logo
Проблемы и перспективы использования туристского потенциала Хабаровского края для внутреннего туризма

2.1 Туристский потенциал Хабаровского края

В соответствии с классификацией Ланкара, данной в п. 1.3. (табл.4), Дальний Восток, в том числе и Хабаровский край, относится к регионам с недостаточным уровнем использования туристского потенциала, но обладающим значительными возможностями для дальнейшего развития.

В сравнении с другими российскими регионами, как отмечено в Постановлении Правительства Хабаровского края от 6 марта 2008 года №72 пр «Об основных направлениях развития туризма в Хабаровском крае на период 2008-2012 годов» [5], Дальневосточный регион обладает самой высокой емкостью природно-рекреационных ресурсов и одной из самых низких емкостей рекреационно-познавательных ресурсов. Как известно, высокий природно-рекреационный потенциал при прочих благоприятных условиях может способствовать всестороннему развитию региона.

Сегодня Хабаровский край, являясь одним из крупнейших пунктов пересечения международных транспортных маршрутов на Дальнем Востоке, имеет возможность стать одним из высокоразвитых центров туризма и отдыха в Дальневосточном регионе [34].

В связи с тем, что туристский потенциал Хабаровского края один из самых богатых и разнообразных в стране, возможности для развития внутреннего туризма в крае представлены достаточно широко. Среди туристических ресурсов в крае преобладают природные ресурсы. К преимуществам Хабаровского края, с точки зрения туристской привлекательности, можно отнести: наличие крупных транспортных артерий - Транссибирская и Байкало-Амурская железнодорожные магистрали, статус г.Хабаровска как административного центра Дальневосточного Федерального округа, особенности культурно-исторического и природного туристского потенциала, а также (для целей международного туризма) его близость к странам Северо - Восточной Азии и наличие протяженной границы с Китайской Народной Республикой [61].

Ресурсы, являющиеся основными, для формирования турпродукта края: [61]

Природные. Река Амур. По морфологическим и морфометрическим параметрам, истории развития, пейзажному разнообразию, богатству ихтиофауны (около 130 видов рыб) эта река не имеет равных в России. Уникальным туристским потенциалом обладают Шантарские острова. Привлекает к себе Плато Мар-Кюэль, как объект туристского показа, где можно увидеть карстовые образования, в частности, «исчезающие» под землей реки, лесные ландшафты, где можно заняться спортивной охотой и рыбалкой, познакомиться с бытом и культурой эвенков. Высоким биоразнообразием характеризуются лесные экосистемы Хабаровского края. Общий видовой состав растений насчитывает примерно 2 тысячи видов, что составляет половину всех представителей, обитающих на Дальнем Востоке и другие природные объекты.

Историко - Культурные. Дальневосточный художественный музей, располагающий коллекциями Эрмитажа, Третьяковской галереи, музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Хабаровский краеведческий музей им. Гродекова и другие музеи; концертный зал органной музыки Хабаровской краевой филармонии; современный спортивно-зрелищный комплекс «Платинум арена» - крупнейший на Дальнем Востоке и в Сибири; культовые учреждения различных конфессий, широкая сеть современных культурно-развлекательных объектов и др. объектов.

Инфраструктурные. 111 коллективных средств размещения с общей численностью размещенных лиц около 350 тыс. человек. Комфортабельные базы отдыха пригородной зоны Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, такие как: "Заимка", "Карат", "Лесная поляна", "Шарголь" и "Заслонова" предлагают широкий спектр услуг, включающих в себя: рестораны и бары, сауну, бильярд, настольный теннис, прокат спортинвентаря, зимой - катание на лыжах и «русских горках». Туристско-спортивные и горнолыжные базы такие как «Холдоми», «Амут Сноу Лейк» в Солнечном районе, «Спартак» в пригороде Хабаровска предлагают высокий уровень услуг по зимним видам отдыха.

Услуги общественного питания для туристов в крае оказывает 1481 предприятие, имеющих около 80 тыс. посадочных мест. В гостиницах, туристских комплексах, спортивно-оздоровительных центрах края работает 72 предприятия общественного питания (рестораны, бары, закусочные), 73 предприятия бытового обслуживания, 80 предприятий торговли, реализующих сувенирную продукцию. В крае появилось большое количество ресторанов различных национальных кухонь: китайской, японской, корейской, украинской, азербайджанской, немецкой и др.

Этнографические. Особый этнографический ареал образуют коренные народы Приамурья: нанайцы, удэгейцы, ульчи, нивхи, орочи. На берегу р. Амур в 75 км от г. Хабаровска открыт единственный в своем роде археологический памятник «Сикачи-Алянские петроглифы» (наскальные рисунки древних жителей, относящиеся к 12 тысячелетию до н.э.). Познакомиться с национальной культурой и обычаями коренных малочисленных народов Севера, проживающих в крае, можно в национальных селах, где созданы этнографические музеи, мастерские народных художественных промыслов. Территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов.

