logo
Влияние специфических упражнений на физические качества детей с нарушением зрения

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. На сегодня имеет значительное место проблема коррекции детей с нарушениями зрения. Полная или частичная потеря зрения у детей существенно изменяет их жизнедеятельность. Нарушение пространственных образов, чувственного познания мира, самоконтроля и саморегуляции сопровождается широким спектром сопутствующих заболеваний.

Многочисленными исследованиями таких авторов как Л.А. Семенов, Л.И. Солнцева, К.Ф. Скворцов, В.П. Илларионов, Т.Н. Никольская доказано, что 40% детей имеет минимальную мозговую дисфункцию (негрубые поражения ЦНС), свыше 30% - соматические заболевания (пиелонефриты, заболевания дыхательной и сердечно-сосудистой систем), 80% детей страдают неврозами. Среди вторичных нарушений наиболее типичными являются искривления позвоночника, деформации стопы, что естественным образом негативно отражается на физической подготовленности, работоспособности, движениях ребенка.

Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике нарушения зрения и его прогрессирования, поскольку специальные физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза. В связи с этим актуальной проблемой является поиск и разработка эффективных путей, методов и средств, научно-обоснованных учебных программ адаптивного физического воспитания для детей с нарушением зрения.

Объектом исследования является педагогический процесс, направленный на коррекционную работу с детьми с нарушением зрения.

Предмет исследования - методика специальных физических упражнений для улучшения физических качеств детей с нарушением зрения.

Целью исследования является теоретическое и практическое обоснование вопроса целесообразности применения специальных физических упражнений, направленных на улучшение физических качеств детей с нарушением зрения.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что специальные физические упражнения, проводимые с учетом психолого-возрастных, анатомо-физиологических особенностей и степени тяжести заболевания детей с нарушением зрения, окажут положительное влияние на их здоровье и адаптацию.

Задачи исследования:

- на основе научной литературы изучить вопрос влияния специальных физических упражнений на коррекцию детей с нарушением зрения;

- разработать методику специальных физических упражнений для коррекции физических качеств у детей с нарушением зрения;

- изучить особенности физического развития и функционального состояния исследуемых детей с нарушением зрения в возрасте 9-10 лет;

- провести сравнительный анализ показателей в контрольной и экспериментальной группах, и на его основе оценить влияние специальных физических упражнений на коррекцию организма детей с нарушением зрения.

Методы исследования. В работе применялись следующие методы исследования:

1.анализ и обобщение данных научно-методической литературы;

2.клинические: анализ медицинских карт;

3. тестирование;

4. антропометрические измерения;

5. педагогический эксперимент;

6.методы математической статистики.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные положительные результаты позволят рекомендовать применение разработанной методики, направленной на совершенствование физических качеств детей с нарушением зрения в практику адаптивного физического воспитания.

Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, выводов и библиографии.