2.1 История развития международных гостиничных цепей, модели организации гостиничного дела
Говоря о гостиничном франчайзинге, необходимо дать краткое описание истории становления и развития международного гостиничного бизнеса в целом. Итак, в XVIII-XIX вв. с ростом экономических и политических связей между государствами начинается бурное развитие гостиничного хозяйства. Гостиничное дело превращается в важную отрасль, приносящую большую прибыль.
Развитие предприятий гостеприимства XIX в. связано с развитием туризма. На морских побережьях, около минеральных источников, в живописных местах развертывается строительство крупных и мелких гостиниц. Постепенно совершенствуется их техническое оборудование, создаются комфортабельные условия для гостей, меняются формы и методы обслуживания [4].
В этой области экономики возникают компании, акционерные общества, корпорации и синдикаты. Такие крупные объединения стали руководить гостиничным хозяйством своих стран, а также строить гостиницы в других государствах. В Лондоне создается синдикат гостиниц, во Франции - «Союз хозяев гостиниц». Эти организации частных владельцев устанавливали цены на номера, готовили кадры гостиничных работников, способствовали развитию туризма. В 1906 г. был создан «Международный союз владельцев гостиниц», объединивший владельцев 1700 гостиниц в различных странах мира [20].
К концу Второй мировой войны количество гостиниц, входящих в цепи, стало возрастать, а после ее окончания на рынке действовали сети гостиничных компаний, лидировавшие по количеству присоединившихся к ним членов. Эти первые цепи, представленные марками «Hilton», «Statler» и «Sheraton», стали стремительно расти.
Консервативная компания «Statler» в основном строила собственные гостиницы в Лос-Анджелесе и Вашингтоне, а также начала строительство в Далласе и Стратфорде. В противоположность этой компании, «Hilton» и «Sheraton» избрали путь, гарантирующий более быстрый рост, и стали скупать уже существующие гостиницы. И «Hilton», и «Sheraton» действовали более как риэлтерские компании, нежели гостиничные.
«Hilton» была обязана своим созданием американской авиатранспортной компании «Pan American». Поскольку в странах Латинской Америки, куда самолеты компании совершали перелеты, не было гостиниц того уровня, к которому привыкли американские бизнесмены, возникла идея организовать в этих странах отели с одинаковым уровнем услуг соответствующего класса. Поэтому, например, отель «Hilton» в Буэнос-Айресе по сервису не должен был отличаться от отеля «Hilton» в Нью-Йорке.
Одного взгляда на гостиничную статистику достаточно, чтобы убедиться, что объемы операций, производимых гостиничными цепями, во много раз превышают объемы, производимые независимыми гостиницами. В 1980 году гостиничные цепи объединяли 62% номерного фонда США. Через 10 лет эта цифра поднялась до 75%, а к 2000 году более 85% всех гостиниц вошли в ту или иную цепь [3].
В чем причина такого стремительного роста цепей? Самый краткий ответ на этот вопрос - эффективность. Когда независимым гостиницам приходится вступать в жесткую конкуренцию с гостиничными цепями, у них обычно имеется всего три альтернативы, позволяющие им противостоять эффективной политике последних.
Во-первых, независимые гостиницы могут пойти по пути контроля над издержками и снижения расценок на услуги. Этот путь очень популярен, однако малоэффективен, т.к. за счет снижения цен, также понижаются и показатели прибыли.
Во-вторых, чтобы противостоять конкуренции со стороны интегрированных цепей, независимые гостиницы объединяются в консорциумы. Главной целью, которую преследуют независимые отели при объединении в консорциумы, является проведение совместного маркетинга для увеличения доходности своих предприятий, а также для снижения издержек при совместных централизованных закупках, проведении совместного отбора кадров и их тренинга. Данный способ наиболее эффективен для отелей, расположенных в небольших курортных городах.
Наконец, третий способ заключается в том, чтобы выгодно продать отель или гостиницу, используя полученные средства на открытие нового бизнеса. Но он дает положительный результат только тогда, когда владелец какой-либо цепи имеет планы по проникновению на рынок в данном регионе и предпочитает для этого использовать готовую гостиницу, а не строить новую [5].
С 1950-х гг. в организационной структуре управления гостиницами в мировой гостиничной индустрии утвердились различные модели организации гостиничного дела [8].
