logo
Развитие и функционирование системы фрайчайзинга в гостиничном бизнесе Краснодарского края

2.1 История развития международных гостиничных цепей, модели организации гостиничного дела

Говоря о гостиничном франчайзинге, необходимо дать краткое описание истории становления и развития международного гостиничного бизнеса в целом. Итак, в XVIII-XIX вв. с ростом экономических и политических связей между государствами начинается бурное развитие гостиничного хозяйства. Гостиничное дело превращается в важную отрасль, приносящую большую прибыль.

Развитие предприятий гостеприимства XIX в. связано с развитием туризма. На морских побережьях, около минеральных источников, в живописных местах развертывается строительство крупных и мелких гостиниц. Постепенно совершенствуется их техническое оборудование, создаются комфортабельные условия для гостей, меняются формы и методы обслуживания [4].

В этой области экономики возникают компании, акционерные общества, корпорации и синдикаты. Такие крупные объединения стали руководить гостиничным хозяйством своих стран, а также строить гостиницы в других государствах. В Лондоне создается синдикат гостиниц, во Франции - «Союз хозяев гостиниц». Эти организации частных владельцев устанавливали цены на номера, готовили кадры гостиничных работников, способствовали развитию туризма. В 1906 г. был создан «Международный союз владельцев гостиниц», объединивший владельцев 1700 гостиниц в различных странах мира [20].

К концу Второй мировой войны количество гостиниц, входящих в цепи, стало возрастать, а после ее окончания на рынке действовали сети гостиничных компаний, лидировавшие по количеству присоединившихся к ним членов. Эти первые цепи, представленные марками «Hilton», «Statler» и «Sheraton», стали стремительно расти.

Консервативная компания «Statler» в основном строила собственные гостиницы в Лос-Анджелесе и Вашингтоне, а также начала строительство в Далласе и Стратфорде. В противоположность этой компании, «Hilton» и «Sheraton» избрали путь, гарантирующий более быстрый рост, и стали скупать уже существующие гостиницы. И «Hilton», и «Sheraton» действовали более как риэлтерские компании, нежели гостиничные.

«Hilton» была обязана своим созданием американской авиатранспортной компании «Pan American». Поскольку в странах Латинской Америки, куда самолеты компании совершали перелеты, не было гостиниц того уровня, к которому привыкли американские бизнесмены, возникла идея организовать в этих странах отели с одинаковым уровнем услуг соответствующего класса. Поэтому, например, отель «Hilton» в Буэнос-Айресе по сервису не должен был отличаться от отеля «Hilton» в Нью-Йорке.

Одного взгляда на гостиничную статистику достаточно, чтобы убедиться, что объемы операций, производимых гостиничными цепями, во много раз превышают объемы, производимые независимыми гостиницами. В 1980 году гостиничные цепи объединяли 62% номерного фонда США. Через 10 лет эта цифра поднялась до 75%, а к 2000 году более 85% всех гостиниц вошли в ту или иную цепь [3].

В чем причина такого стремительного роста цепей? Самый краткий ответ на этот вопрос - эффективность. Когда независимым гостиницам приходится вступать в жесткую конкуренцию с гостиничными цепями, у них обычно имеется всего три альтернативы, позволяющие им противостоять эффективной политике последних.

Во-первых, независимые гостиницы могут пойти по пути контроля над издержками и снижения расценок на услуги. Этот путь очень популярен, однако малоэффективен, т.к. за счет снижения цен, также понижаются и показатели прибыли.

Во-вторых, чтобы противостоять конкуренции со стороны интегрированных цепей, независимые гостиницы объединяются в консорциумы. Главной целью, которую преследуют независимые отели при объединении в консорциумы, является проведение совместного маркетинга для увеличения доходности своих предприятий, а также для снижения издержек при совместных централизованных закупках, проведении совместного отбора кадров и их тренинга. Данный способ наиболее эффективен для отелей, расположенных в небольших курортных городах.

Наконец, третий способ заключается в том, чтобы выгодно продать отель или гостиницу, используя полученные средства на открытие нового бизнеса. Но он дает положительный результат только тогда, когда владелец какой-либо цепи имеет планы по проникновению на рынок в данном регионе и предпочитает для этого использовать готовую гостиницу, а не строить новую [5].

С 1950-х гг. в организационной структуре управления гостиницами в мировой гостиничной индустрии утвердились различные модели организации гостиничного дела [8].

Первая модель - модель Ритца, связана с именем швейцарского предпринимателя Цезаря Ритца. Многие престижные отели мира носят его имя. Например, отель «Ritz» в Париже. Основная ставка в этих гостиницах делалась на европейские традиции изысканности и аристократизма. В настоящее время эта модель переживает кризис.

Вторая модель связана с именем американского предпринимателя Кеммонса Уилсона (гостиничная цепь «Holiday Inn»). Модель отличается большей гибкостью в удовлетворении потребностей клиента в сочетании с поддержанием достаточно высоких стандартов обслуживания. Под контролем гостиничных цепей, построенных по второй модели, находится более 50% гостиничных номеров в мире. Управляются такие гостиницы компанией-корпорацией или холдингом, который является их собственником.

Основные требования в гостиничных цепях, организованных по этой модели, сводятся к следующему: дизайн отелей должен быть выдержан в едином стиле, предусмотрены завтрак типа «шведский стол», гибкая система тарифов, быстрый и качественный сервис, единая система маркетинга.

