logo
Туризм в Крыму: состояние и перспективы

1.3 Место услуг рекреации и туризма в национальной экономики

Материальную основу туризма образует сложный комплекс различных отраслей, подотраслей и видов деятельности, которые непосредственно удовлетворяют различные потребности туристов или создают необходимые для этого условия. Некоторая часть этих предприятий специализируется на производстве товаров и услуг, предназначенных исключительно для потребления туристов. Однако большинство из них удовлетворяют еще и потребности местного населения, а также косвенно способствуют росту туристского потребления.

Если понимать материальную основу предпринимательства в области туризма подобным образом, то она шире, чем индустрия туризма, включающая в себя только те предприятия и организации, которые ориентированы на данный вид деятельности. В отечественной и зарубежной литературе термин "индустрия туризма" используется для обозначения "чисто туристских предприятий" (гостиничное и ресторанное хозяйство, туристские фирмы, предприятия по производству и реализации товаров туристского спроса и т. д.). Для определения всей совокупности предприятий, прямо или косвенно удовлетворяющих туристские потребности, можно применять более широкий термин -- "туристский сектор экономики. Он включает в себя следующее:

предприятия гостиничного хозяйства, пассажирского транспорта (кроме городского), туристские фирмы, банковские структуры по обмену валюты, предприятия, специализирующиеся на производстве и продаже туристских товаров;

предприятия питания, коммунального хозяйства, бытового обслуживания, городского транспорта, связи, службы проката, рекламно-информационные агентства, культурно-зрелищные учреждения;

предприятия сельского хозяйства, пищевой и некоторых других отраслей промышленности, производящие товары туристского назначения, различные организации, занимающиеся проектированием, строительством и модернизацией туристских объектов, пред-

приятии по производству оборудования для гостиничного и ресторанного хозяйства, учебные заведения по подготовке кадров.

Для удовлетворения разнообразных потребностей туристов необходимы товары и услуги большого числа не связанных между собой технологически предприятий и производств, одни из которых обслуживают преимущественно туристов, другие - как туристов, так и местное население, а третьи обеспечивают функционирование и первых, и вторых.

Отраслевой состав туристского сектора объединяет индустрию туризма, индустрию досуга, отрасли инфраструктуры, необходимые для приема и обслуживания туристов, производственные отрасли, участвующие в создании объектов индустрии туризма и выпускающие товары туристского спроса.

Индустрия туризма - это неотъемлемая составная часть экономики всех развитых стран. Наряду с удовлетворением рекреационных потребностей населения и обеспечением притока в страну иностранной валюты от обслуживания иностранных посетителей, она способствует хозяйственному освоению менее развитых районов, вовлекает в хозяйственный оборот неиспользованных другими отраслями природные ресурсы, влияет на развитие инфраструктуры и способствует занятости местного населения. С другими отраслями экономики ее объединяют многочисленные экономические связи в форме поставок товаров, оказания услуг, владения акциями и т. д.

В индустрии туризма развитых стран наблюдается усиление концентрации и централизации производства и капитала. Крупные гостиничные объединения и туристские фирмы расширяют масштабы деятельности, укрепляя положение на мировом рынке туризма за счет создания собственных или приобретения существующих транспортных компаний, строительных фирм, предприятий по производству гостиничного и ресторанного оборудования. Одновременно возникает и обратный процесс: в туристический бизнес вкладывают свои капиталы торговые, транспортные компании, крупные промышленные концерны, банки, что благоприятствует дальнейшему развитию индустрии туризма. Посредством хозяйственно-финансовых связей с другими отраслями индустрия туризма становится органичной частью национальной экономики многих стран.

Развитые страны имеют значительные расходы на международный туризм, поскольку в них преобладает пассивный туризм, экономический эффект которого проявляется в улучшении качества воспроизводства рабочей силы посредством активной ее рекреации и повышении на этой основе продуктивности труда. Зарубежные поездки населения этих стран стали неотъемлемой составной частью современного образа жизни. Стремление путешествовать и проводить отпуск за границей приводит к повышению удельного веса расходов населения на зарубежные поездки в ВВП и импорте товаров и услуг. Развитие туризма и проведение мероприятий по привлечению иностранных туристов способствует увеличению валютных поступлений в принимающие страны. Но несмотря на значительные поступления валюты от международного туризма, в некоторых высокоразвитых странах, как Бельгия, Нидерланды и Германия, они играют в целом небольшую роль, так как возможности в них для активного туризма сильно ограничены недостатком естественных туристских ресурсов и экологической ситуацией в традиционных районах туризма.

Именно поэтому довольно заметную роль в международном туризме играют менее развитые европейские государства, такие как Греция, Испания и Португалия. Главная функция индустрии туризма в этих и некоторых других странах - прием и обслуживание иностранных туристов и обеспечение тем самым дополнительного притока в экономику иностранной валюты. Наличие определенных туристских ресурсов, развитой промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры позволяют государствам использовать активный туризм как отрасль экспортной специализации. Расширение производства товаров и услуг для туристов вместе с тем способствует увеличению его вклада в создание ВВП.

