logo
Вариативность построения тренировочного микроцикла в футболе

2.2 Особенности периодов спортивной тренировки

Подготовительный период имеет два основных этапа: общеподготовительный (в годичном цикле -- до четырех месяцев, в полугодичном -- до двух-двух с половиной) и специально-подготовительный (соответственно до двух и до полутора месяцев).

Назначение первого этапа -- создание полноценных предпосылок для становления "спортивной формы". Основная предпосылка здесь -- повышение общего уровня развития физических качеств спортсмена (силы, выносливости, быстроты, ловкости), а также расширение круга его двигательных навыков и умений. Поэтому ведущим направлением спортивной тренировки на первом этапе является общая физическая подготовка (отсюда и название этапа: "общеподготовительный"). Для решения ее задач оправдано применение самых разнообразных физических упражнений, как сходных с избранным видом спорта, так и существенно отличающихся от него.

Удельный вес общей физической подготовки на первом этапе подготовительного периода максимальный по сравнению с последующими этапами тренировки. Опыт ведущих спортсменов и специальные исследования показывают, что общей физической подготовке целесообразно отводить здесь до 60--75% времени, затрачиваемого на тренировку. Это и понятно, поскольку перед общей физической подготовкой ставится основная задача -- заложить "фундамент" "спортивной формы". От качества этого фундамента в значительной мере зависит уровень спортивных достижений.

Специальной подготовкой на первом этапе создаются специфические предпосылки для освоения избранной спортивной "специальности" и совершенствования в ней. Наряду с воспитанием физических качеств, характерных для определенного вида спорта, здесь происходит изучение и совершенствование новых элементов спортивной техники, либо ее перестройка.

Основные средства специальной физической и технической подготовки на первом этапе не соревновательные упражнения, т. е. не сам избранный вид спорта в форме тех действий, которые выполняются на соревнованиях, а специально-подготовительные упражнения. Последние включают элементы соревновательных упражнений, а также близкие к ним движения и действия, позволяющие более эффективно совершенствовать подготовленность спортсмена. Современная методика спортивной тренировки характеризуется широким использованием специально-подготовительных упражнений, а не однообразным повторением Соревновательных. Это позволяет усилить избирательное, направленное воздействие на развитие качеств и навыков, необходимых спортсмену. Вместе с тем имеется возможность увеличить объем и интенсивность нагрузок, избегая утомительного однообразия И больших нервных трат, с которыми связано частое повторение соревновательных упражнений.

В морально-волевой подготовке с началом подготовительного периода особое значение приобретает мобилизация спортсмена на выполнение предстоящей большой по объему тренировочной работы, воспитание спортивного трудолюбия и общее разностороннее развитие волевых качеств.

Наиболее характерная черта динамики тренировочных нагрузок на первом этапе подготовительного периода -- постепенное увеличение общего объема и интенсивности при определяющей роли объема нагрузок. Повышение интенсивности должно происходить здесь лишь в той мере, при которой не возникает препятствий для проведения подготовительной работы в необходимом объеме. К концу первого этапа месячный объем нагрузок достигает в большинстве упражнений максимальных величин данного цикла тренировки или очень близок к максимуму, что означает увеличение его по сравнению с исходным на 60--100 и более процентов. Между тем интенсивность еще далека от максимальной. Для первого этапа подготовительного периода это закономерно. Преимущественное наращивание интенсивности привело бы здесь к форсированию тренировки, сокращению необходимого объема подготовительной работы, что, в свою очередь, не позволило бы в дальнейшем достигнуть высокой интенсивности, приобрести устойчивую "спортивную форму" и длительно прогрессировать в состязаниях. Кривая развития тренированности как бы копирует характер тренировочных нагрузок: при быстром возрастании нагрузок тренированность быстро повышается, но также быстро и теряется; напротив, постепенное увеличение тренировочных нагрузок, распределенное на достаточно продолжительные сроки, создает условия для длительного пребывания в "спортивной форме". Вот почему необходимо настаивать на достаточно продолжительной и нефорсированной подготовке, отвергая всякие попытки заменить ее тем, что получило название "натаскивание".

