Современное состояние гостиничного бизнеса республики Хорватия

дипломная работа

2.1 Проблемы гостиничного сектора

После войны Хорватия пытается вернуться на исторический путь развития, восстанавливая довоенный уклад экономики. Одной из приоритетной отраслью экономики является туризм, а значит и гостиничный бизнес. Но в индустрии гостеприимства, как и во многих других отраслях, обозначено много проблем.

Основной проблемой хорватского гостиничного бизнеса в послевоенный период являлся непостоянный спрос. Это связано не только с сезонностью, но и с неустойчивой политической обстановкой. Хорватская политика остается непредсказуемой, хотя за последние годы стала более доброжелательной. Политические события сильно отражаются на уровне продаж. Например, последствием войны и раскола бывшей СФРЮ стало сокращение количества продаваемых турпутевок и авиабилетов, что, естественно, отразилось на всех гостиницах (Абдулин Ф., 2002, с. 21).

В настоящее время ситуация такова, что гарантированные места фактически проданы, а места под запрос в Хорватии не подтверждают -- их нет. Причем, как оказалось, мест под запрос нет не только для российских компаний -- их нет и для иностранцев. Наглядное тому подтверждение -- отмена в июле 2008 года хорватской принимающей компанией "Атлас" вместе со своими немецкими партнерами двух чартеров из Германии, снятие "Боинга-767", консолидированного компанией Thomas Cook, который в начале июля отлетал с 30%-ной загрузкой. Иностранцы не стали выкупать комнаты, рассчитывая на то, что все требуемое им подтвердят по факту. Места же в востребованных отелях в итоге оказались только у тех, кто выкупил их заранее, а не очень известные предложения на рынке оказались невостребованными. По Дубровнику, где отельная база и так не очень большая, ситуация осложнилась еще и тем, что в этом году сюда активно едут американцы и израильтяне (Сухоруков Ю., 2008, с. 34).

Сегодня отдых в Хорватии становится все более популярным среди туристов и для этого есть вполне объективные причины, ведь, к примеру, западноевропейские туристы, а с каждым годом все большее число российских туристов, уже давно оценили все преимущества отдыха в Хорватии, уникальность ее природной среды, гостеприимность жителей Хорватии. Отдых в Хорватии весьма разнообразен и в этой стране одинаково радушно встречают людей всех национальностей, предлагая им европейский уровень сервиса и обслуживания, полный спектр курортных услуг и множество видов отдыха и развлечений. Все это делает отдых в Хорватии ярким и запоминающимся.

В связи с увеличением потока туристов Хорватия "имеет сложности с размещением в гостиницах, поскольку еще существуют отели, где со времен войны проживают беженцы. Эти объекты до сих пор не подготовлены для использования во время туристического сезона. Однако в сферу хорватского туризма постепенно приходит иностранный и местный капитал, который поможет развитию индустрии отдыха. Считаю, что инвестиции в туризм и отели в Хорватии представляют хороший шанс и для российского капитала" (Рябикин С., 2002, с. 15).

В Хорватии существует дефицит гостиничных мест. Чтобы разрешить эту проблему, в 2001 году власти Хорватии начали процесс приватизации гостиничного сектора, и к 2005 году в республике появились не только восстановленные и отремонтированные все разрушенные отели, но и много новых мини-гостиниц и пансионов. Кроме того, в результате проведенной реконструкции многим отелям была присвоена более высокая категория. Правительство вложило в эту акцию 150 млн. евро. В общей сложности в течение трех лет дополнительно появились еще 100 тысяч гостиничных мест (Ракушкина О., 2005, с. 52).

Отчасти нынешний дефицита комнат в хорватских отелях объясняется тем, что в Хорватии почти не строят новые гостиницы, делая основной акцент на реставрации уже существующих. Сама по себе тенденция эта, безусловно, положительная, но проблема заключается в том, что количество комнат в отеле, прошедшем реставрацию, чаще сокращается -- представления о том, как должен выглядеть гостиничный номер, о его размерах сильно изменились, из двух комнат часто приходится делать одну, чтобы соответствовать времени. Разумеется, это дополнительный фактор увеличения суточной стоимости размещения. С рыночной точки зрения этот шаг оправдан, туристы предпочитают останавливаться именно в таких отелях, но главным следствием этого становится как раз дефицит комнат в хороших отелях. Взять номер на ближайшие даты по запросу в популярных хорватских отелях сегодня уже нельзя (Сухоруков Ю., 2008, с. 34).

На то, что отельная база в стране небольшая, и приходится биться за места, сетуют все туроператоры. Впрочем, ставка на новые гостиницы едва ли изменит ситуацию: для их строительства физически нет места. Поэтому основной упор отельеры делают на реконструкцию отелей - увеличение количества комнат и повышение их "звездности". Точно также обстоит дело с гостиницами, открытие которых ожидается в последующих сезонах (Дембинская Н., 2008, с. 7).

