logo
Влияние спорта на нравственно-этическое воспитание человека

Введение

В условиях модернизации казахстанского образования необходимо совершенствовать подходы к нравственно- этическому воспитанию человека, одним из путей такого совершенствования является формирование гармонично развитой личности через систему занятий спортом. Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев 13 июля 2009 года подписал Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам физической культуры и спорта». Закон регулирует совершенствование системы развития массовых видов спорта, подготовки спортивного резерва и воспитания спортсменов мирового уровня.

Специфическая особенность спорта - обязательность соревнований - прямо и наиболее значительно влияет на морально - этическое, нравственное формирование личности. Условия современной жизни оказывают огромное влияние на формирование нравственно-этических качеств личности, что проявляется в дальнейшем их личностном развитии и подготовленности к решению различных социальных, нравственно-философских и других проблем. Способствование нравственно-этическому и физическому самосовершенствованию должно осуществляться посредством приобщения человека к занятиям физической культурой и спортом.

Физическая культура и спорт - средства созидания гармонично развитой личности. Они помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижение поставленной цели, повышают работоспособность, позволяют втиснуть в рамки короткого дня выполнение всех намеченных дел, вырабатывают потребность в здоровом образе жизни. [1;5].

В структуре общей нравственно - этической и физической культуры личности значительное место отводиться на «совершенствование личных способностей, развитие самовоспитательной и образовательной функции». Спорт и физическая культура - важный вид культуры личности и культуры общества в целом и без них достичь всестороннего развития личности невозможно. Большой вклад в исследовании проблемы влияния спорта на нравственно-этическое воспитание человека внесли: М.Я. Виленский (1984), В.М. Выдрин (1996), А.В. Лотоненко (1998), Л.И. Лубышева (1992) и др. На протяжении многих десятилетий решается проблема подъема уровня развития спорта. Теоретические и организационно-педагогические основы рассматривались многими авторами (Б.А. Ашмарин, Б. У. Альмуханов., М.Я. Виленский, В.И. Ильинич, Н.К. Ковалев, и др.). Из ближнего зарубежья можно отметить следующих специалистов (А.П. Внуков, Г.П. Грибан, В.М. Рейзин, В.В. Торопов и др.).

В работах этих авторов положено начало новым направлениям в изучении влияния спорта на нравственно-этическое воспитание человека и теоретического обоснования этого влияния, необычным подходам при разработке технологии спортивной деятельности и ее концепции в современных условиях. При общем положительном оценивании вклада исследователей в решение проблемы влияния спорта на нравственно-этическое воспитание человека, нужно заметить, что единых подходов в рассмотрении вопросов по формированию потребности в физической культуре и спорте, видах, формах, методах их использования в процессе воспитания еще не достаточно. Отсутствие разработанной системы формирования нравственно-этических качеств человека посредством влияния спорта, потребность педагогической практики в научно-обоснованных методических рекомендациях по оцениванию эффективности разнообразных форм физической культуры, делает разработку этой задачи крайне актуальной. Проблема заключается в том, что средства и формы спортивных занятий недостаточно используются в целях нравственно-этического воспитание человека. Следует предположить, что целенаправленная организация проведения спортивных мероприятий будет содействовать процессу нравственно- этического воспитания.

Таким образом, все это определило выбор темы настоящего дипломного исследования: «Влияние спорта на нравственно-этическое воспитание человека».

Исходя из данной позиции, мы предполагаем, что спорт оказывает эффективное влияние на нравственно-этическое воспитание человека.

Цель исследования - изучить и доказать влияние спорта на нравственно- этическое воспитание человека.

Задачи исследования:

1. Обосновать этапы формирования потребности к занятиям спортом.

2. Определить особенности влияния показателей психофизической подготовленности занимающихся в спортивных секциях на нравственно-этическое воспитание

3.Определить эффективность спортивной деятельности по воспитанию нравственно-этических качеств.

4. Оценить эффективность влияния спорта на нравственно-этическое воспитание человека.

