logo
Специфика занятости молодежи в туризме г. Новосибирска и НСО

1.3 Информирование и мотивация молодежи в процессе трудоустройства

Применительно к образовательной деятельности с учетом особенностей психологического развития студентов можно сказать, что главный фактор развития студента и возникновения у него активной жизненной позиции - это профессиональная мотивация [24, c. 52].

Профессиональную мотивацию понимают, как совокупность процессов, факторов и реалий, которые, оказывая влияние на сознание, побуждают и направляют личность к освоению будущей профессии[20, c.117].

Предпочтение надежной работы со стабильным заработком, образование накопительных средств и их вложение - все это можно рассматривать как поступки, отчасти мотивированные поисками безопасности. По данным исследований, именно высокая доходность от работы является главным условием выбора профессии в настоящее время. Это связано с тем, что практические соображения обычно выступают доминирующим мотивом в выборе профессии среди молодежи. Учитывая тот факт, что в период экономического спада и массовой безработицы часто отсутствует возможность посвятить себя любимому делу, приходится выбирать такую профессию, которая позволит найти работу, т.к. пользуется спросом и даст средства к существованию[47, c.38].

Разумно предположить, что по этой же причине молодежь в условиях кризиса стремиться устроиться на работу, способную удовлетворить ее потребности.

Г. Сунгатуллина пишет, что, говоря о потребностях молодежи, можно еще раз упомянуть теорию А. Маслоу. В ней потребности человека разделены на физиологические потребности, потребности в безопасности, в любви и принятии, потребности признания и самоутверждения, самовыражения. Данные потребности не чужды любому человеку, но в период ранней взрослости некоторые из них более актуальны, некоторые менее. Так, например, потребности в признании, приятии, самовыражении, а также в карьерном росте, активном отдыхе, коллективной деятельности, творческом разнообразии работы, в межличностном общении и уважении со стороны старших может оказаться для молодежи важнее, чем высокая заработная плата[47, c. 49 ].

Некоторые исследователи рассматривают вознаграждение, как основной побудительный рычаг, стимулирующий работников, в том числе молодежь, к усердному труду. При этом вознаграждения, которые используются в качестве поощрения, не зависят от продуктивности деятельности, а получаются персоналом в силу их принадлежности к данному предприятию. Сюда же относятся комфорт на рабочем месте, удобные часы работы, компетентность руководства, добрые отношения со стороны коллег[45].

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что к 30 годам ожидания большинства работающих и неработающих молодых людей становятся намного реалистичнее, а на первый план выступают внешние факторы мотивации труда в виде заработка и материального поощрения. Многие меняют места работы, оставаясь верными своей профессии, в стремлении получать более высокую зарплату, занять более ответственную должность или работать в более комфортных условиях.

Рассматривая студенчество как «особую социальную категорию, специфическую общность людей, организованно объединенных институтом высшего образования», И.А. Зимняя выделяет основные характеристики студенческого возраста, отличающие его от других групп населения высоким образовательным уровнем, высокой познавательной мотивацией, наивысшей социальной активностью и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. В плане общего психического развития студенчество является периодом интенсивной социализации человека, развития высших психических функций, становления всей интеллектуальной системы и личности в целом[31].

Учебная деятельность для студента становится средством реализации жизненных планов. Ведущая деятельность этого периода - профессиональное самоопределение.

Применительно к учебной деятельности с учетом особенностей психологического развития студентов в системе вузовского образования профессиональную мотивацию можно понять, как совокупность процессов, факторов и реалий, которые, оказывая влияние на сознание, побуждают и направляют личность к освоению будущей профессии[37, c. 53].

Опираясь опять же на теорию А. Маслоу, можно выделить пять основных уровней потребностей - мотиваций личности студента: основные физиологические потребности в пище, отдыхе, жилище, сексуальном удовлетворении, материальные стимулы, социальные блага.

Поэтому материальные поощрения, высокий уровень заработной платы в выбранной профессии является одним из важных факторов формирования мотивации будущей профессиональной деятельности студента, а их отсутствие, соответственно негативно влияют на привлечение молодежи в работу по специальности.

Формирование стимулов - непрерывный процесс, непосредственно связанный с социализацией индивида. Практическое применение методов мотивирования оказывает положительное воздействие на уровень успешности студентов[47, c.62].

Самое главное в успешном образовательном процессе - заинтересованность всех субъектов образовательного процесса в эффективности обучения: и студентов, и преподавателя. К сожалению, современный этап развития общества оказывает нежелательное воздействие на формирование ценностей, культуры и духовности студента. Пропаганда «бесконечной силы денег» дает студентам ошибочное мнение о ненужности качественных знаний. Необходимо сделать так, чтобы молодые люди развивались как будущие специалисты и получали практические навыки, будучи ещё студентами, а не вливались в трудовую деятельность, прейдя на место работы. Необходимо формировать у молодежи национальное самосознание и патриотизм, чтобы каждый молодой человек осознал, что он и есть Россия, и стремился развивать свою родину, а не сетовал на плохую, бездействующую власть. Осуществить это, по нашему мнению, можно с помощью вовлечения молодежи в развитие туризма нашей страны.

Современное общество предъявляет все более высокие требования к будущему специалисту: умение мыслить, решать новые задачи и находить оптимальные их решения, быть самостоятельным, осмысливать последствия своей деятельности для себя и окружающих.

Работу по информированию молодежи осуществляют региональные органы занятости. Федеральная служба занятости России была создана в 1991 г. в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в качестве организационно- самостоятельной службы на территории России. Ее региональные представительства являются структурными подразделениями соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления[58].

Проблема трудоустройства выпускников и молодежи в нашем городе остается по-прежнему актуальной. В настоящее время статус безработного имеют 28,6% граждан моложе 29 лет[55].

Таким образом, в рамках данной работы мы раскроем лишь часть проблем и недостатков, которые являются системой и требуют более тщательного анализа. Во избежание препятствий на пути вовлечение молодых граждан России в сферу туризма необходимо разработать основные направления совершенствования процесса трудоустройства молодежи.