Микроциклы первого этапа строятся так, чтобы создать наиболее благоприятные условия для всесторонней подготовки спортсмена. Количество основных занятий в наиболее распространенном недельном цикле колеблется обычно от 3 до 5 (в зависимости от квалификации спортсмена). Каждое занятие решает, как правило, несколько разнородных задач и вместе с тем имеет преимущественную направленность. В качестве примера можно представить следующие схемы недельного цикла с четырьмя-пятью занятиями (табл. 1 и 2).

Это -- примерные схемы. Они могут видоизменяться в зависимости от специфики видов спорта, индивидуальных особенностей спортсменов и других факторов.

На втором этапе подготовительного периода решается задача непосредственного вхождения в "спортивную форму".

Таблица 1 Примерная схема недельного цикла тренировки (главным образом для специализирующихся в видах спорта, требующих преимущественного проявления быстроты и силы)

Дни микроцикла

Преимущественная направленность занятий

Относительная характеристика нагрузки

по объему

по интенсивности

1

Общая спортивно-техническая подготовка, воспитание силы или быстроты

Средняя

Высокая

2

Специальная техническая подготовка, воспитание быстроты или силы

Средняя

Максимальная или высокая

3

Активный отдых или дополнительное занятие

Малая

Низкая или средняя

4

Воспитание силы, быстроты и выносливости

Средняя или большая

Высокая

5

Активный отдых или дополнительное занятие

Малая или средняя

Низкая

6

Воспитание общей выносливости

Максимальная или большая

Средняя

7

Активный отдых

Таблица 2 Примерная схема недельного цикла тренировки (главным образом для специализирующихся в видах спорта, требующих преимущественного проявления выносливости)

Дни микроцикла

Преимущественная направленность занятий

Относительная характеристика нагрузки

по объему

по интенсивности

1

Общая спортивно-техническая подготовка, воспитание быстроты

Средняя

Высокая

2

Воспитание скоростно-силовой и общей выносливости

Большая или средняя

Высокая или максимальная

3

Активный отдых или дополнительное занятие

Малая или средняя

Средняя или низкая

4

Специальная техническая подготовка, воспитание быстроты

Средняя

Высокая

5

Воспитание силы и выносливости или силовой выносливости

Большая

Средняя

6

Воспитание общей выносливости

Максимальная или большая

Средняя

7

Активный отдых

"Спортивная форма" устанавливается в процессе и в результате специфических упражнений, то есть той самой деятельности, которая составляет содержание избранного спортсменом вида спорта. Напрасно было бы пытаться приобрести "спортивную форму", например, в беге на 100 метров, если не бегать на соответствующую дистанцию, или в гимнастическом многоборье, если не выполнять входящих в него комбинаций. Поэтому, как ни велико значение общей физической подготовки, на втором этапе подготовительного периода ее удельный вес уменьшается и соответственно возрастает удельный вес специальной подготовки (ориентировочно до 60--75% всего отводимого на тренировку времени). Происходит также изменение в средствах специальной подготовки, возрастает количество соревновательных упражнений.

Спортивно-техническая подготовка на втором этапе направлена на углубленное освоение и совершенствование двигательных навыков в том самом виде, в каком они будут применяться в спортивных состязаниях. Одновременно развертывается большая тренировочная работа по овладению спортивной тактикой. Морально-волевая подготовка по мере завершения подготовительного периода все более сосредоточивается на развитии специфических волевых качеств, необходимых для успеха в состязаниях в избранном виде спорта.

На втором этапе значительное место начинают занимать состязания. Однако они носят в основном учебно-тренировочный характер ("прикидки", контрольные состязания) и органически входят, как одно из средств, в процесс подготовки к предстоящим основным спортивным состязаниям. Важно, чтобы по мере приближения основных состязаний подготовка проводилась в адекватных условиях. По возможности следует обеспечить соответствие всей совокупности условий, влияющих на спортивный результат. Известно, что спортсмены нередко не в состоянии достичь высоких результатов из-за того, что в процессе подготовки не были учтены такие "мелочи", как особенности спортивного инвентаря, изменение времени или перенесение места проведения состязаний и т. п. Таким образом, тренировка приобретает на втором этапе ярко выраженную специальную направленность (отсюда и название этапа -- "специально-подготовительный"). Переход от первого этапа ко второму происходит не одномоментно, а путем постепенных изменений в содержании и построении тренировки.