Объект исследования -- процесс нравственно-этического воспитанияx посредством спортивных достижений

Предмет исследования - влияние показателей психофизической подготовленности занимающихся в спортивных секциях на нравственно-этическое воспитание человека

Методологические основы исследования. Исследование основывалось на личностно-ориентированном, индивидуальном и дифференцированном подходах к процессу воспитания нравственно - этических качеств гармонично развивающейся личности. При выявлении элементов воспитательного воздействия в спортивной деятельности, определяющее значение имели педагогические концепции.

Теоретическими основами исследования явились научные положения, обосновывающие средства, формы и методы нравственно-этического воспитания личности через спортивную деятельности (И.И. Сулейманов, Адылханов А. С. , Ю.Ф. Курамшин, С.П. Евсеев, В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева), научные разработки в области общей, возрастной и педагогической психологии (Л.С. Выготский, В.А. Якунин, Н.В. Кузьмина).

Методы исследования: анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по теме исследования, анализ педагогической практики; опытно-экспериментальная работа, включающая в себя констатирующий и формирующий эксперименты; наблюдение, тестирование, итоговый анализ результатов исследования, метод экспертных оценок.

Организация исследования. Исследование проводилось в 2 этапа.

Первый этап (2008-2009 год) состоял из изучения состояния проблемы, методологической базы исследования, определения понятийного аппарата и формулирования основных положений исследования, был посвящен разработке системы формирования потребности к занятиям спортом.

Второй этап (2009- 2010 год) включал в себя в себя корректировку основных положений работы, проверку эффективности разработанной системы и проведение эксперимента; подведение и обобщение итогов, обработку результатов и оформление дипломной работы.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в дополнении влияния показателей психофизической подготовленности занимающихся в спортивных секциях на нравственно-этическое воспитание человека новыми данными, связанными с разработкой и обоснованием организационно-методических условий, направленных на формирование положительного отношения к спортивной деятельности.

Научная новизна:

- Разработана технология, основанная на использовании тренировочных программ спортивной секции и оказывающая целенаправленное управляющее воздействие на нравственно-этическое воспитание человека на основе индивидуального и личностно-ориентированного подхода, по формированию потребности к спортивным занятиям;

- определено влияние показателей психофизической подготовленности занимающихся в спортивных секциях на нравственно-этическое воспитание Практическая значимость исследования заключается в определении влияния показателей психофизической подготовленности занимающихся в спортивных секциях на нравственно-этическое воспитание человека, разработке практических рекомендаций по нравственно-этическому воспитанию человека посредством спорта

Рекомендации по использованию результатов исследования. Полученные результаты исследования могут быть использованы для повышения эффективности процесса формирования потребности к спортивным занятиям, для повышения нравственно-этического уровня человека, а также при подготовке методических пособий для специалистов по физической культуре с целью повышения качества воспитательного процесса и в практике работы школьных учителей физкультуры.

Положения, выносимые на защиту:

1. Формирование потребности в спортивных занятиях достигается на основе индивидуального и личностно-ориентированного подхода, через сформированную потребность формируются нравственно-этические качества гармонично развивающейся личности.

2. Эффективность спортивной работы по формированию потребности к занятиям физической культурой обеспечивается за счет внедрения спортивных занятий в секциях по интересам. Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием комплекса методов педагогического исследования адекватных цели, задачам, объекту и предмету исследования, репрезентативностью выборки, экспериментальной проверкой исследования и обработкой полученных результатов.

3. В процессе повышения нравственно-этического уровня человека должны учитываться их индивидуальные особенности, модельные характеристики психофизического состояния и эффективные виды физкультурно-спортивной деятельности.

4. Разработанная технология, основанная оказывает целенаправленное управляющее воздействие на структурные компоненты личности занимающихся, способствует нравственно-эстетическому воспитанию

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы дипломного исследования представлены на вузовской научно-практической конференции.

Основные результаты и положения исследования обсуждались на заседании педагогического совета школы № 18 г. Костаная. Полученные в ходе дипломного исследования результаты внедрены в учебный процесс спортивной подготовки школы №18. Структура работы. Состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.