Основная проблема - нехватка качественного размещения и сложности с получением дополнительных номеров. "В Хорватии невозможно работать по запросу. Надо брать гарантированные номера, все оплатить заранее, а значит, максимально точно предвидеть спрос, - говорит глава "ВКО Тревел". Причем, как заметил Борис Бурыкин, получить места "революционным" путем нельзя. Только эволюционно, при условии, что вы из года в год демонстрируете к отелям лояльность. По словам начальника отдела Хорватии, Словении и Черногории компании "Амиго Турс" Виктории Черняковой, в каталогах российских операторов представлено более 70% всех отелей Хорватии. Оставшиеся за бортом или находятся в неудобных местах, или очень низкого качества, или, наоборот, слишком дорогие. И, тем не менее, мест хронически не хватает (Головнин А., 2007, с. 9).

Качество сервиса - одна из главных проблем гостиничного бизнеса Хорватии. Сервис здесь ненавязчив, и над общим уровнем обслуживания клиентов сотрудникам хорватской туристской инфраструктуры еще нужно поработать. Но, ситуация с недостаточно высоким качеством сервиса здесь не намного хуже, чем в других европейских странах. Основные недостатки - не очень большое количество дополнительных услуг в отелях, хотя и далеко не во всех, некоторая медлительность обслуживающего персонала, но далеко не везде и отсутствие "полнокровной" ночной жизни (Хельден В. и др., 2004, с. 241).

По словам заместителя генерального директора туристской компании "Куинс тур Солярис" Людмилы Трифоновой, сегодня качество туристского обслуживания в Хорватии все меньше и меньше соответствует его цене. "Раньше мы продавали недельный тур в Хорватию на одного человека с проживанием в такой "советской" гостинице примерно за $350, - поясняет она. - Теперь гостиницы перестраиваются "по европейскому образцу", но это означает лишь легкий косметический ремонт и установку в номере кондиционера, при этом комнаты в гостиницах по-прежнему крохотные и неудобные, а обслуживание явно недотягивает до европейского уровня". Зато цена за новый "европейский" гостиничный номер сразу взлетает в 2-3 раза. Так, отели на полуострове Истрия подорожали на 10%, а в жемчужине Адриатики - Дубровнике - более чем на 20%. В целом же по Хорватии цены выросли на 12-15% и приблизились к Италии и Испании. Но такое несоответствие цены и качества, как считает генеральный директор "Куинс тур Солярис" Андрей Маштаков, - явление временное, связанное с тем, что туристский рынок еще не устоялся.

К сожалению, на настоящий момент некоторые туристические пакеты европейских стран (таких, к примеру, как Италия) стоят иногда ниже, нежели хорватские. Анализ цен на текущий период говорит о том, что по некоторым категориям отелей (например, 4****) Хорватия уступает только Франции, которая считается одной из самых дорогих стран мира. И данная ситуация не относится даже к демпингу цен в период застойных месяцев или низкого сезона.

Ценовая политика, которую ведут страны, активно развивающие туризм, базируется, как правило, на массовости притока людей. В Хорватии же, при нынешней ценовой политике, нужно четко определить и позиционировать все элементы предложения, которое должно базироваться на эксклюзивности и непревзойденном качестве.

Кроме того, некоторые потребительские цены в Хорватии, связанные напрямую с туристами, бывают непомерно высоки. Та же самая ситуация обстоит и с услугами (Бурмистрова И., 2005,. 34).

Если говорить о пакетных ценах, то по сравнению с прошлым годом Хорватия, конечно же, подорожала. Иначе и быть не могло, т.к. и кроме инфляции нашлось достаточное количество причин, вынудивших операторов увеличивать общую стоимость пакета. Повышение цен, по мнению ряда экспертов, составило не менее 10--15%. Связано оно и с тем, что каждый отель проводит свою ценовую политику. Некоторые подняли цену по сравнению с прошлым годом на 1 евро с человека, а кто-то добавил к стоимости номера 15--20% (Сухоруков Ю., 2008, с. 35).

Хорватия - страна высоких налогов. Исторически это связано, прежде всего, с войной, которая закончилась только недавно и привела экономику страны в бедственное положение, несмотря на то, что страна уже преодолела кризис и экономика Хорватии стабилизировалась, правительство не намерено в ближайшее время снижать налоговые ставки. Сегодня НДС в Хорватии составляет 22%. Цены росли все последние годы, и это мешало туроператорам сделать существенный скачок по объемам. А изменение налоговой политики Хорватии в этом году вкупе с очередным удорожанием керосина может привести к росту цен на турпакеты от 10-15% до 30%*, а значит и на цены отельной базы. А общий дефицит "наземки" сделал в последние годы цены отелей неоправданно завышенными (Проскуров А., 2008, с. 12).

Делись добром ;)