Тренировочные нагрузки в течение второго этапа продолжают возрастать, однако не путем увеличения объема, а благодаря росту интенсивности, которая достигает здесь максимальных или близких к ним величин. Общий же объем нагрузок уменьшается примерно на 40--60% по отношению к наибольшим месячным объемам первого этапа тренировок. Такое значительное уменьшение объема объясняется двумя основными причинами. Во-первых, увеличение объема нагрузок вызывает в организме спортсмена относительно долговременные приспособительные изменения. Если в течение всего подготовительного периода наращивать объем, то это не позволит завершить данный период приобретением "спортивной формы". Во-вторых, объем и интенсивность нагрузок могут возрастать одновременно лишь до известных пределов. Дальнейшее увеличение таких сторон интенсивности, как скорость движений и т. п., предполагает уменьшение объема.

Сокращение объема нагрузок происходит вначале за счет уменьшения средств общей физической подготовки. Затем постепенно понижается и объем нагрузок, связанных со специальной подготовкой (за исключением объема соревновательных и некоторых ближайших к ним специально-подготовительных упражнений). Все это позволяет существенно повысить интенсивность специально-подготовительных и соревновательных упражнений и тем самым обеспечить условия для крутого подъема специальной тренированности.

В соревновательном периоде (периоде основных соревнований) ставится задача сохранить "спортивную форму" путем поддержания общей и совершенствования специальной подготовки, Согласно данным о возможных сроках сохранения "спортивной формы", этот период должен охватывать в годичном цикле тренировки у представителей большинства видов спорта не свыше 4,5--5 месяцев, а в полугодичном--2--2,5 месяца.

Сохранять "спортивную форму" -- значит, прежде всего, совершенствовать все то, от чего зависят спортивные достижения. Важнейшее средство совершенствования в соревновательном периоде -- сами спортивные соревнования. В процессе спортивной борьбы спортсмен оттачивает свое техническое и тактическое мастерство, приобретает соревновательный опыт. Спортивные состязания требуют максимальной мобилизации физических и духовных сил и тем самым способствуют их дальнейшему развитию.

Количество состязаний зависит, конечно, от особенностей видов спорта и возможностей спортсмена. Так, если у спринтера, метателя, баскетболиста, футболиста могут быть еженёдельные состязания, то для боксера, гимнаста, штангиста, стайера столь частые выступления в течение всего периода неприемлемы. При всем том период "спортивной формы" у представителей любого вида спорта должен быть подлинно соревновательным периодом. Необходимо, чтобы в него входило такое количество соревнований, которое позволяло бы совершенствовать физические и волевые качества спортсмена, обеспечивало бы рост его спортивного мастерства. Есть основание считать, что в большинстве видов спорта спортсмен высокой квалификации должен соревноваться в этот период не реже чем один раз в две-три недели. Не все выступления при этом будут одинаково ответственными. Часть их используется для "подведения" к основным состязаниям.

Тренировочные занятия между соревнованиями направлены не столько на приобретение нового, сколько на сохранение и совершенствование приобретенного ранее. На них ложится также задача непосредственной подготовки к состязаниям (с учетом особенностей условий состязаний и противника) и задача активного отдыха. Коренные перестройки элементов "спортивной формы" в этот период недопустимы, поскольку они вызвали бы утрату ее.

Соотношение общей физической и специальной подготовки в соревновательном периоде сохраняется примерно на уровне специально-подготовительного этапа тренировки.

Общая физическая подготовка играет в соревновательном периоде, хотя и вспомогательную, но очень важную роль. Поддерживая общую тренированность и обеспечивая активный отдых, она создает благоприятный "фон" для интенсивных соревновательных и тренировочных нагрузок.

Динамика нагрузок в соревновательном периоде во многом зависит от его длительности. При относительно кратковременном (до двух-трех месяцев) периоде общий объем нагрузок в нем сначала сокращается, по сравнению со вторым этапом подготовительного периода, и затем стабилизируется. Интенсивность одновременно возрастает до максимума и на этом уровне также стабилизируется. Речь идет, разумеется, об относительной стабилизации. На фоне общей тенденции к стабилизации происходит волнообразное колебание объема и интенсивности нагрузок в пределах средних "волн" и микроциклов.

Если соревновательный период продолжается 4--5 месяцев, то описанная динамика нагрузок дополняется рядом новых моментов. В этом случае вслед за относительной стабилизацией начинается повторное увеличение общего объема нагрузок, при некотором снижении интенсивности, затем объем уменьшается, а интенсивность соответственно возрастает (см. Рис. 4). Таким образом, во второй половине соревновательного периода как бы повторяется динамика нагрузок подготовительного периода, но в уменьшенных масштабах и на основе главным образом специально-подготовительных упражнений.

