logo
Технология разработки туров в системе туроперейтинга

1.1. Основные понятия туроперейтинга.

Прежде всего, следует сказать, что в сфере туризма, нет чётко установленного понятийного аппарата. Многие авторы дают различную трактовку таким понятиям как тур, туристский продукт, тур пакет и др. Конечно, существует федеральный закон, принятый в ноябре 1996 г. который чётко устанавливает трактовку спорных туристских понятий, однако некоторые авторы считают эту трактовку не совсем верной [12 c 6].

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1996 г «Об основах туристской деятельности в Российской федерации» (с изм. и доп. от 10 января 2003 г., 22 августа 2004г., 5 февраля 2007г.), туристским продуктом считается - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного оборудования и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. В соответствии с этим законом, формирование туристского продукта - это деятельность туроператора по заключению и использованию договоров с третьими лицами, оказывающими отдельные услуги, входящие в туристский продукт (гостиницы, перевозчики, экскурсоводы (гиды) и другие) [9, с.1].

Многие авторы учебных пособий и учебников в сфере туризма и сервиса дают свою трактовку терминов, так, Донат Исмаев в своей книге «Основная деятельность туристской фирмы» считает туристским продуктом - покупаемый туристом у туристской фирмы комплекс услуг, необходимых для его туристского путешествия. В этот комплекс, по его мнению, обычно входят в различных вариантах транспортные перевозки, проживание в средствах размещения, питание, встречи и проводы в пунктах остановки, экскурсионные и развлекательные мероприятия [1, c.80-81].

Автор учебного пособия «Организация работы туристской фирмы» Р.И. Сухов считает, что содержание закона можно подвергнуть вполне обоснованной критике, однако в своём пособии пользуется официальной терминологией. [3. c.5]

Помимо российского понятийного аппарата, используемого в российской практике существует и иностранный, однако и в западноевропейской литературе так - же нет единой трактовки туристских понятий. [7 c.52-53]

Мы в данной работе будем пользоваться терминологией предложенной Д.К. Исмаевым, поскольку она кажется нам наиболее полной и чёткой. В соответствии с этой терминологией, понятие тур можно справедливо считать много шире понятия тур продукт, поскольку туристским продуктом считается лишь право на тур.

Кроме того, необходимо определится с термином пакет услуг. Не является ли он синонимом понятия тур? И если нет, то, что из этих двух терминов шире? Д. Исмаев считает пакет услуг одной из двух составляющих тура которая по своему содержанию, функциональным и качественным свойствам должна удовлетворять, путешествующего туриста. Первой составляющей тура является туристический маршрут. Из этого определения ясно, что понятие «пакет услуг» уже понятия тур.[1. c 81-83]

Помимо этих терминов, мы будем пользоваться также и другими, о которых говорится ниже.

Иностранная практика применяет такие термины как «пэкидж-тур» (package-tour) и «инклюзив-тур» (inclusive tour). При этом пэкидж- тур означает комплекс, включающий не менее двух туристских услуг, различающихся по своим потребительским свойствам. Инлюзив-туром является путешествие, включающее перевозку по определённому маршруту, размещение и ряд других необходимых для путешествия услуг. В последнее время, туристские фирмы стали создавать туры под девизом «всё включено» (all inclusive tour), в которых туристы помимо размещения и трансферов получают право в счёт оплаченной цены пользоваться в гостинице, где они проживают, любыми услугами ресторана, бара, буфета и большой развлекательной программой.