logo
Баскетбол как вид спорта и особенности его лечебного воздействия на органы зрения

Введение

баскетбол зрение спортивная секция

Актуальность. Современное общество в силу техногенных и антропогенных экологических нарушений характеризуется ростом врожденных и приобретенных патологий людей. Кризис с каждым годом нарастает, о чем говорят официальные данные. Всего в мире, по данным ВОЗ, насчитывается около 200 млн. слепых и слабовидящих людей. Каждую секунду в мире слепнет ребенок, каждые 5 секунд - взрослый, причем женщины слепнут чаще мужчин. По данным ВОЗ, если не будут приняты срочные меры, к 2020 году число слепых в мире удвоится. По данным ВОЗ, в России каждый второй житель имеет проблемы со зрением, в стране насчитывается более 275 тысяч слепых и слабовидящих (Волков П.Г., 2008; Буйлов П.З., 2007; Бодалев А.А., 2008).

Итоги всероссийской диспансеризации, в ходе которой осмотрено 30 млн. 400 тыс. детей, т. е. почти 95% всего детского населения, показывают, что только 32% детей признаются здоровыми, 52% имеют функциональные отклонения или факторы риска заболеваний, 16% страдают хроническими болезнями. В среднем инвалиды составляют примерно 10% населения, и эта тенденция устойчиво воспроизводится как в развитых, так и в развивающихся странах. Особенно отмечается рост патологий зрения разной степени (Волков П.Г., 2003; Буйлов П.З., 2007; Бодалев А.А., 2008).

Проблема заключается в том, что у нынешних детей заметно снижена потребность в движении, они не так подвижны, как их сверстники 30-40 лет назад. Ученые объясняют это тем, что дети, родившиеся у родителей с низким уровнем двигательной активности, наследуют эту низкую двигательную активность, т.е. изменения происходят уже на генетическом уровне. Отсюда вывод: к сегодняшним детям надо подходить с другими мерками. Если раньше детей ограничивали от перегрузок, то теперь надо увлекать интересными занятиями. Потребность в движении в разном возрасте различная: в младших классах - не менее 13-14 часов в неделю детям надо бегать. Просто бегать они не хотят, да и долго не могут. Исходя из этих цифр, напрашивается конкретный вывод: только уроки школьной физкультуры 2 раза в неделю по 45 минут, как бы хорошо они не были организованы, никогда не смогут обеспечить нормальное физическое развитие школьников и оградить их от различных болезней (Ю.П. Байгулов, 2008; О.С. Васильева, 2007).

Путь только один - широкомасштабная внеклассная спортивно-массовая работа, т. е. организация спортивных секций при школах, при домоуправлениях и т.д. Это направление по оздоровлению учащейся молодежи озвучил вице-премьер Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев на спортивном форуме, прошедшем 21 февраля 2008 года в городе Казани, когда отметил, что спортом в стране занимается только 20% школьников.

В физическом воспитании детей и молодежи существует очень серьезная проблема: здоровых детей не так много и спортом заниматься не каждый может, следовательно, детей надо приглашать заниматься в оздоровительные группы - группы общефизической подготовки, не делая акцент на росте спортивных результатов.

Некоторые детские заболевания поддаются коррекции при регулярных, и правильно организованных адаптивных и лечебно-физкультурных мероприятиях. При этом для каждого заболевания имеются свои упражнения, влияющие на определенные группы мышц. Это значит, что необходимо создавать дифференцированные по заболеваниям группы здоровья. Дети же с патологиями и заболеваниями принимаются в спортивные секции на общих основаниях и подвергаются оздоровительным и закаливающим процедурам без учета их состояния здоровья, без индивидуального подхода к дозированию физических нагрузок. Это может быть как неэффективно, так и вредно для здоровья ребенка.

В частности, баскетбол - это игра, связанная с высокими физическими нагрузками и выносливостью. Но при близорукости, когда противопоказаны многие виды спорта, баскетбол является одним из средств оздоровления детей. Игровой метод подготовки детей 9-10 лет в баскетболе широко используют в лечебных и обще оздоровительных мероприятиях по коррекции патологий зрения. Игра активизирует детей, повышает интерес к двигательному режиму.

Спортивный метод в лечебной физкультуре применяют с большими ограничениями. Основой спорта являются всякого рода соревнования, которые, как правило, связаны с большими, а нередко и предельными физиологическими нагрузками. Тем не менее, использование в лечебной физкультуре спортивного метода значительно повышает интерес к занятиям, насыщает их увлекательными спортивными эмоциями, помогает быстрее добиться определенного уровня тренированности организма (П.Б. Буйлов, 2007; Волков П.Г., 2008). Понятно, что такой сильнодействующий метод, как спорт, при использовании его с лечебной целью подлежит самой тщательной дозировке, регулированию и контролю. Это также придает актуальность данному исследованию.

Объект исследования - организация занятий баскетболом детей 9-10 лет в спортивных секциях.

Предмет исследования - методика занятий баскетболом детей 9-10 лет в спортивной секции с лечебной целью.

Цель исследования - разработка методики занятий баскетболом при патологиях зрения у детей 9-10 лет в условиях спортивных секций ДЮСШ г. Губкина.

Задачи курсовой работы:

1. Проанализировать научную и методическую литературу по проблеме занятий баскетболом детей 9-10 лет в спортивной секции с лечебной целью.

2. Разработать методы и организационные мероприятия по исследованию проблемы занятий баскетболом детей 9-10 лет в спортивной секции с лечебной целью.

3. Обработать результаты исследования и сделать выводы.

Гипотеза исследования: занятия баскетболом детей 9-10 лет с проблемами зрения в спортивной секции с лечебной целью будут эффективнее с использованием спортивного метода.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по теме исследования, педагогическое наблюдение, статистическая обработка результатов.

Теоретической и методологической базой курсовой работы послужили: научно-методические исследования М.С. Бажукова, П.Г. Волкова, А.Я. Гомельского, Д.И. Нестеровского, Е.Р. Яхонтова и др. Среди работ имеющих непосредственное отношение к теме исследования, следует выделить, прежде всего, те, в которых представлены теории деятельности (A.A. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); теории социологии физкультуры и спорта (В.И. Столяров, Л.И. Лубышева, H.H. Визитей), теории социологии инвалидности (М.К. Эффендиев, А.И. Кравченко, Е.Р. Смирнова-Ярская), теории развития личности в различных сферах деятельности и в социально-педагогической среде (A.B. Мудрик, Б.Д. Эльконин), теории адаптивной физической культуры (Н.И. Пономарев, В.К. Бальсевич, С.П. Евсеев, М.Я. Сараф, М. Царик и др.).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.