logo
Влияние оздоровительной гимнастики на опорно-двигательный аппарат детей 7-9 лет

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Младший школьный возраст обосновано считается наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные двигательные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера [1].

Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности что, в свою очередь, создает условия для организованного физического воспитания детей [2].

По данным Научно-исследовательского института гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья младших школьников резко ухудшилось: увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья, при этом от 30 до 40 процентов детей имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата [3].

Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что и в образовательном учреждении, и дома дети большую часть времени в статичном положении (за столами, у компьютеров и телевизоров и так далее). Это увеличивает нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижаются сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушения осанки, плоскостопие, задержку развития быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости. Кроме того, в процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп, что сегодня встречается довольно часто. Дефекты осанки приводят к ухудшению работы органов и систем растущего организма, особенно это сказывается на функциях костно-мышечного аппарата, сердечнососудистой системы, дыхательного аппарата [4, c. 114].

Наличие различной формы и степени нарушения осанки, деформации сводов стопы и слабый мышечный аппарат на фоне слабого физического развития и физической подготовленности рассматриваются как состояние предзаболевания, поскольку адаптивные реакции мышечно-связочного аппарата детей к утомляющим, напряженным воздействиям в условиях начальной общеобразовательной школы, снижены [5].

Самое действенное средство предупреждения и устранения дефектов осанки, слабого мышечного тонуса и других заболеваний организма - физическое упражнение. Чтобы получить максимальный положительный эффект, физические упражнения нужно выполнять по определенным правилам, а также использовать наиболее эффективные из них. Эффект физических упражнений доказывается как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой. В этой связи не вызывает сомнения эффективность использования специальных корригирующих упражнений системы хатха-йога. Эта индийская система отрабатывалась на протяжении многих веков и на деле доказала свою эффективность [6].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод об актуальности выбранной темы дипломного исследования.

Цель работы: выявить эффективность занятий оздоровительной гимнастикой с элементами хатха-йоги на состояние опорно-двигательного аппарата детей 7-9 лет.

Объект исследования: процесс занятий оздоровительной гимнастикой с элементами хатха-йоги.

Предмет исследования: средства с элементами хатха-йоги в процессе занятий оздоровительной гимнастикой с детьми 7-9 лет.

Гипотеза. Мы предполагаем, что внедрение занятий оздоровительной гимнастикой с элементами хатха-йоги будут положительно влиять на состояние опорно-двигательного аппарата детей 7-9 лет при соблюдении следующих условий:

1) регулярность занятий оздоровительной гимнастикой с элементами хатха-йоги (не менее двух раз в неделю);

2) индивидуализация нагрузки с учетом состояния здоровья и соблюдения техники безопасности.

Задачи работы:

1) Провести анализ методической, педагогической и психологической литературы по данной теме и обобщить имеющуюся практику по исследуемой проблеме.

2) Разработать программу занятий оздоровительной гимнастики с элементами хатха-йоги для детей 7-9 лет и подобрать тесты для определения эффективного влияния хатха-йоги на состояние опорно-двигательного аппарата детей младшего школьного возраста.

3) Определить влияние занятий оздоровительной гимнастикой с элементами хатха-йоги на состояние опорно-двигательного аппарата детей 7-9 лет.

Методы исследования:

1) Анализ научно-методической литературы.

2) Педагогическое наблюдение.

3) Педагогический эксперимент.

4) Контрольные тестирования.

5) Математическая статистика.

Организация эксперимента. Исследование проводилось в г. Челябинске на базе фитнес-центра «Планета Ариант» по ул. Российская, 40. В эксперименте участвовало 10 детей 7-9 лет. Участники эксперимента занимались оздоровительной гимнастикой с элементами хатха-йоги 2 раза в неделю по 60 минут.

Опытно-экспериментальная работа проведена в 3 этапа (в период сентябрь 2014 - апрель 2015)

На первом этапе (сентябрь 2014 г.):

1) проводилось определение тематики исследования, изучались теоретические аспекты проблемы, отраженные в психолого-педагогической, медицинской литературе, материалах специальных научных изданий, статистических материалов;

2) осуществлялось теоретическое обоснование методологической части исследования (определение цели, объекта, предмета, постановка задач и формулировка гипотезы исследования);

3) определена сущность и специфика занятий оздоровительной гимнастики с элементами хатха-йоги с детьми 7-9 лет, обоснование основных этапов (элементов) оздоровительных занятий;

4) сформирована группа для занятий, состоящая из 10 детей;

5) проведена первичная диагностика мышечной силы и подвижности позвоночного столба детей в экспериментальной группе.

На втором этапе (октябрь 2014 - март 2015) проводились занятия в экспериментальной группе два раза в неделю 60 минут.

На третьем этапе (апрель 2015) проведено повторное исследование мышечной силы и подвижности позвоночного столба у детей в экспериментальной группе, анализ полученных данных, выполнение статистической обработки данных опытно-экспериментальной работы.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования расширяют существующие концепции использования метода хатха-йоги в оздоровительной физической культуре с детьми младшего школьного возраста.

Практическая значимость исследования заключается в разработке методики оздоровительных занятий на основе средств, методов и техники хатха-йоги для детей младшего школьного возраста, направленных на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата, с учетом их физиологических особенностей.

Глава 1. Роль занятий оздоровительной гимнастики с элементами хатха-йоги в жизни детей 7-9 лет