logo
Альтернативный подход в обучении современной технике прыжка в высоту

1.3 Этапы процесса обучения

В начале 80 - х годов в теории и методики физической культуры появилась новая теория обучения двигательных действий, опирающаяся на труды Н.А. Бернштейна, П.К. Анохина, П.Я. Гальперина.

В этой теории говорится о том, что процесс обучения начинается с создания двигательного представления, которые Михаил Михайлович Боген называет ориентировочной основой деятельности (ООД). Мы понимаем, что ориентировочная основа действия является первоначальным представлением, которое должно быть доступно для обучающихся. Его конкретизация характеризуется выделением основных опорных точек включающих элементы двигательных действий, требующих ассоциации внесения для осуществления контроля над правильностью выполнения. Процесс обучения связан, во-первых, с созданием модели действий и закреплением ее в памяти, а затем в воспроизведении деталей техники в практическом выполнении системы подводящих упражнений. Которые доводятся до определенной степени точности и стабильности. В процессе первого этапа обучающиеся должны овладеть основами техники, характеризующимися требованиями пространственных характеристик с условием выполнения их на контролирующих скоростях и контролируемыми усилиями, что характеризует уровень начального умения. Следовательно, в конце второго этапа достигается уровень двигательного умения.

Процесс обучения двигательным действиям опирается на психологические и физиологические закономерности, которые тренер должен учитывать в учебно-воспитательном процессе подготовки юных спортсменов.

В настоящие время в теории обучения М.М. Богена - это называется ориентировочной основой действий, т.е. созданием первоначального представления, которое может быть освоено учащимися на первом занятии, и в дальнейшем на последующих занятиях будет дополняться, расширяться, и углубляться.

ООД состоит из 3-х образов: зрительный, чувственный, логический.

Основные опорные точки - элементы двигательных действий и особенности условий, требующие концентрации внимания для успешного выполнения.

Двигательное умение (по Л.П. Матвееву, 1991, с.117) - представляет собой одну из типичных форм реализации двигательных возможностей человека, которая выражается в способности осуществлять двигательное действие на основе неавтоматизированных (или не доведённых до значительной степени автоматизации) целенаправленных операций.

Двигательный навык (по Л.П. Матвееву, 1991, с.117) - это такой уровень овладения двигательным действием, в котором внимание направлено на управление движениями для достижения цели, действия по большинству ООТ выполняются автоматизировано, высокой быстротой действия, стабильностью итога, устойчивостью к сбивающим воздействиям, высокой прочностью запоминания.

Процесс обучения его структура. В процессе обучения каждому отдельному двигательному действию можно выделить три этапа, содержащие определённые стадии усвоения учебного материала.

Первый этап - начального разучивания действия, чему соответствует стадия формирования предпосылок усвоения двигательного действия - предумения.

Второй этап - углублённого разучивания действия, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне умения.

Третий этап - результирующей отработки действия, чему соответствует стадия усвоения действия на уровне навыка.

Работа на этапах отличается по существу задач, по содержанию и методам обучения по усвоению ориентировочной, исполнительной и контрольно - корректировочной частей действия.

В процессе обучения двигательным действиям ставится задача научить управлять своими действиями. Это значит, регулировать направление движения, форму, амплитуду, прилагаемые усилия, быстроту выполнения.

Длительность обучения на том или ином этапе зависит от многих факторов. Среди них выделяют: уровень подготовленности занимающихся, в которую входит физическая подготовленность, двигательная подготовленность, уровень знаний ученика, педагогическое мастерство учителя или тренера.

Цель и задачи I этапа

Цель этапа - сформировать знание и представление об условиях двигательной задачи и способе её решения; обеспечить формирование предпосылок создания ООД (первоначальное двигательное представление) и усвоения двигательного действия на уровне предумения.

На первом этапе решается несколько задач:

1.Сформировать первоначальное зрительно-логическое представление об изучаемом действии (способе решения двигательной задачи)

· выработать логический проект (смысловую основу) действия на базе соответствующих знаний;

· сформировать или актуализировать (сделать более явными и включёнными в ООД) зрительные, двигательные и чувственные представления о разучиваемом действии;

· выделить ООТ в наблюдаемом, а затем и в самостоятельно выполняемом занимающимися действии.

2.Освоить двигательное действия в грубой форме:

· использовать сформировавшиеся ранее представление о прыжке (отдельные формы координации движений, их части) как элементы построения нового действия;

· сформировать в облегчённых условиях новые элементы и объединяющие звенья техники движений;

· предупредить или устранить временные искажения в технике движений.

Эти частные задачи могут быть ещё более конкретизированы. Теория Михаила Михайловича Богена делит цель первого этапа на несколько подзадач (для обучающихся):

1). Осознать (понять смысл) двигательную задачу и создать начальное представление о способе её решения.

2). Освоить инструкцию по формированию ориентировочной основы действия (последовательность движений, основные закономерности их построения), следовательно, выделить в ней основные опорные точки; осознать ООТ в исполняемом двигательном действии и сформировать двигательное представление о действиях в каждой опорной точке.

Средства и методы:

1. Словесные методы: объяснения, рассказ, инструкция (ООД), с тем чтобы раскрыть смысл разучиваемого действия, выделить ООТ, которые должны войти в его ориентировочную основу.

