1.4.1. Особенности метода варьирования в учебном процессе.
При формировании задач учитывается полный комплекс традиционных задач воспитания и обучения, куда вносятся элементы направленного воспитания способностей к точным дифференцировкам. При этом необходимо постоянно руководствоваться экспериментальной схемой варьирования двигательных действий учащихся.
Таким образом, в содержание конспекта урока уже вносятся конкретные двигательные задачи.
Схема метода варьирования.
Метод варьирования упражнения.
По направлению |
По скорости |
По темпу |
По ритму |
По усилию |
По размеру |
|
Вперед |
Постоянно |
Медленно |
Равномерно |
Мало |
Амплитуда Малая |
|
Назад |
Переменно |
Умеренно |
Ускоренно |
Средне |
Средняя |
|
Вверх |
Ускоренно |
Быстро |
Замедленно |
Много |
Большая |
|
Вниз |
Замедленно |
Максимально |
Аритмично |
Дистанция Малая |
||
Влево |
Минимально |
Умеренно |
Максимально |
Средняя |
||
Вправо |
Промежуточно |
Кругообразно |
Комбинационно |
Длинная |
Из нее следует, что варьирование осуществляется по шести признакам: направлению, скорости, темпу, ритму, усилию, размеру. Внутри каждого признака указаны параметры движений по свойству и качеству. Например, по признаку «направление» указано шесть основных направлений и три дополнительных (по способу промежуточно; т.е. между точками «вверх» и «вниз» и т.д., кругообразно, т.е. по дуге или полному кругу; комбинационно, т.е. вперед, а затем повернуться налево и т.д. в других сочетаний).
По признаку «скорость» рассматривается семь качественных параметров постоянной заданной скоростью, с переменной заданной скоростью, ускоренно, замедленно (в сторону от большей к малой скорости), с минимальной заданной скоростью для данной группы или отдельного учащегося. Конкретные параметры (возможны и количественные) определяются в каждом случае учителем, который дает задание сообразуясь с оптимизацией условий обучения учащихся. По признаку «темп» определены четыре параметра, которые также основаны на грубой дифференцировке, т.е. без указания количества движений в единицу времени. Учитель задает определенный темп в рамках медленного, умеренного, быстрого и максимального варьирования движений с учетом педагогической целесообразности. Так что в этих 4-х диапазонах возможны самые различные количественные показатели, но без их конкретизации.
По признаку «ритм» рассматривают четыре основных ритмических фигуры: равномерно, т.е. с равными промежутками времени в цикле движений; ускоренно, т.е. с уменьшающимися промежутками больших к очень малым; замедленно, т.е. с увеличивающимися промежутками - от максимально малых до больших; аритмично, т.е. промежутки по своей величине различны и расположены в случайном «нелогичном» порядке, а возможно и не повторяются. Учитель задает необходимую фигуру ритма в широком диапазоне сочетаний, хотя и не пользуется количественными критериями.
По признаку «усилие» учебные упражнения проводятся в рамках трех параметров. При этом учитель широко варьирует задание по усилию в диапазоне между малым, средним и большим также исходя из представлений о возможностях детей и логики освоения техники движений.
По признаку «размер» движения рассматриваются амплитуда и дистанция, преодолеваемая учащимся или брошенным снарядом. Амплитуда может быть малой, средней и большой. Если представить эти размеры в количественном выражении, то в каждом конкретном случае нужно учитывать размер полной амплитуды техники правильно выполненного движения. тогда 1/3 часть движения может составить понятие о малой амплитуде, 2/3 - средней. Учитель может задавать учащимся еще и дополнительные доли амплитуды (чуть-чуть пошире, немного убавить и т.п.). О величине дистанции также нужно судить по крайним ее показателям, учитывая максимальные возможности учащихся и цели обучения. Отсюда бросок малого мяча может быть возможен не расстояние 25 м (длинная дистанция), в пределах 18-20 м (средняя дистанция), в пределах 12-18 м (малая дистанция). Для бега с максимальной скоростью дистанция может быть длинной в пределах 40-30 м, средней - 20-25 м, малой - 10-15 м.
В этом, собственно, и состоит особенность экспериментального метода варьирования, который проводится преимущественно на качественной оценке (выполнил - не выполнил, справился - не справился, успешно - не совсем успешно, отлично - не очень удачно). Основным критерием при этом служат задуманные учителем параметры и применение возможно большего числа качественных оттенков движений в рамках предложенной схемы и согласно сформулированных в плане урока заданий.
- Глава I. Исследование состояния вопроса
- 1.1. Рабочая терминология и понятия
- 1.2 Социальные и педагогические аспекты развития точности движений у школьников.
- 1.3 Психофизиологические основы развития точности движений у детей.
- 1.4 Методика совершенствования пространственной, временной и силовой точности движений.
- 1.4.1. Особенности метода варьирования в учебном процессе.
- Глава II. Организация и методы исследования
- 2.1Организация исследования
- 2.2. Методы исследования.
- Глава III. Результаты и их обсуждение
- Результаты исследования.
- Развитие движений у детей раннего и дошкольного возраста
- 32. Развитие двигательной активности и координации движений
- 3.4. Роль мышечных движений в развитии организма
- Формирование движений у детей и подростков
- 13. Возрастные особенности развития регуляции произвольных движений.
- Особенности развития движений у детей дошкольного возраста
- 3.4. Роль мышечных движений в развитии организма
- Особенности развития движений у детей грудного, раннего и дошкольного возраста
- 7. 2. Особенности движений у детей с нарушением интеллекта
- Развитие движений и двигательных навыков в детстве