logo
Альтернативный подход в обучении современной технике прыжка в высоту

1.4 Техника физических упражнений

Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами - речь идет о технике движения.

Под техникой физических упражнений понимают способы выполнения двигательных действий, с помощь которых двигательная задача решается целесообразно с относительно большей эффективностью.

Понятие стандартная техника связано с наиболее современными двигательными действиями, имеющими рациональную основу. Стандартная техника характеризуется определенными параметрами, присущими для большинства исполнителей.

В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой(целевой) направленностью физического упражнения, называют операциями.

Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в них являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное(ведущее) звено и детали техники.

Основа техники - это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений. К примеру, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переходом через планку, приземление.

Основное (ведущее) звено техники - это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи. Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.

Детали техники представляют собой особенности представления основных элементов техники упражнения. Это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма(основы техники).

Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от индивидуальных особенностей. Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Индивидуализация:

· Типовая индивидуализация. Сохраняются общие черты техники, но имеются особенности, связанные с ростом, весом и т.д.

· Персональная индивидуализация. Связана с авторской техникой

Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется в практике физического воспитания и спорта. Это обусловлено следующим:

ь Возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;

ь Поиском более совершенных способов выполнения движений;

ь Совершенствование методики обучения;

ь Появлением нового спортивного инвентаря, оборудования и другими факторами.

В процессе обучения технике физических упражнений, помимо выше обозначенных, также выделяют ее процессуальные составляющие: подготовительные, основные, заключительные фазы целостного движения. Каждая из этих фаз имеет свое назначение:

1. Функция подготовительной фазы состоит в том, чтобы создать наиболее выгодное условие для проявления необходимых усилий в основной фазе движения;

2. Функция основной фазы состоит в том, чтобы качественно решить двигательную задачу. Для этого важно оптимально использовать движущие силы в соответствующем месте, в нужный момент;

3. Функция заключительной фазы состоит в том, чтобы завершить действие, сохраняя устойчивость тела или занимания выгодное положение для приземления.

Таким образом, техника движения складывается из целого ряда составляющих, образуя тем самым достаточно сложную структуру движения, которую можно определить как органическую взаимосвязь основных характеристик движения в рамках единой целостности.

Критерии эффективности техники физических упражнений

Под критерием эффективности техники понимаются признаки, на основании которых тренер (учитель) может определить меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия с объективно необходимым.

Эффективность того или иного критерия обусловлена мерой его соответствия характеру двигательного действия, этапу обучения и уровню подготовленности учеников.

1. Результативность физических упражнений(в том числе и спортивный результат). Применяется чаще всего. Принято считать, что улучшение техники прямо сказывается на повышении результата физического упражнения в целом. Однако в действительности результат упражнения зависит от многих причин, и установить среди них значимость технической подготовленности бывает очень трудно.

2. Соответствие параметрам стандартной техники. Сущность их состоит в том, чтобы сопоставить параметры наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники. Для этого предварительно следует определить, насколько стандартная техника отражает типологические особенности обучающихся. Прежде всего необходимо обращать внимание на те параметры, которые являются определяющими в данном двигательном действии.

3. Разница между реальным результатом и возможным. Для вычисления разницы необходимо:

Ш определить наилучший результат, который показывает ученик в этом двигательном действии;

Ш знать, от уровня развития каких физических способностей зависит результат, в данном действии;

Ш путем тестирования выявить у занимающегося эти способности;

Ш вычислить возможный результат при данном развитии способностей;

Ш определить разницу между реальным результатом и возможным.

Если реальный результат окажется выше возможного, значит техника исполнения полностью реализует потенциал физических способностей ученика: если ниже, то нет. В первом случае необходимо подтягивать физические способности, во втором технику.

Исходя из выше сказанного, можно сделать следующий вывод: анализ литературных данных по данной проблеме показал, что при начальном обучении прыгунов в высоту наиболее эффективно использование целостного метода. Таким образом, спортсмен, выполняя целостное соревновательное упражнение, сразу овладевает ритмо-темповой структурой разбега в сочетании с отталкиванием, достижением максимума угловой скорости маха к моменту подхода ноги к вертикальной оси туловища.