Белорусская кухня и традиции как составляющие экскурсионного маршрута "Беларусь гостеприимная"

курсовая работа

Введение

Со словом экскурсия у каждого из нас связаны разные воспоминания о туристских поездках, новых местах. Трудно представить себе человека, который за свою жизнь ни разу не участвовал в экскурсиях. Например, в детском саду малышей водят на экскурсии в зоопарк для знакомства с диковинными зверями, в ближайшую рощицу, чтобы осенью полюбоваться золотом увядающей природы и собрать опавшие листья для гербария. В школе ученики посещают музеи, предприятия, участвуют в экскурсиях по городу. Став взрослым, мы сами выбираем интересующие нас экскурсии, на которых можно повстречаться с чем-то малознакомым, но крайне любопытным или еще раз увидеть, уже известное, чтобы открыть в нем что-то новое для себя, без чего жизнь просто-напросто скучна, неинтересна. Экскурсия сопровождает нас всю жизнь. Она прекрасный учитель, соблюдающий незыблемое познавательное правило: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Экскурсии в нашей стране, являясь неотъемлемой частью культурно-просветительной работы.

Главное в экскурсии - ее идейное содержание. Но эффективность экскурсии зависит в значительной мере от искусства убедительно, ярко и доходчиво излагать материал. Можно хорошо его знать, но не уметь передать экскурсантам. Вот почему экскурсоводам, как бы хорошо они не были подготовлены по конкретной теме, следует овладеть основами экскурсионной методики, умело использовать различные приемы подготовки и проведения экскурсий.

Понятие "экскурсия" согласно толкованию Б.В. Емельянова являет собой целенаправленный наглядный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях или расположенных в цехах промышленного предприятия, помещениях, лабораториях научно-исследовательского института, залах музея, выставки, мастерской художника и др. Показ чувственно воспринимаемых объектов происходит под руководством квалифицированного руководителя (экскурсовода) и подчинен задаче раскрытия четко определенной темы.

"Временные правила деятельности в сфере туризма на территории Республики Беларусь" определяют экскурсию как "целенаправленный процесс познания окружающего человека мира, построенный на заранее подобранных объектах в естественных условиях".

Таким образом, экскурсия - это процесс познания окружающего мира по заранее подобранным объектам (зрительным рядам), которые служат для раскрытия той или иной темы.

Экскурсионный потенциал Беларуси составляет около 2 тыс. объектов первоочередного освоения: преобладание памятников истории (57%), памятники архитектуры (23%), памятники археологии и природы (7-8%), культурно - исторические комплексы.

Количество обзорных экскурсий, проводимых туристско-экскурсионными организациями города, всегда намного превышает количество любых тематических; на городских обзорных экскурсиях экскурсанты получают возможность познакомиться с основными памятниками и памятными местами города, важнейшими страницами его истории, со своеобразием его современного вида.

Сегодня одной из стратегически важных задач в Беларуси является развитие туризма, поэтому разработка новых, перспективных экскурсионных маршрутов становится все более значимой для создания положительного имиджа Беларуси, развития внутреннего и въездного туризма. Все большую популярность (в том числе и среди иностранцев и этнических белорусов за границей) в настоящее время приобретают этнографические экскурсии, а следовательно новые экскурсионные маршруты данной тематики будут востребованы. Все сказанное выше определило актуальность выполнения курсовой работы.

Цели:

изучение материальной культуры Беларуси как основного элемента национальной самобытности народа, а именно таких элементов, как традиционная кухня, быт, ремесла и промыслы

разработка экскурсионного маршрута "Беларусь гостеприимная".

Задачи:

раскрытие древних традиций и народных черт материальной культуры

описание путей развития культуры под влиянием исторических и социальных условий

исследование современных предложений этнографических экскурсий

способствование воспитанию чувства национального самосознания

разработка нового экскурсионного маршрут.

Объектом является материальная культура белорусского народа в период с 16 до начала 20 века, а именно: кухня, быт, ремесла.

Предметом является применение элементов материальной культуры в этнографической экскурсии.

Методы исследования: описание, дедукция, индукция, сравнение. В данной курсовой работе рассматриваются объекты, которые представляют интерес для изучения материальной культуры белорусского народа. Данная курсовая работа вместе с разработанной экскурсией обладает новизной использования ярких и интересных комплексов и агроусадеб в одной экскурсии, что позволит более точно составить представление экскурсантов о таких элементах традиционной культуры как: кухня, быт, ремесла.

Делись добром ;)