Первая модель - модель Ритца, связана с именем швейцарского предпринимателя Цезаря Ритца. Многие престижные отели мира носят его имя. Например, отель «Ritz» в Париже. Основная ставка в этих гостиницах делалась на европейские традиции изысканности и аристократизма. В настоящее время эта модель переживает кризис.
Вторая модель связана с именем американского предпринимателя Кеммонса Уилсона (гостиничная цепь «Holiday Inn»). Модель отличается большей гибкостью в удовлетворении потребностей клиента в сочетании с поддержанием достаточно высоких стандартов обслуживания. Под контролем гостиничных цепей, построенных по второй модели, находится более 50% гостиничных номеров в мире. Управляются такие гостиницы компанией-корпорацией или холдингом, который является их собственником.
Основные требования в гостиничных цепях, организованных по этой модели, сводятся к следующему: дизайн отелей должен быть выдержан в едином стиле, предусмотрены завтрак типа «шведский стол», гибкая система тарифов, быстрый и качественный сервис, единая система маркетинга.
Третья модель ? «независимые» гостиничные цепочки ? ассоциации (например, «Best Western»). В этом случае под единой торговой маркой объединяют гостиницы по каким-либо однородным признакам, выдерживающие определенные стандарты и наборы услуг, независимо от страны расположения.
Гостиницы - члены цепи - платят взносы в единый фонд, который расходуется на совместную рекламную и маркетинговую деятельность, продвижение продукта. При этом полностью сохраняется их финансово-экономическая и управленческая самостоятельность.
Возможно и сочетание второй модели с третьей. При вступлении в цепь гостиница совсем необязательно должна стать ее собственностью. В этом случае, согласно договору, заключенному крупными гостиничными цепями (франшизодателями) и вступающими в цепь независимыми гостиницами (франшизополучателями), последним предоставляется право использовать в коммерческих целях фирменный знак цепи, техническую и коммерческую информацию, информационные системы бронирования, техническую помощь, право на обучение персонала и др. Франшизное предприятие выплачивает за это обусловленную в договоре компенсацию.
На данный момент именно франчайзинговая модель организации гостиничного бизнеса является наиболее успешной и прогрессивной.
В целом, основные характеристики гостиничных цепочек сводятся к следующему:
? единство стиля (архитектура и интерьер);
? единство обозначений и внешней информации;
? быстрота регистрации клиентов, высококлассный сервис;
? номера, предназначенные для частных путешественников;
? завтрак «шведский стол»;
? наличие конференц-зала;
? гибкая система тарифов;
? единые управление, маркетинг и служба коммуникаций [17].
В настоящее время в мире действуют десятки международных гостиничных сетей. Среди них можно упомянуть «Holiday Inn», «Hilton Hotels & Resorts», «Marriott Hotels», «Sheraton Hotels & Resorts», «Radisson Holets» и др. Сегодня в мире насчитывается свыше 100 международных гостиничных корпораций - от мелких, с несколькими десятками объектов, до крупнейших, включающих в себя тысячи отелей. Рейтинг международных гостиничных групп и цепей, входящих в них, представлен в таблицах 1, 2.
Таблица 1 - Топ-10 мировых гостиничных групп на 1 января 2013 г.
Рейтинг |
Группа |
Страна |
Число отелей 2013/2012 |
Номерной фонд 2013/2012 |
Прирост, % |
|||
1 |
InterContinental HotelsGroup |
GB |
4 602 |
4 480 |
675 982 |
658 348 |
2,7 |
|
2 |
Hilton Hotels |
USA |
3 992 |
3 861 |
652 378 |
631 131 |
3,4 |
|
3 |
Marriott International |
USA |
3 672 |
3 595 |
638 793 |
622 279 |
2,7 |
|
4 |
Wyndham Hotel Group |
USA |
7 342 |
7 205 |
627 437 |
613 126 |
2,3 |
|
5 |
Choice |
USA |
6 198 |
6 203 |
497 023 |
502 460 |
-1,1 |
|
6 |
Accor |
FRA |
3 515 |
4 426 |
450 199 |
531 714 |
-15,3 |
|
7 |
Starwood Hotels & Resorts |
USA |
1 121 |
1 076 |
328 055 |
315 346 |
4,0 |
|
8 |
Best Western |
USA |
4 024 |
4 018 |
311 611 |
295 254 |
5,5 |
|
9 |
Home Inns |
CHI |
1 772 |
1 426 |
214 070 |
176 562 |
21,2 |
|
10 |
Carlson Rezidor Hotel Group |
USA |
1 077 |
1 077 |
166 245 |
165 802 |
0,3 |
Таблица 2 - Топ-15 мировых гостиничных цепей на 1 января 2013 г.