Международный туризм представляет собой часть международного обмена услугами. С развитием межгосударственных связей сфера услуг вышла за рамки отдельных стран и превратилась в одну из важнейших сторон внешнеэкономических связей. По мере роста международного туризма усиливается процесс специализации, в ходе которой выделяются страны-поставщики туристов и страны, принимающие туристов. Поставщиками туристов чаще выступают развитые страны, характеризующиеся высокими показателями выезда своих граждан за границу. Однако они не только направляют, но и принимают большое количество иностранных туристов. Иностранный туризм - это важный источник валютных поступлений и даже в развитых странах существенным образом влияет на состояние платежных балансов, поскольку поступления от иностранного туризма составляют значительную часть доходов от экспорта товаров и услуг. Под экспортом в международном туризме понимается прием иностранных туристов в своей стране, а под импортом - направление туристов данной страны за границу. В странах с дефицитом торгового баланса поступления от иностранного туризма могут восполнять его относительно высокую долю. При анализе влияния иностранного туризма на состояние платежного баланса необходимо также принимать во внимание затраты иностранных туристов на приобретение сувениров, одежды, продуктов питания, которые не учитываются при анализе туристского баланса. Французский экономист Л. Жокар при подсчете величины общих затрат, производимых иностранными туристами во Франции на протяжении 10 лет, пришел к выводу, что эти не учитываемые в платежном балансе расходы иностранных туристов могут составлять от 70 до 254% суммы поступлений от иностранного туризма, включенных в туристский баланс.

Международный туризм не является обычной формой экспорта, поскольку потребители (туристы) прибывают к месту потребления "туристского продукта", а не наоборот. Под туристским продуктом понимается набор услуг, включаемых в стоимость туристской поездки по заданному маршруту с комплексным обслуживанием. Эта основная характерная черта международного туризма создает ряд условий, выгодно отличающих его от остальных экспортных статей. Во - первых, потребитель (турист) берет на себя оплату транспортных расходов. Во-вторых, приобретение иностранными туристами сувениров и других товаров во время их пребывания в другой стране можно рассматривать как чаще всего выгодную форму внешнеторговых операций, поскольку в этом случае продажа таких товаров производится по розничным ценам внутреннего рынка. Целый ряд отраслей в различных странах работает на этот "внутренний экспорт". Так, в Японии иностранные туристы покупают значительную часть производимых в стране радиотоваров и фотоаппаратов, в Швейцарии - часов, во Франции - парфюмерных изделий и продукции салонов мод, в Италии - обуви, в Англии - виски и т. д.

Ко второй группе можно отнести страны со средним уровнем экономического развития, принимающими туристов, но в, то, же время и направляющие большое число туристов за рубеж. Это Кипр, Греция, Мексика, Испания, Китай, Турция. В этих странах поступления от международного туризма традиционно составляют большую долю ВВП, чем в странах-поставщиках, а расходы на зарубежные туристские поездки -- соответственно меньшую его долю, хотя они являются также поставщиками туристов. Доля выезжающих за границу граждан этих стран несколько ниже, чем в развивающихся странах.

Третья группа включает развивающиеся страны, которые принимают туристов. В целом эти страны не являются поставщиками туристов, а туристские потоки между ними весьма незначительны.

Для международного туризма характерны те же виды операций, которые сложились во внешней торговле: экспорт, импорт и реэкспорт. Но по своей форме эти операции в международном туризме имеют свои специфические особенности[5].

Главная отличительная черта международного туризма как формы международных экономических отношений в том, что приобретение услуг происходит, как и любая внешнеторговая сделка, через иностранных контрагентов, которыми могут быть туристская фирма либо сам иностранный турист, а их потребление осуществляется в стране-экспортере туристских услуг.

Несколько сложнее в международном туризме обстоит дело с реэкспортом. С теоретической точки зрения в эту категорию должны попадать все иностранные туристы, купившие тур у туристской организации данной страны для поездки в третью страну. Однако из-за несовершенства существующей системы учета выделить эту категорию туристов практически затруднительно. Поэтому, хотя фактически реэкспортные операции находят все большее распространение в международном туризме, их показатели растворяются в экспортных операциях.

Объем международного туризма принято определять в натуральных (количественных) и ценностных (стоимостных) показателях.

Натуральные показатели базируются прежде всего на численности туристов. Однако этого показателя оказывается недостаточно для определения реальных объемов иностранного туризма и обоснования потребности в материально-технической базе.

Поскольку каждый иностранный турист находится в другой стране определенное время, то от средней продолжительности пребывания иностранных туристов в стране зависят объемы иностранного туризма в целом. В связи с этим в международном туризме наряду с общей численностью туристов важным натуральным показателем служит количество дней, проведенных туристами в стране - туродней. В практике большинства стран этот показатель носит название "количество ночевок".

На Первой Конференции ООН по туризму и путешествиям, состоявшейся в Риме в 1963 г., было выработано определение международного туризма. "Иностранный турист - это «временный посетитель», т. е. любое лицо, посещающее другую страну, чем та, в которой он обычно постоянно проживает, с любой целью, кроме осуществления профессиональной деятельности, оплачиваемой в посещаемой стране".

Определение "временный посетитель" объединяет два понятия: турист как временный посетитель, находящийся по крайней мере 24 часа в стране посещения; экскурсант -- временный посетитель, находящийся менее 24 часов в стране посещения.

Круизные путешественники классифицируются как экскурсанты, если они ночуют на борту теплохода во время стоянок в портах, и как туристы, путешествующие с целью отдыха, если они ночуют в гостиницах или других видах средств размещения, в то время как судно стоит в порту (в течение не менее 24 часов). Исследования показывают, что 39% стран из определения "посетитель" исключает экскурсантов, а 10% стран исключают бизнесменов.

В практике некоторых стран принято считать туристами только тех, кто находится в другой стране не менее 30 дней. В некоторых странах ведется учет по гражданству временных посетителей, в других -- по стране их постоянного проживания, в третьих--учитывается страна, из которой состоялся непосредственный приезд посетителя. В целом ряде стран весьма сложно стоит проблема сбора данных о точном количестве пересечения границ, поскольку осуществляется безвизовый въезд граждан в соответствии с двухсторонними соглашениями, в том числе и туристов[4].