Третья модель ? «независимые» гостиничные цепочки ? ассоциации (например, «Best Western»). В этом случае под единой торговой маркой объединяют гостиницы по каким-либо однородным признакам, выдерживающие определенные стандарты и наборы услуг, независимо от страны расположения.

Гостиницы - члены цепи - платят взносы в единый фонд, который расходуется на совместную рекламную и маркетинговую деятельность, продвижение продукта. При этом полностью сохраняется их финансово-экономическая и управленческая самостоятельность.

Возможно и сочетание второй модели с третьей. При вступлении в цепь гостиница совсем необязательно должна стать ее собственностью. В этом случае, согласно договору, заключенному крупными гостиничными цепями (франшизодателями) и вступающими в цепь независимыми гостиницами (франшизополучателями), последним предоставляется право использовать в коммерческих целях фирменный знак цепи, техническую и коммерческую информацию, информационные системы бронирования, техническую помощь, право на обучение персонала и др. Франшизное предприятие выплачивает за это обусловленную в договоре компенсацию.

На данный момент именно франчайзинговая модель организации гостиничного бизнеса является наиболее успешной и прогрессивной.

В целом, основные характеристики гостиничных цепочек сводятся к следующему:

? единство стиля (архитектура и интерьер);

? единство обозначений и внешней информации;

? быстрота регистрации клиентов, высококлассный сервис;

? номера, предназначенные для частных путешественников;

? завтрак «шведский стол»;

? наличие конференц-зала;

? гибкая система тарифов;

? единые управление, маркетинг и служба коммуникаций [17].

В настоящее время в мире действуют десятки международных гостиничных сетей. Среди них можно упомянуть «Holiday Inn», «Hilton Hotels & Resorts», «Marriott Hotels», «Sheraton Hotels & Resorts», «Radisson Holets» и др. Сегодня в мире насчитывается свыше 100 международных гостиничных корпораций - от мелких, с несколькими десятками объектов, до крупнейших, включающих в себя тысячи отелей. Рейтинг международных гостиничных групп и цепей, входящих в них, представлен в таблицах 1, 2.

Таблица 1 - Топ-10 мировых гостиничных групп на 1 января 2013 г.

Рейтинг

Группа

Страна

Число отелей 2013/2012

Номерной фонд 2013/2012

Прирост, %

1

InterContinental HotelsGroup

GB

4 602

4 480

675 982

658 348

2,7

2

Hilton Hotels

USA

3 992

3 861

652 378

631 131

3,4

3

Marriott International

USA

3 672

3 595

638 793

622 279

2,7

4

Wyndham Hotel Group

USA

7 342

7 205

627 437

613 126

2,3

5

Choice

USA

6 198

6 203

497 023

502 460

-1,1

6

Accor

FRA

3 515

4 426

450 199

531 714

-15,3

7

Starwood Hotels & Resorts

USA

1 121

1 076

328

055

315 346

4,0

8

Best Western

USA

4 024

4 018

311 611

295 254

5,5

9

Home Inns

CHI

1 772

1 426

214 070

176 562

21,2

10

Carlson Rezidor Hotel Group

USA

1 077

1 077

166 245

165 802

0,3

Таблица 2 - Топ-15 мировых гостиничных цепей на 1 января 2013 г.

Рейтинг

Цепь

Группа

Число отелей 2013/2012 г.

Номерной фонд 2013/2012 г.

Прирост, %

1

Holiday Inn + HI Express

InterContinentalHotelsGroup

3 392

3 347

424 612

421 944

0,6

2

Best Western

Best Western

4 024

4 018

311 611

295 254

5,5

3

Marriott Hotels Resorts

Marriott Int.

558

555

204 917

205 595

-0,3

4

Comfort Inns & Suites

Choice Hotels Int.

2 509

2 590

194 262

199 875

-2,8

5

Hilton Hotels & Resorts

Hilton Worldwide

551

562

191 199

197 311

-3,1

6

Hampton Inn by Hilton

Hilton Worldwide

1 880

1 847

184 765

181 087

2,0

7

Ibis (Megabrand)

Accor

1 667

1 519

182 496

163 484

11,6

8

Home Inns

Home Inns

1 438

1 119

164 325

128 621

27,8

9

Sheraton Hotels & Resorts

Starwood Hotels

427

415

149 784

144 648

3,6

10

Days Inn of America

Wyndham Hotel Group

1 826

1 864

147 808

150 436

-1,7

11

Super 8 Motels

Wyndham Hotel Group

2 314

2 249

147 512

142 254

3,7

12

Courtyard by Marriott

Marriott Int.

929

911

136 553

134 428

1,6

13

Quality Inns Hotels

Choice Hotels Int.

1 479

1 410

133 515

128 753

3,7

14

Ramada Worldwide

Wyndham Hotel Group

850

845

115 811

114 306

1,3

15

Crowne Plaza

InterContinentalHotelsGroup

392

387

108 307

105 104

3,0

Гостиничные цепи имеют важное значение в развитии индустрии гостеприимства. Они позволяют продвигать на мировой туристский рынок высокие стандарты обслуживания, а также способствуют поддержке гостиничного обслуживания туристов. Гостиничные цепи способствуют распространению и значительному повышению уровня организации производства и обслуживания туристов, созданию определенного образа гостиничного обслуживания, встретив который в другой стране, турист чувствует себя почти как дома, в знакомой и комфортной обстановке.