logo
Проблемы и перспективы использования туристского потенциала Хабаровского края для внутреннего туризма

1.2 Туристский потенциал РФ.

Для характеристики туристского потенциала необходимо определить взаимосвязь между туристскими ресурсами и туристским потенциалом.

Существует множество определений туристских ресурсов, но наиболее распространенными являются представленные в таблице 1.

Таблица 1

Определение туристским ресурсам

Закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 3 декабря 1996 года [2]

Толковый словарь туристских терминов[29]

Николаенко Д.В. Рекреационная география.

Туристские ресурсы - это природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а так же иные объекты, способные удовлетворить духовные потребности туристов, содействовать восстановлению и развитию их физических сил.

Туристские ресурсы это совокупность историко-культурных, социально-экономических и природных объектов, пригодных для использования в сфере туризма.

К туристским ресурсам относятся природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительной стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью технологии и имеющихся материальных возможностей

Исходя из предложенных определений, туристские ресурсы - это совокупность ресурсов, участвующих в организации отдыха и оздоровления людей, и пригодных для использования в сфере туризма.

Туристские ресурсы фиксируются в кадастре. Кадастр туристских ресурсов - обобщенная (экономическая или экологическая) потребительная (стоимостная или бальная) оценка туристских ресурсов. Кадастр должен быть представлен в региональной либо тематической форме [65].

Туристские ресурсы классифицируются также на непосредственные туристские турресурсы, используемые туристами во время путешествия (ландшафт, природно-климатические ресурсы и др.) и косвенные, созданные не для целей туризма, но способствующие туристам совершать путешествия и использовать непосредственные туристские ресурсы (дороги, средства связи и др.).

Таблица 2

Непосредственные и косвенные туристские ресурсы [44]

Непосредственные туристские ресурсы

Косвенные туристские ресурсы

относятся историко-культурные и природные ресурсы, используемые самими туристами красота ландшафта, лечебные свойства местности, историко-культурные достопримечательности и т.д.).

необходимы для использования непосредственных туристских ресурсов. Включают материально-технические, финансовые, трудовые и др. ресурсы.

Количество туристских ресурсов ограничено и, следовательно, они выступают как экономическое благо. В качественном отношении эти ресурсы различны и дифференцированы. Критериями включения тех или иных элементов природы в состав туристских ресурсов являются техническая возможность и экономическая целесообразность их использования, а так же уровень их изученности.

С функциональной точки зрения туристские ресурсы подразделяются [29]:

1. Оздоровительные,

2. Познавательные;

3. Спортивные.

Туристские ресурсы создают возможность расширения производства туристского продукта, определяемую активами, запасами, внутренними резервами туристской организации, а также природными и социальными условиями, в которых она действует (совокупностью природных, оздоровительных, культурных и иных ресурсов, способных удовлетворить различные запросы и потребности туристов в комплексе или порознь) [44].

Практически любой регион обладает ресурсами, которые могут в той или иной степени использованы в туристских целях при наличии определенных условий социального, экономического, политического, экологического характера. Регион самобытен (природно-геграфически, историко-культурно и т.д.), и это уже выступает базовым туристским ресурсом. Однако ресурсный потенциал туризма в каждом регионе индивидуален в виду различий количественных и качественных характеристик туристских ресурсов. Поэтому изучение влияния и оценка туристских ресурсов выступает необходимым первоначальным условием планирования развития туризма в регионе и формирования регионального турпродукта. От характера туристских ресурсов региона, их ценности, количества и доступности зависит возможность отнесения туризма к числу приоритетных или второстепенных отраслей региона [35].

Словосочетания, в которых “потенциал” используется как терминообразующее слово (“рекреационный потенциал”, “разность туристских потенциалов” и др.), стали достаточно часто употребляться и в популярной, и в специальной туристской литературе. Однако выяснить конкретное содержание, которым различные авторы нагружают термин “потенциал”, нередко оказывается весьма сложно, поскольку широкоизвестных, общепринятых профессиональных трактовок этого термина применительно к туристике не существует и используют его чаще всего как термин общеупотребительный, очевидный. Вместе с тем, содержание этого термина далеко не элементарно и в туристике должно быть ограничено более отчетливыми рамками[24].

