великая Отечественная война приостановила развитие баскет-бола.
Только в 1944 г. было проведено одиннадцатое первенство страны (в Тбилиси).
Наиболее бурный рост мастерства советских баскетболистов отмечается с 1946 г. В 1947 г. баскетболисты Советского Союза вступают в Международную федерацию баскетбола (ФИБА) и принимают участие в пятом первенстве Европы (мужская сбор-ная), которое с успехом выигрывают. В дальнейшем наши баскет-болисты и баскетболистки участвуют во всех международных соревнованиях: первенствах Европы и мира, Кубке европейских чемпионов, олимпийских играх (с 1952 г.) и др.
В Олимпийских играх 1952, 1956, 1960, 1964 гг. мужская сбор-ная СССР занимала вторые места после сборной команды США, а в 1968-м -- третье место. В 1967 г. женская и мужская сборные команды СССР завоевали титул чемпиона на первенстве мира.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ИГРЫ
- 2. ТЕХНИКА ИГРЫ
- 2. 1. Техника игры в нападении.
- 2.1.1. Передвижение, прыжки, остановки и повороты.
- 2.1.2. Ловля мяча.
- 2.1 3. Передачи мяча.
- 2.1.4. Броски в корзину.
- 2. 2. Техника защиты
- 2.2.1. Техника передвижений
- 2.2.2. Техника овладения мячом и противодействия .
- 3. ОБУЧЕНИЕ И ТРЕНИРОВКИ.
- 3.1. Физическая подготовка.
- 3. 2. Техническая и тактическая подготовка.
- 3.2.1. Ловля и передача мяча.