Трудовые. Подготовка специалистов среднего звена, осуществляется в пяти колледжах гг. Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Профессиональное высшее образование в сфере туристского бизнеса обеспечивают пять высших учебных заведений города Хабаровска: Хабаровская государственная академия экономики и права (ХГАЭиП); Хабаровский государственный технический университет (ХГТУ); Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК); Хабаровский государственный институт искусств и культуры (ХГИИК); Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДВГУПС).

Несмотря на относительно слабую степень освоенности региона, характерной чертой, во многом определяющей использование туристских ресурсов, является их высокая концентрация, что позволяет предоставить широкий спектр туруслуг и обеспечить полноценный отдых [5].

Многими туристскими фирмами, гражданами Хабаровского края используется данный туристский потенциал для целей внутреннего туризма.

2.1 Состояние внутреннего туризма Хабаровского края

В 2008 году туристская деятельность в крае сохранила положительную динамику развития [5].

Согласно статистике, представленной Министерством молодежной политики, спорта и туризма Хабаровского края, на конец 2008 года в крае было зарегистрировано 243 предприятий, 142 из которых включены в Единый федеральный реестр туроператоров. Увеличение на 13 организаций, по сравнению с 2007 годом (230 организаций), числа туроператоров свидетельствует о повышении заинтересованности и ответственности субъектов туристского рынка Хабаровского края перед потребителями туруслуг [61].

Из общего числа туркомпаний 220 предприятий (88%) расположены в г.Хабаровске, 20 организаций зарегистрированы в г. Комсомольске-на-Амуре, 3 предприятия - в Бикинском, по одному в Аяно-Майском, Солнечном, Охотском, Нанайском и Хабаровском районах. Общественные организации отрасли представлены тремя ассоциациями: Дальневосточное региональное отделение Российского союза туриндустрии, Некоммерческое партнерство «Хабаровское объединение туроператоров международного туризма», Хабаровская ассоциация отельеров. Высшее профессиональное образование в сфере туризма обеспечивают четыре высших учебных заведения краевого центра [61].

Доля внутреннего туризма в Хабаровском крае за 2008 год составила 24,3 тыс. чел. [61].

Ведущими предприятиями по объёму предоставленных туристских услуг и числу обслуженных туристов в крае являются такие компании как: ОАО «Интур-Хабаровск», ЗАО «Хабаровсктурист», ОАО «Дальрео», ООО «Туристическая компания ИНТЕРВИЗИТ», ООО «ВОЯЖ», ООО «Дальневосточная международная туристическая компания», ООО «БММТ «Спутник» (г.Комсомольск-на-Амуре).[5]

Объем реализации туристских услуг составил в 2008 году 360 млн. рублей, с ростом в действующих ценах на 13,6% к соответствующему показателю прошлого года [61].

Въезд российских и иностранных посетителей края определен по данным Хабаровсккрайстата (численность лиц, обслуженных коллективными средствами размещения) в соответствии с приказом Ростуризма от 18.07.07г. №69 «Об утверждении Порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации»

В соответствии с системой понятий Всемирной туристской организации (ВТО), к основным составляющим туристской инфраструктуры относятся: средства размещения, предприятия общественного питания, транспорт, объекты культурно-развлекательного назначения и др [4].

За период реализации Основных направлений развития туризма в Хабаровском крае на период с 2003 по 2007 год количество коллективных средств размещения (далее также - КСР) края, включающих в себя: гостиницы, санаторно-курортные учреждения, дома отдыха, туристские базы, увеличилось с 97 до 112 единиц, а общий номерной фонд возрос на 10 процентов и составил 4005 номеров. Номерной фонд гостиниц в крае увеличился на 22 процента и составил на конец 2006 года 2 946 номеров [5].

Динамика изменения номерного фонда средств размещения Хабаровского края представлена в таблице 5 [5].

Таблица 5

Динамика изменения номерного фонда средств размещения Хабаровского края

Показатель

2004

2005

2006

2007

2008*

1. Количество коллективных средств размещения (КСР) - всего,

в том числе гостиниц и аналогичных средств размещения

97

74

100

80

114

93

112

95

2. Номерной фонд - всего (номеров),

в том числе гостиниц и аналогичных средств размещения

3630

2567

3694

2706

3940

2807

4005

2946

*Данные по 2008 году будут опубликованы Хабкрайстатом в июле 2009 года.

Анализ развития гостиничного хозяйства края за указанный период показывает, что наибольшая динамика в развитии и совершенствовании гостиничного хозяйства наблюдалась в крупных туристских центрах края - городах Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре, на долю которых приходится более 80 процентов от общего количества гостиниц края. Вместе с тем в указанных городах преобладают гостиницы со сроком эксплуатации более 10 лет, 10 процентов из которых приходится на гостиницы со сроком эксплуатации свыше 50 лет.