2. Наглядные: на этом этапе особенно широко представлены натуральная демонстрация (начиная с общего показа, затем уточнение определённых деталей) и демонстрация различного рода наглядных пособий: различные видеограммы, графические аналоги действия, циклограммы, видеозаписи и т.д.

3. Практические: на этапе начального разучивания пользуются преимущественно методами строго регламентированного упражнения.

Также особое внимание уделяется использованию различных методических приёмов, облегчающих прочувствование действия или его элементов, соблюдению заданных параметров движений, контролю над ними и чёткой срочной корректировке отклонений от заданных параметров.

Этап углубленного разучивания, цель и задачи этапа

Целевая установка - завершить формирование действия в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его в этом качестве, как в деталях, так и в целом.

На втором этапе освоение двигательного действия характеризуется повышенным самоконтролем за различными движениями, составляющими двигательное действие.

Частные задачи:

Ш оптимизировать ООД, придав ей качества вполне осмысленной и детально проработанной программы осуществления действия (пополнить, углубить и конкретизировать знания и представления обо всех ООТ, добиться достаточно ясного и адекватного отображения их в живых образах, точных понятиях и установках).

Ш усовершенствовать технику выполнения действия, особенно в отношении точности движений во времени, в пространстве и по величине усилий, добиться их слаженности и ритмичности в составе целостного действия при выполнении его в стандартных условиях и при постепенно усложняющихся условиях выполнения.

Ш повысить эффективность самоконтроля, добиться необходимой степени подконтрольности сознанию основных операций и целесообразной коррекции по ходу действия (освоить систему самоконтроля за счёт переключения внимания с одной ООТ на другую в последовательном выполнении двигательного действия).

В этих задачах находят своё отражение закономерности второй стадии формирования двигательного действия, когда оно приобретает все черты сложившегося двигательного умения и начинает постепенно переходить в двигательный навык. По мере углублённого разучивания действия на первый план всё больше выдвигаются задачи дальнейшего совершенствования его уже в качестве навыка.

Средства и методы. Доминирующее место занимают практические методы, в том числе метод целостного упражнения. В прямой зависимости от результатов целостного воспроизведения действия используются все другие средства и методы обучения, о которых шла речь при характеристике первого этапа. По мере закрепления основного механизма техники наряду с методом стандартно-повторного упражнения (характерного для первого этапа) вводятся определённые разновидности метода вариативного упражнения. При этом ориентироваться необходимо на стабильность выполнения действия - должна сохраниться суть решаемой двигательной задачи и основы техники. Направленно изменяются лишь те или иные условия его выполнения и детали техники при точно заданных пределах варьирования (прыжки на разной высоте с варьированием усилий в отталкивании или частичным изменением способа преодоления планки и приземления). Такое направленное варьирование упражнения, если оно организовано методически верно, способствует уточнению движений, отлаживанию механизмов их координации, совершенствованию действия в целом.

В помощь практическим идут вербальные методы (словесные). Практикуются методы передачи развёрнутых знаний о сути изучаемого действия, способах эффективного выполнения и путях совершенствования (детализированное объяснение, аналитический разбор правил выполнения операций и т.д.), в сочетании методами самостоятельного приобретения, конкретизации и углубления знаний (самостоятельная работа с текстовыми источниками, взаиморазъяснение, анализ-«проговаривание» ООД в разных формах и т.д.).

Не утрачивают значимости методы обеспечения наглядности - особенно о параметрах точного выполнения (детализированный показ отдельных элементов техники, уточнение движения по всем параметрам - наибольшее внимание уделяется ритму выполнения двигательного действия).

Регламентация применяемых упражнений:

© Частота занятий - в массовой практике обучения остаётся такой же (в практике спортивной тренировки она как правило увеличивается) - основной критерий правильность.

© Частота упражнений - в отдельном занятии увеличивается, общий объём и интенсивность нагрузки возрастают (предпосылки к этому создаются благодаря повышению общей работоспособности занимающихся и устойчивости сформированных форм координации движений по отношению к негативному влиянию утомления). Число повторений действия, если оно не связано с большими затратами физических и психических сил, может применяться многократное серийное воспроизведение. Главный критерий тот же - отсутствие ошибок (снижение количества повторений или прекращение при их появлении).

© Интервалы отдыха - должны быть достаточными для восстановления оперативной работоспособности до уровня, позволяющего безошибочно выполнить следующую попытку (от 1 до 5 мин).

Уровень силовых и скоростных проявлений на этом этапе, как правило, повышается, однако это оправдано лишь в той мере, при которой не искажается основной механизм техники движений.

Действия самоконтроля:

· отработка программы поэлементного самоконтроля - усвоение точности выполнения в каждой из основных опорных точек;

· по мере усвоения движений и их автоматизации, выделение ведущих элементов контроля (ООТ);

· формирование навыков переключения внимания с одного ведущего элемента на другой - формирование программы выполнения упражнения с контролем по ведущим опорным точкам.

· Программа самоконтроля опирается на способ решения двигательной задачи.

Контроль может осуществляться, как по визуальным характеристикам, так и на логику закономерности двигательных действий.