logo
Проблемы и перспективы использования туристского потенциала Хабаровского края для внутреннего туризма

1.3 Проблемы и перспективы использования туристского потенциала в РФ

Использование туристского потенциала сопровождается рядом проблем, которые рассмотрены в Стратегии развития туризма в РФ на период до 2015 года и в плане мероприятий по ее реализации (рис. 1).

Рис. 1. Проблемы развития внутреннего туризма [45]

В настоящее время в Российской Федерации значительная часть материальной базы туризма нуждается в обновлении, так как около половины гостиниц в нашей стране относятся к некатегорийным [2].

К сожалению, до сих пор в законодательных и исполнительных региональных структурах нет достаточного количества квалифицированных специалистов и экспертов в области туризма на всех уровнях его структуры. Причина сложившейся ситуации видится в том, что долгие годы государственная политика в сфере туризма осуществлялась центральными государственными органами. Регионы же не обладали (и не обладают до сих пор) надлежащим опытом, навыками, связями, знаниями для организации и управления туризмом на международном уровне.

Становиться очевидным, что увеличение спроса на квалифицированные туристские кадры привело к тому, что десятки государственных и негосударственных учебных заведений начали их подготовку и переподготовку, однако по статистике лишь 10% выпускников находят работу по специальности. Одна из причин непопулярности - отсутствие реальных и постоянных взаимосвязей между сферой туризма и образовательными учреждениями, что приводит к перенасыщению или, наоборот, отсутствию на рынке труда специалистов того или иного профиля.

Кроме того, исключительно остро стоит проблема соответствующего материально-технического и учебно-методического оснащения учебного процесса (учебные пособия и программы, методические разработки), а также целевой подготовки и переподготовки преподавательского состава [34].

Вместе с тем предложения по развитию туристской инфраструктуры не могут ограничиваться только созданием нового и реконструкцией существующего гостиничного фонда. Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры, включающей в себя не только широкомасштабное строительство новых средств размещения, но и сопутствующую инфраструктуру (транспорт, предприятия питания, индустрии развлечений, объекты туристского показа и др.). Размещение вновь возводимых туристских комплексов должно учитывать как параметры туристского спроса по видам туризма, так и характер туристского предложения - наличие туристских ресурсов, условий для кадрового обеспечения, в соответствии с экологическими требованиями и экономической целесообразностью [4].

Главными препятствиями для привлечения инвестиций являются отсутствие готовых инвестиционных площадок, необходимые бизнес-структуры, наличие местных административных барьеров и невыгодные условия аренды земли. Так, оформление земельного участка под гостиницу часто требует огромного числа согласований и затягивается на два-три года. Неурегулированными остаются вопросы использования рентных доходов в личных целях (сдача жилья в наем под гостиничное использование) [2].

Одной из актуальных проблем является проблема транспортной составляющей в обеспечении дальнейшего развития туризма в России. Это относится к авиа-, железнодорожному, водному и автосообщению, строительству автомобильных дорог [37].

Недостаточно высокий уровень организации воздушного транспорта внутри страны по сравнению с международными перевозками является одним из основных факторов, ограничивающих дальнейшее развитие туристских комплексов в регионах страны. Услуги аэропортов по обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов регулируются государством как услуги естественных монополий, что ограничивает конкуренцию на внутреннюю авиаперевозку и не позволяет снизить цены на наземное обслуживание. Конкуренция на основных направлениях между авиаперевозчиками будет способствовать снижению цен и соответствующему увеличению туристского потока. В отличие от многих зарубежных стран в России практически отсутствуют низкобюджетные перевозчики с современным авиапарком. Доля авиационных перевозок в структуре въездного и внутреннего туристского потока весьма значительна, однако состояние парка авиалайнеров, аэропортов, взлетно-посадочных полос пока сдерживает развитие туризма в ряде российских регионов [37].

Несмотря на позитивные сдвиги, произошедшие за последние годы на пассажирском железнодорожном транспорте (обновление парка железнодорожных составов, введение скоростных поездов на ряде направлений, расширение туристского предложения, связанного с появлением туристских поездов на наиболее популярных культурно-познавательных маршрутах, повышение качества сервиса в целом), остаются нерешенными такие проблемы, как дефицит железнодорожных перевозок в высокий сезон, сложность покупки железнодорожных билетов, отсутствие электронного билета, завышенные цены [2].

Перевозка наибольшего потока туристов в России осуществляется именно железнодорожным транспортом: в 2008 году его услугами воспользовалось около половины от общего числа туристов [4].

На протяжении многих лет большой популярностью российских, а также и иностранных туристов пользуются речные круизы. Наиболее востребованным маршрутом являются круизы Москва - Санкт-Петербург, а также на Валаам, Соловки, Кижи, а также по Волге. Всего в России на сегодняшний день курсируют 110 теплоходов по более чем тысяче речных маршрутов. В то же время пропускные возможности шлюзового хозяйства между Москвой и Санкт-Петербургом практически исчерпали себя и дальнейшее количественное увеличение пассажирского флота на данном маршруте невозможно. Перспективными регионами для развития речных круизов являются акватории сибирских рек - Лены, Енисея и Оби, а также Амура [59].