В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2005 г. N 1004-р проводится работа по проведению классификации ведущих гостиниц и других средств размещения в городах Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, в результате которой средствам размещения будет присваиваться гарантированная государством категория, определяемая количеством "звезд". В настоящее время только одна гостиница края ("Интурист") имеет официальную государственную классификацию "три звезды". В 2008 году планируется проведение государственной системы классификации в пяти гостиницах г. Хабаровска и двух - г. Комсомольска-на-Амуре. В настоящее время, по предварительной оценке, в крае подавляющее число гостиниц (более 95%) соответствуют категории не более "двух звезд".[5].

Турбизнес края активно реализует такие социальные программы, как: организация детского оздоровительного отдыха на море (Приморье; города Пекин, Циндао, Бэйдайхэ, КНР, июнь-август 2008г.); акция «Мой город - детям» для воспитанников детских домов и интернатов края, которая традиционно проводится в канун Всемирного дня туризма (27 сентября 2008г.), в том числе и за рубежом: организация поездки ветеранов ВОВ и молодежи края по местам боевой славы (Порт-Артур, КНР, август 2008 г.).

Позитивные тенденции развития туристской деятельности в крае способствовали увеличению вклада туротрасли в экономику края. Так, по итогам 2008 г. предприятиями туристского сектора было уплачено в бюджет края 107,9 млн. рублей, темп роста к уровню 2007 года составил 112,4%. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата в расчете на одного работника по занятым в туристской отрасли возросла, по сравнению с уровнем прошлого года, на 17,8% и составила 13,2 тыс. рублей.

Показатели туристской деятельности в Хабаровском крае представлены в таблице 6 [61].

Таблица 6

Показатели туристской деятельности в Хабаровском крае

п/п

Наименование показателя

Единица измерения

2008 год

2007 год

2008 к 2007 в %

1

Число туристских предприятий (юридических и физических лиц)

единиц

243

230

105,7

2

Численность работников предприятий, занятых оказанием услуг

человек

3350

3300

101,5

3

Объем туристских услуг

млн. руб.

457,0*

360,8

104,0**

4

Доход в бюджет края по отрасли «Туризм»

млн. руб.

118,4

107,9

109,7

5

Средняя заработная плата в месяц на 1 работника

тыс. руб.

13,1

12,4

105,6.

6

Бюджетные средства на развитие туризма

млн. руб.

4,2

4,2

100,0

* оценка,

** в сопоставимой оценке

К сожалению, предоставить данные по доходам от внутреннего туризма не представляется возможным в связи с тем, что в статистическом учете туристской деятельности такой показатель отдельной строкой не выделяются.

Следует отметить, что при производстве турпродукта до 70% производственных затрат туристских компаний края приходится на затраты, связанные с приобретением прав на услуги организаций, имеющих отношение к смежным отраслям экономики, наибольший удельный вес среди которых заняли: транспортные услуги (около 40%), размещение и проживание (35,2%), питание (6,3%), реклама (3,1%), экскурсионное обслуживание (2,03%) и др. [5].

По экспертной оценке основных транспортных перевозчиков края, общий поток туристов, обслуженных в 2008 году ОАО «Амурское пароходство» и ДВЖД - филиалом ОАО «РЖД», превысил на 8,4% показатель 2007 года и составил 155 тыс. человек. Рост доходов указанных транспортных организаций от перевозки туристов, а также портовых сборов от пересечения туристами границы на пунктах пропуска края: «Хабаровский аэропорт», «Хабаровский речной порт - «пассажирское», «Покровка» прогнозируются на уровне 8 и 9,3 процентов соответственно, что составило 460 и 98,4 млн. рублей соответственно.

Целевое финансирование развития туризма из бюджета края позволило осуществить в 2008 году ряд проектов, направленных на развитие туристской инфраструктуры, популяризацию края, как одного из турцентров Дальнего Востока России, а также рекламно - информационное обеспечение деятельности в сфере туризма [61].

Для более глубокого анализа использования туристского потенциала в Хабаровском крае в целях формирования туристского предложения было проведено анкетирование представителей турфирм г.Хабаровска. Анкета дана в приложении 2. Вопросы анкеты касались основных предложений туристских фирм, представленных в рекламных материалах в СМИ, электронных источниках, по телефону и непосредственно в туркомпаниях. В анкетировании участвовали представители 70 туристских фирм. Список фирм дан в приложении 3.

Для исследования были выбраны газеты «Из рук в руки» и «Презент», а так же электронные источники (Веб-сайты анкетируемых туристских фирм). Для анализа туристских предложений были использованы рекламные объявления 70 туристских фирм, размещенных в указанных газетах. В результате было выяснено, что 57 фирм занимаются внутренним туризмом, из них 18 работают по Хабаровску и Хабаровскому краю, остальные 13 занимаются в основном международным туризмом. Анализ рекламных объявлений в газетах «Презент» и «Из рук в руки» показал, что в зимнее-весенний сезон количество рекламных объявлений снизилось почти наполовину. В рекламных объявлениях только у 7 туристских фирм было отображена информация о том, что они занимаются Хабаровским краем, поэтому можно сделать вывод, что туры по Хабаровскому краю для большинства исследуюе6мых фирм не являются профилирующими.