logo
Совершенствование туристско-экскурсионного обслуживания иностранных туристов в Санкт Петербурге

1.1 Основы организации

Организация въездного туризма представляет собой составную часть национальной экономической системы, комплекс предприятий сферы услуг, обеспечивающих выполнение трех основных функций:

-- производство национального туристического продукта;

-- управление национальным туристическим продуктом;

-- продвижение и продажу национального туристического продукта непосредственным его потребителям.

Следовательно, в составе национальной туристической индустрии можно выделить три главных звена -- производителей, продавцов и управленцев национальным туристическим продуктом.

Производство въездного туристического продукта можно понимать в широком и узком смыслах. В широком смысле -- производство турпродукта представляет собой процесс его создания «с нуля» (то есть с уровня туристических услуг), основываясь на факторах (туристические ресурсы, капитал, трудовые ресурсы), средствах (инфра- и супраструктура) и технологиях производства. В этом случае в состав производителей относятся, помимо непосредственно туроператоров и поставщики туристических услуг (отели, транспортные компании, предприятия общественного питания, экскурсионные бюро, страховщики и т. д.). В узком смысле производство туристического продукта заключается непосредственно в туроперейтинге -- то есть процессе формирования туристического пакета из единичных туристических услуг поставщиков.

Условно туристический продукт можно разбить на два уровня. Первый уровень производства, результатом которого является создание туристических услуг, основывается на деятельности поставщиков. Второй уровень (туроператорский) из созданных туристических услуг формирует имеющие ценность для рядового потребителя туристические пакеты, представляющие собой комплекс туристических услуг, согласованных по времени, месту, очередности их оказания, по цене и качеству.

В ходе путешествия турист, как и любой другой человек, испытывает ряд потребностей. Они специфичны, поскольку возникают только в ходе перемещения человека за пределы его постоянного места жительства на срок более суток и условно делятся на:

-- основные, определяемые естественными потребностями человека (проживание, питание, отдых, сон) и существующими правилами и правовыми режимами совершения туристических поездок (например, выполнение туристических формальностей, страхование);

-- дополнительные, определяемые целями тура и особенностями личности туристов (экскурсионное обслуживание, развлечения, анимация и т. д.).

Туристические услуги -- это материальные или нематериальные блага, предназначенные для удовлетворения основных или дополнительных туристских потребностей.

Туристические услуги имеют ряд характерных особенностей:

-- несмотря на свою ориентированность на путешествующего клиента, поодиночке они не имеют никакой для него ценности. К примеру, для человека абсолютно бесполезна услуга иностранного гостиничного предприятия, если отсутствуют транспортные услуги, и, следовательно, турист при всем своем желании не сможет попасть в данный отель и потребить услугу размещения;

-- они неотделимы от туристических ресурсов, поскольку последние являются неотъемлемым фактором производства туристических услуг;

-- как и любая другая услуга, они обладают такими характеристиками, как невозможность к хранению, складированию, динамичность качества (в зависимости как от субъективных характеристик потребителя, так и от профессионализма продавца).

Круг производителей туристических услуг неограничен, поскольку в принципе любая услуга способна стать туристической, то есть ориентированной на удовлетворение потребностей туристов.

Формирование турпакета (туроперейтинг) -- этап создания конечного товара, имеющего ценность для потенциального потребителя (туриста).

Формирование туристического продукта заключается в:

-- создании комплекса туристических услуг, согласованных по времени, месту, качеству, цене, порядку и продолжительности их оказания туристу;

-- ценообразовании готового турпродукта;

-- формировании ассортимента турпродукции и модификаций турпродукта в зависимости от типов клиентов, типов туров, продолжительности поездки, качества входящих в состав туристического пакета услуг поставщиков...

-- придании итоговому турпродукту максимальной привлекательности и конкурентных преимуществ.

Таким образом, турпродукт, в отличие от туристических услуг -- более объемный и дорогой товар, главной отличительной характеристикой которого является ценность для потребителя. Стоит отметить, что потребитель может воспользоваться туристическими услугами только при условии их включения в состав турпакета. Поэтому турпродукт это качественно новый вид товара, отличный от простого набора туристических услуг, имеющий большую полезность для потребителя, чем просто суммарная ценность его компонент (тур-услуг).

Как комплекс туристических услуг турпродукт должен отвечать следующим требованиям:

-- быть полностью готовым к использованию рядовым потребителем;

-- быть безопасным и отвечать общепринятым стандартам качества;

-- потребление турпродукта не должно вызывать значительных напряжений здоровья и физических сил туристов;

-- учитывать особенности мест пребывания и графика работы объектов туристского показа;

-- полностью удовлетворять целям тура;

-- давать возможность туристам для удовлетворения их вторичных потребностей (например приобретение сувениров, дополнительное свободное время и т. д.) во время тура;

-- иметь возможность к собственной модификации и адаптации продукта в зависимости от времени года и сезона, категорий туристов (национальность, средний возраст группы, доход), изменения туристских формальностей (визовый режим, таможенный режим и т. д.), непредвиденных обстоятельств (задержка транспортных средств, трафик, экологическое загрязнение, заболевание туристов и т. д.).

Кроме того, туристический продукт должен быть максимально привлекательным для контактной аудитории туристов. Среди факторов, определяющих привлекательность турпродукта, можно выделить:

-- уникальность туристической программы (маршрут, продолжительность программы, фирменное наименование программы, время проведения тура...);

-- уникальность посещаемых и демонстрируемых в ходе тура объектов показа и туристических ресурсов (при этом необходимо учитывать фактор известности и доступности туристических ресурсов);

-- конкурентные преимущества входящих в состав турпакета туристических услуг (размещение, перевозки, экскурсионные программы...);

-- цена туристического продукта;

-- уникальность туристического сервиса (начиная от возможностей моментального подтверждения и бронирования в режиме реального времени и заканчивая наличием в ходе тура анимационных и развлекательных программ).

Процесс формирования въездных туров, как и любая другая коммерческая деятельность в рыночных условиях, начинается с изучения потребностей рынка, выявления отличительных особенностей нужд и предпочтений потребителей конкретного сегмента рынка, на который в дальнейшем и будет ориентироваться маркетинговая деятельность туроператора. В результате этого этапа идентифицируются требования к качеству туристического продукта, формируются основные черты привлекательного (для потребителей определенной аудитории) турпакета.

Параллельно с изучением потребностей туристического рынка необходимо идентифицировать основных поставщиков, услуги которых в дальнейшем будут использоваться при формировании туристического пакета (отели, перевозчики, экскурсионные бюро и т. д.). Предложения всех имеющихся на рынке поставщиков туристических услуг должны быть изучены с позиций качества и цены. С наиболее перспективными перевозчиками туроператор устанавливает договорные отношения с целью обеспечения правовой основы включения их услуг в собственный туристический продукт.