В общих толковых, а также в энциклопедических словарях термином “потенциал” (от латинского potentia - сила) обозначаются “возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения какой-либо задачи” [54]. Это достаточно емкое и вместе с тем универсальное определение, безусловно, может быть принято за основу и в туристике. Необходимо только наполнять его конкретным содержанием в зависимости от:

- объекта, потенциал которого характеризуется,

- задачи, для решения которой может быть использован этот потенциал.

Сферу использования потенциала или задачу, для решения которой он будет использоваться, целесообразно обозначать через соответствующее прилагательное (например, рекреационный или туристский потенциал), а объект через соответствующее дополнение (например, потенциал Хабаровского края).

Определение рекреационного потенциала, а точнее “рекреационного потенциала ландшафта” дано в толковом словаре по охране ландшафтов. Определение гласит: “Рекреационный потенциал ландшафта - совокупность природных и культурных условий, оказывающих положительное влияние на человеческий организм и обеспечивающих путем сочетания физических и психических факторов восстановление работоспособности человека” [57].

Для того, чтобы разобраться со значением терминов «туристский ресурс» и «туристский потенциал», необходимо рассмотреть общее и различия между ними.

Общим является то, что, несмотря на различия, которые будут показаны дальше, оба эти понятия можно употреблять с достаточной степенью свободы, поскольку контекст, часто позволяет понять какое в них вкладывается содержание.

Различия рассмотрены автором А.В. Дроздовым и представлены в таблице[24].

Таблица 3

Различия в понятиях «туристский ресурс» и «туристский потенциал»[24]

Туристский ресурс

Туристский потенциал

Может быть один или несколько

Всегда совокупность характеристик, предметов, явлений

Ресурс хотя и рассматривается в контексте своего назначения, но его связь с конкретным пользователем не столь определенна.

Достаточно четко связан с конкретной задачей, для решения которой он определяется

Ресурс или ресурсы территории могут использоваться и туристами, и промышленностью, и сельским хозяйством.

Как правило, оцениваются те стороны, которые возможны для существенного туристского использования

Описание потенциала какого-либо объекта, как правило, предполагает и оценку этого потенциала в сравнении с потенциалом другого объекта.

Таким образом, понятие “туристский потенциал” по отношению к понятию “туристский ресурс” выступает как более широкое, в некотором смысле как собирательное.

Россия располагает огромным потенциалом как для развития внутреннего туризма, так и для приема иностранных путешественников.

Благодаря обширной территории, въездной и внутренний туризм в России представлен большим разнообразием его видов. Наиболее активно развиваются экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный, круизный, рыболовный и охотничий, событийный и гастрономический виды туризма. Популярен также индивидуальный и детско-молодежный отдых [50].

Российская Федерация обладает большим количеством туристских ресурсов: природные, историко-культурные, этнографические, инфраструктурные и другие.

Ресурсы, являющиеся основными для формирования турпродукта страны:

1. Природные. Наличие рек и озер, таких как Волга, Лена, Енисей, Амур, озеро Байкал и др.; выход к морям и океанам. Разнообразие ландшафтов позволяет развивать множество видов туризма. Для проведения экологических и охотничьих туров существует много мест с дикой и нетронутой природой.

2. Историко-культурные. Российская федерация насчитывает огромное количество культурных достопримечательностей, а также иных объектов туристского показа. К ним, согласно данным Росстата, относятся 2368 музеев в 477 исторических городах, 590 театров, 67 цирков, 24 зоопарка, почти 99 тысяч памятников истории и культуры, 140 национальных парков и заповедников [45].

3. Инфраструктурные. Такие объекты туристской инфраструктуры, как аквапарки, развлекательные центры, горнолыжные комплексы, туристский транспорт и др., их не хватает [78].

4. Этнографические. Крайний Север - это северное сияние, этнические туры к северным народам, сафари на оленях по тундре. Кроме народов крайнего севера в Российской Федерации проживает большое количество народностей и национальностей.

5. Трудовые. Россия располагает большим количеством учреждений по подготовке специалистов в сфере туризма.

Очевидным является и то, что туристский потенциал страны используется далеко не в полной мере, и создание условий для качественного отдыха на территории России российских и иностранных граждан требует более активного проведения государственной политики в сфере туризма [4].