Россия в последние десятилетия собственного строительства современных круизных судов практически не ведет и в то же время не закупает круизные суда за рубежом. В связи с этим практически остановлено круизное судоходство по Черному морю, не развивается пассажирское судоходство на Каспийском и Азовском морях, тормозится развитие речных круизов в Центральной России, в Сибири и на Дальнем Востоке. Изношена инфраструктура круизного туризма - морские и речные вокзалы, причалы и др.[59]

Туристские автобусы с современным уровнем комфорта также не производятся отечественной промышленностью, несмотря на то, что около 15% туристов используют именно этот вид транспорта [59].

Согласно концепции развития туризма, в Российской Федерации государство определило основные направления для развития внутреннего туризма, которые представлены в рис. 2 [4].

Размещено на http://www.allbest.ru/

Рис. 2. Основные направления для развития внутреннего туризма

Как считают специалисты, для внутреннего рынка особенно важно развивать пляжный и оздоровительный туризм.

Пляжным туризмом пользуются 38% граждан Российской Федерации. Это направление активно развивается на Черном и Балтийском морях. Большие перспективы развития пляжного отдыха есть у курортов Азовского и Каспийского морей, однако отсутствие гостиничной и иной туристской инфраструктуры на Каспийском море и устаревшая инфраструктура на Азовском море являются сдерживающими факторами для успешного туристского развития этих территорий. При соответствующем развитии инфраструктуры этот вид туризма мог бы получить широкое распространение в Приморском крае [4].

Яхтенный туризм в России это не более 0,5 % от внутреннего турпотока. Этот вид туризма только начинает развиваться, наибольшую популярность он имеет в Ленинградской области и Карелии [4].

На сегодняшний день активно развивается горнолыжный туризм. Для развития горнолыжного туризма характерны такие проблемы, недостаточное наличие инженерной и транспортной инфраструктуры - водо-, энерго- и газоснабжения, развитой дорожной системы, горнолыжных подъемников и иного оборудования, информационных коммуникаций, качественного сервиса, экологически безопасной инфраструктуры. Кроме этого, сложен механизм предоставления в аренду земельных участков лесного фонда для строительства горнолыжных объектов [4].

По данным ЮНВТО в настоящее время на территории Российской Федерации функционируют около 150 горнолыжных комплексов. Самыми популярными горнолыжными комплексами Российской Федерации являются: «Красная Поляна» в Краснодарском крае (260 тыс. туристов), «Домбай» в Карачаево-Черкесской Республике (в 2007 году принято 195 тыс. туристов), «Приэльбрусье» в Кабардино-Балкарской Республике (100 тыс. туристов). Горнолыжные центры Московской области в 2007 году приняли более 320 тыс. человек [4].

Для России с ее недостаточно развитой туристской инфраструктурой и огромным невостребованным туристским потенциалом развитие специализированного туризма как нового альтернативного направления представляет наибольший интерес с точки зрения привлечения искушенного иностранного потребителя и диверсификации внутреннего туристского предложения [61].

Учитывая климатические и ландшафтные особенности России, горнолыжный, как и другие зимние виды туризма, имеют большие перспективы развития.

Выявленные приоритетные виды туризма и перспективные туристские регионы определяют соответствующие им приоритеты в развитии туристской инфраструктуры [4].

В России естественные туристские ресурсы распределены неравномерно по ее территории, поэтому она может быть разделена на туристские экономические районы, отличающиеся емкостью туристских ресурсов и вместимостью существующей материальной базы туризма [21].

Таблица 4

Классификация регионов в зависимости от имеющихся туристских ресурсов и развития туристской инфраструктуры [40]

Регионы с высоким уровнем использования туристского потенциала

Регионы со средним уровнем использования туристского потенциала

Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, район Кавказских Минеральных вод, Краснодарский край, Калининградская область, регионы Золотого Кольца;

Северо-Западный регион, Тверская область, Центральная Россия, Татарстан, Поволжье, такие республики Северного Кавказа, как Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария, Ростовская область, Иркутская область, Приморский край, Камчатка, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ;

Регионы с недостаточным уровнем использования туристского потенциала, но обладающие значительным потенциалом для перспективного развития

Прибрежные территории Каспийского и Азовского морей, районы Крайнего Севера (Арктика, Земля Франца-Иосифа), Дальневосточный регион (Курилы, Командорские острова, Якутия, Хабаровский край, Чукотка, Магаданская область), Западная Сибирь (Алтай, Красноярский край и др.), Тува (п.Кунгуртуг, озеро Тере-Холь, крепость Пор-Бажын), Бурятия, Урал. В перечисленных районах качественный туристский продукт только начинает появляться.

Данная таблица позволяет представить деление экономических районов в зависимости от уровня их социально-экономического положения, а также определить перспективные направления развития каждого района.

Таким образом, уровень развития того или иного региона, в том числе и регионального туризма, зависит от состояния его социально - экономических характеристик и уровня использования как потенциала региона в целом, так и туристского потенциала в частности.

ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