logo
Развитие точности движений детей

1.4.1. Особенности метода варьирования в учебном процессе.

При формировании задач учитывается полный комплекс традиционных задач воспитания и обучения, куда вносятся элементы направленного воспитания способностей к точным дифференцировкам. При этом необходимо постоянно руководствоваться экспериментальной схемой варьирования двигательных действий учащихся.

Таким образом, в содержание конспекта урока уже вносятся конкретные двигательные задачи.

Схема метода варьирования.

Метод варьирования упражнения.

По направлению

По скорости

По темпу

По ритму

По усилию

По размеру

Вперед

Постоянно

Медленно

Равномерно

Мало

Амплитуда

Малая

Назад

Переменно

Умеренно

Ускоренно

Средне

Средняя

Вверх

Ускоренно

Быстро

Замедленно

Много

Большая

Вниз

Замедленно

Максимально

Аритмично

Дистанция

Малая

Влево

Минимально

Умеренно

Максимально

Средняя

Вправо

Промежуточно

Кругообразно

Комбинационно

Длинная

Из нее следует, что варьирование осуществляется по шести признакам: направлению, скорости, темпу, ритму, усилию, размеру. Внутри каждого признака указаны параметры движений по свойству и качеству. Например, по признаку «направление» указано шесть основных направлений и три дополнительных (по способу промежуточно; т.е. между точками «вверх» и «вниз» и т.д., кругообразно, т.е. по дуге или полному кругу; комбинационно, т.е. вперед, а затем повернуться налево и т.д. в других сочетаний).

По признаку «скорость» рассматривается семь качественных параметров постоянной заданной скоростью, с переменной заданной скоростью, ускоренно, замедленно (в сторону от большей к малой скорости), с минимальной заданной скоростью для данной группы или отдельного учащегося. Конкретные параметры (возможны и количественные) определяются в каждом случае учителем, который дает задание сообразуясь с оптимизацией условий обучения учащихся. По признаку «темп» определены четыре параметра, которые также основаны на грубой дифференцировке, т.е. без указания количества движений в единицу времени. Учитель задает определенный темп в рамках медленного, умеренного, быстрого и максимального варьирования движений с учетом педагогической целесообразности. Так что в этих 4-х диапазонах возможны самые различные количественные показатели, но без их конкретизации.

По признаку «ритм» рассматривают четыре основных ритмических фигуры: равномерно, т.е. с равными промежутками времени в цикле движений; ускоренно, т.е. с уменьшающимися промежутками больших к очень малым; замедленно, т.е. с увеличивающимися промежутками - от максимально малых до больших; аритмично, т.е. промежутки по своей величине различны и расположены в случайном «нелогичном» порядке, а возможно и не повторяются. Учитель задает необходимую фигуру ритма в широком диапазоне сочетаний, хотя и не пользуется количественными критериями.

По признаку «усилие» учебные упражнения проводятся в рамках трех параметров. При этом учитель широко варьирует задание по усилию в диапазоне между малым, средним и большим также исходя из представлений о возможностях детей и логики освоения техники движений.

По признаку «размер» движения рассматриваются амплитуда и дистанция, преодолеваемая учащимся или брошенным снарядом. Амплитуда может быть малой, средней и большой. Если представить эти размеры в количественном выражении, то в каждом конкретном случае нужно учитывать размер полной амплитуды техники правильно выполненного движения. тогда 1/3 часть движения может составить понятие о малой амплитуде, 2/3 - средней. Учитель может задавать учащимся еще и дополнительные доли амплитуды (чуть-чуть пошире, немного убавить и т.п.). О величине дистанции также нужно судить по крайним ее показателям, учитывая максимальные возможности учащихся и цели обучения. Отсюда бросок малого мяча может быть возможен не расстояние 25 м (длинная дистанция), в пределах 18-20 м (средняя дистанция), в пределах 12-18 м (малая дистанция). Для бега с максимальной скоростью дистанция может быть длинной в пределах 40-30 м, средней - 20-25 м, малой - 10-15 м.

В этом, собственно, и состоит особенность экспериментального метода варьирования, который проводится преимущественно на качественной оценке (выполнил - не выполнил, справился - не справился, успешно - не совсем успешно, отлично - не очень удачно). Основным критерием при этом служат задуманные учителем параметры и применение возможно большего числа качественных оттенков движений в рамках предложенной схемы и согласно сформулированных в плане урока заданий.