Рейтинг |
Цепь |
Группа |
Число отелей 2013/2012 г. |
Номерной фонд 2013/2012 г. |
Прирост, % |
|||
1 |
Holiday Inn + HI Express |
InterContinentalHotelsGroup |
3 392 |
3 347 |
424 612 |
421 944 |
0,6 |
|
2 |
Best Western |
Best Western |
4 024 |
4 018 |
311 611 |
295 254 |
5,5 |
|
3 |
Marriott Hotels Resorts |
Marriott Int. |
558 |
555 |
204 917 |
205 595 |
-0,3 |
|
4 |
Comfort Inns & Suites |
Choice Hotels Int. |
2 509 |
2 590 |
194 262 |
199 875 |
-2,8 |
|
5 |
Hilton Hotels & Resorts |
Hilton Worldwide |
551 |
562 |
191 199 |
197 311 |
-3,1 |
|
6 |
Hampton Inn by Hilton |
Hilton Worldwide |
1 880 |
1 847 |
184 765 |
181 087 |
2,0 |
|
7 |
Ibis (Megabrand) |
Accor |
1 667 |
1 519 |
182 496 |
163 484 |
11,6 |
|
8 |
Home Inns |
Home Inns |
1 438 |
1 119 |
164 325 |
128 621 |
27,8 |
|
9 |
Sheraton Hotels & Resorts |
Starwood Hotels |
427 |
415 |
149 784 |
144 648 |
3,6 |
|
10 |
Days Inn of America |
Wyndham Hotel Group |
1 826 |
1 864 |
147 808 |
150 436 |
-1,7 |
|
11 |
Super 8 Motels |
Wyndham Hotel Group |
2 314 |
2 249 |
147 512 |
142 254 |
3,7 |
|
12 |
Courtyard by Marriott |
Marriott Int. |
929 |
911 |
136 553 |
134 428 |
1,6 |
|
13 |
Quality Inns Hotels |
Choice Hotels Int. |
1 479 |
1 410 |
133 515 |
128 753 |
3,7 |
|
14 |
Ramada Worldwide |
Wyndham Hotel Group |
850 |
845 |
115 811 |
114 306 |
1,3 |
|
15 |
Crowne Plaza |
InterContinentalHotelsGroup |
392 |
387 |
108 307 |
105 104 |
3,0 |
Гостиничные цепи имеют важное значение в развитии индустрии гостеприимства. Они позволяют продвигать на мировой туристский рынок высокие стандарты обслуживания, а также способствуют поддержке гостиничного обслуживания туристов. Гостиничные цепи способствуют распространению и значительному повышению уровня организации производства и обслуживания туристов, созданию определенного образа гостиничного обслуживания, встретив который в другой стране, турист чувствует себя почти как дома, в знакомой и комфортной обстановке.
- Введение
- 1. Франчайзинг как форма организации бизнеса
- 1.1 Понятие и сущность франчайзинга
- 1.2 Взаимоотношения между франшизодателем и франшизо-получателем
- 1.3 Разновидности франчайзинга
- 2. Франчайзинг в гостиничном бизнесе
- 2.1 История развития международных гостиничных цепей, модели организации гостиничного дела
- 2.2 Формы включения новых отелей в гостиничную цепь
- 2.3 Франчайзинговая система в гостиничном бизнесе
- 3.1 Перспектива экономическое развитие Краснодарского края
- 5. Реализация стратегических направлений развития Краснодарского края
- Ключевые тенденции развития гостиничного бизнеса в России:
- 2.2 Анализ институтов инновационного развития в Краснодарском крае
- 3. Социально-экономическое развитие Краснодарского края
- 2.1 Тенденции развития гостиничного бизнеса в России и Приморском крае
- Тема 23. Состояние гостиничной отрасли Краснодарского края
- 3.2. Перспективы развития туризма в Краснодарском крае
- 2.4 Перспективы развития рынка туризма в Краснодарском крае – государственная и инвестиционная поддержка