Водный туризм

курсовая работа

1. Обслуживание туристов на судах водного транспорта

В соответствии с проведенными опросами туристов, использующих водный транспорт на различных маршрутах, было выявлено, что основными мотивами выбора водных путешествий являются желание отдохнуть на воде, провести время в спокойной, размеренной и комфортной обстановке, увидеть новые города, посетить музеи, монастыри, церкви и другие достопримечательности. Кроме того, отдых на воде, по мнению специалистов, наиболее полезен для здоровья: медленное перемещение по водным пространствам снимает стресс, а свежий воздух способствует оздоровлению организма.

По социальному составу в водные путешествия отправляются с семьей (55%), с друзьями или знакомыми (27%), в одиночку (18%). Возрастной состав туристов, путешествующих по воде, следующий: до 25 лет -- 30%; от 25 до 40 лет -- 22%; старше 40 лет -- 48%.

Средний возраст участников морских круизов по статистике ВТО составляет 45 лет. Продолжительность круизов обычно равна 6--30 дней, но наиболее популярны круизы продолжительностью 10--14 дней. С учетом социального расслоения общества участниками морских, в том числе элитных, круизов являются люди с высоким и сверхвысоким уровнем доходов. Участники речных круизов -- люди среднего и ниже среднего достатка, в ряде случаев пользующиеся социальной дотацией.

Круиз обладает лечебным воздействием, а уровень предоставляемых услуг и их качество превосходят показатели других видов транспортных путешествий.

На борту теплохода туристам оказывают различные услуги; некоторые из них могут быть платными.

К бесплатным услугам обычно относят пользование музыкальным и читальным салонами, кинозалом для проведения собраний и концертов, телевизором в салоне для просмотра транслируемых телепрограмм, шезлонгами и лежаками солярия, оказание первой медицинской помощи.

Дополнительные услуги с оплатой за наличный расчет включают:

¦ прием заказов на подачу такси к причалу;

¦ бронирование мест в гостиницах речных вокзалов;

¦ предоставление кают в начальных и конечных пунктах во время межрейсовых стоянок в качестве гостиниц;

¦ бронирование билетов на смежные виды транспорта; переноска багажа;

¦ продажа товаров в киосках и буфетах (барах);

¦ пользование гладильной и услугами парикмахерской;

¦ прием радиотелеграмм;

¦ пользование сауной (душем) и камерой хранения;

¦ прокат спортивного инвентаря, столовой и чайной посуды, музыкальных инструментов и многое другое.

За многими туристскими организациями в России стоит мощный банковский, финансовый и страховой капитал, крупные транспортные организации (чаще - авиационные и морские). Эти компании проявляют интерес к российским просторам и рекам, к арктическим достопримечательностям (рейсы ледоколов на Шпицберген, остров Врангеля и др.), в т. ч. с высадкой туристов на околополюсный лед.

Перевозка групп туристов в дестинации водным транспортом или путешествие по водным просторам сочетает познавательный характер поездки с индустрией отдыха. В связи с этим необходимо различать:

а) пассажирские суда, используемые преимущественно для линейных перевозок туристов по заранее установленным расписаниям движения;

б) круизные суда на речных и морских маршрутах, выполняющие рейсы по эксклюзивным расписаниям.

В длительном путешествии судно для круизеров является одновременно средством передвижения и местом проживания, питания и организованного отдыха (досуга). Обширная экскурсионная программа предоставляется участникам круиза в портах стоянки судна.

Для предоставления означенных выше услуг эффективно и в полном объеме туроператор при продаже туристских путевок должен иметь достоверную информацию о каютном фонде судна.

В частности, им должна обрабатываться следующая информация:

¦ количество палуб и номера располагающихся на них кают;

¦ функциональные возможности каждой каюты и условия комфортности, обусловленные расположением кают на той или иной палубе и местоположением ее на самих палубах;

¦ обустройство кают, -- вместимость и площадь каюты, наличие иллюминатора, санитарно-гигиенических удобств и другой бытовой техники (джакузи, солярий, аудио- и видеотехника, минибар, кондиционер и др.), отдельного выхода на палубу.

В современных условиях судоходные компании на туристском рынке работают по следующим направлениям:

- предоставление транспортных услуг туристам при приобретении проездных документов для групповых перевозок по разовым заявкам с продолжительностью поездки туристов до 24 часов;

- перевозка отечественных и иностранных туристов по маршрутам, определяемым договорами между пароходством (иным владельцем) и туроператором-фрахтователем с продолжительностью поездки туристов более 24 часов - от 12 до 14 суток;

- экскурсионно-прогулочные маршруты с продолжительностью поездки туристов менее 24 часов;

- организация в навигационный период постоянных туристско-экскурсионных линий по программам внутреннего или въездного тура по кольцевым или линейным маршрутам;

- использование в межнавигационный период плавсредств для временного размещения (плавучих гостиниц).

Руководители судоходных компаний считают, что выход на международных крупнейших туроператоров и производителей транспортных средств туристского класса, -- в первую очередь речного, -- может стимулировать лизинговые операции и инвестиции.

Для туристов привлекательными характеристиками круизов являются протяженность и продолжительность переходов между промежуточными портами на маршруте, длительность стоянок судна в портах.

На расстояние по маршруту морского или речного круиза оказывают влияние:

¦ конфигурация береговой линии;

¦ глубины и другие условия безопасного плавания;

¦ гидрологические, гидрометеорологические и иные физические условия в водной и в воздушной средах.

Круизы на сезонно работающем речном и озерном транспорте по внутренним водным путям проводятся на реках, озерах, крупных водохранилищах, включая переходы по каналам и шлюзам.

Делись добром ;)