Назначение этой второй большой "волны" нагрузок состоит, образно говоря, в том, чтобы расширить фундамент "спортивной формы", который был заложен еще в подготовительном периоде. Благодаря волнообразным изменениям объема и интенсивности нагрузок достигается удлинение сроков пребывания в "спортивной форме". При этом в динамике спортивных результатов появляется несколько "пиков" -- по числу основных "волн" общей динамики нагрузок. Увеличение объема нагрузок здесь происходит, конечно, в меньших масштабах, чем в подготовительном периоде. Наибольший месячный объем специальных нагрузок в соревновательном периоде едва ли должен превышать 75-- 90% соответствующих объемов подготовительного периода. Чрезмерно большой, как и слишком малый, объем нагрузок не дает желаемого эффекта.

"Волны" нагрузок должны быть строго соразмерены по объему и интенсивности. Увеличение объема в соревновательном периоде оправдано лишь в размерах, которые не приведут к длительному снижению интенсивности тренировки. Этап наращивания объема нагрузок при этом целесообразно совмещать с перерывами между состязаниями или с менее ответственными состязаниями, поскольку он может быть связан с временной задержкой или даже снижением спортивных показателей.

Уровень интенсивности нагрузок в отдельных тренировочных занятиях соревновательного периода во многом определяется величиной интервалов между состязаниями. При значительном интервале межсоревновательные тренировки проводятся, как правило, с высокой общей интенсивностью (исключая этап увеличения объема нагрузок). Однако через каждые 2--4 недели, то есть в пределах средних "волн", необходимо кратковременное снижение интенсивности (ориентировочно до 3--7 дней) с применением средств активного отдыха. Такого рода волнообразные колебания нагрузок -- одно из важных условий предупреждения перетренированности и длительного сохранения "спортивной формы".

Переходный период (в годичном цикле -- до полутора месяцев, в полугодичном -- 3--4 недели) завершает цикл тренировки и одновременно связывает его с очередным циклом. В этом периоде должны быть созданы условия для отдыха, для завершения восстановительных процессов после напряженной тренировки и соревнований и в то же время обеспечено хотя бы частичное сохранение приобретенной тренированности.

Основным содержанием переходного периода является активный отдых с использованием средств общей физической подготовки. Активный отдых понимается в данном случае широко. Это не только и не столько чередование работы отдельных мышечных групп (узкое значение данного термина), но и смена всего характера деятельности, обеспечивающая ускорение восстановительных процессов. В переходном периоде можно использовать некоторые специально-подготовительные упражнения для поддержания специальной тренированности и устранения отдельных недостатков в технике. Но это допустимо лишь в той степени, при которой не возникает помех для полноценного активного отдыха.

Общий объем нагрузок и, особенно, их интенсивность в переходном периоде снижаются (см. рис. 4). Тренировочные нагрузки в этот период являются не столько фактором развития тренированности, сколько неизбежным следствием применения средств активного отдыха. Тем не менее при умелом использовании они позволяют сохранить определенный уровень тренированности, который превышает исходный уровень данного цикла тренировки. А это дает возможность начать новый цикл на более высоком уровне тренированности. В переходном периоде недопустимы однотипные, монотонные нагрузки. Разнообразие упражнений, вариативность условий занятий (в частности, проведение их в разнообразных природных условиях -- в лесу, парке, на берегу реки и т. п.), ярко выраженная положительная эмоциональная окраска занятий -- особенно необходимы. Переходный период нужен всегда, если в подготовительном и соревновательном периодах спортсмен имел достаточные по объему и интенсивности нагрузки, то есть при полноценной тренировке. В практике, однако, нередки случаи, когда спортсмены, особенно младших разрядов, по разным причинам не получают таких нагрузок -- недостаточно занимаются в подготовительном периоде, мало выступают в соревнованиях. В этих случаях необходимость в переходном периоде отпадает. Тренировку приходится строить тогда по типу "сдвоенного" цикла, когда вслед за периодом соревнований и небольшим отдыхом в несколько дней начинается второй подготовительный период, затем второй соревновательный и только потом -- переходный [2, 3, 11].