logo
Американский бильярд

«Девятка»

Цель игры

Правильно забить шар номер 9.

Используемые шары

Для игры требуется 10 шаров: биток, восемь цветных с номерами от 1 до 8 и один полосатый шар номер 9.

Расстановка шаров

Девять номерных шаров устанавливаются в виде ромба: передний шар 1 на задней отметке, шар 9 в центре ромба, а шары 2 и 4, соответственно, крайние слева и справа от разбивающего.

Начальный удар

Игрок может поставить свой шар на любую точку «дома». Начальный удар признается правильным, если биток попал в шар номер 1 первым и хотя бы четыре прицельных шара коснулись борта или хоть один из прицельных шаров попал в лузу. Отыгрыш при начальном ударе не разрешается. Если игрок попал в шар с наименьшим номером и любой из прицельных шаров скатился в лузу, то следует играть дальше, причем нужно опять целиться в шар с наименьшим номером. Если игроку не удалось попасть в шар с наименьшим номером и ударить его так, чтобы минимум четыре шара коснулись борта или один попал в лузу, или он совершил любую другую ошибку, то этот начальный удар считается ошибочным и соперник имеет возможность:

-поставить биток на произвольную точку стола;

-продолжать игру из позиции, оставленной соперником.

Шары, попавшие в лузу (за исключением номера 9), не выставляются. Если игрок при правильном ударе посылает шар номер 9 в лузу, то он выигрывает игру. Если игрок своим ударом оставляет позицию с явно неразбитым ромбом, это считается непозволительным отыгрышем, то есть ошибкой. При попадании битка в лузу партнер может на выбор:

а) произвести начальный удар после установки шаров в начальное положение;

б) произвести удар из «дома» после установки шара 1 на заднюю отметку, если он оказался в «доме».

Отыгрыш(Push-Out)

Игрок, который бьет сразу после правильного начального удара, может играть так называемый Push-Out. При этом он имеет право бить биток в шар, на борт или попасть в лузу шаром, который после этого остается там (кроме номера 9 - этот шар выставляется обратно на заднюю точку или на линию возврата). При Push-Out., если биток не попадает в прицельный шар, это не считается ошибкой. Также не считается ошибкой, когда биток попадает в прицельный шар, но после этого ни один из шаров не касается бортов, или прицельный шар не попадает в лузу. Если Push-Out не очевиден, то игрок должен объявить его, в противном случае удар считается обычным. После правильного Push-Out соперник решает, будет ли он бить, или передаст ход обратно только что бившему игроку. До тех пор, пока не произошло нарушение правил, Push-Out не считается ошибкой. Push-Out, нарушающий правила, приводит к игре соперника «с руки». Суть Push-Out состоит в том, чтобы переместить биток в более выгодное положение.

Ведение игры

Битком нужно попадать по прицельным шарам поочередно, то есть первое касание битка должно быть по шару с наименьшим номером. Ни шар, ни лузу заказывать не надо. До тех пор, пока игрок попадает в шар с наименьшим номером и в то же время любым прицельным шаром попадает в лузу, он имеет право играть дальше. Тот, кто выиграл первую игру, начинает следующую, если перед началом соревнований не объявлен иной порядок.

Нарушения, за которые засчитывается ошибка:

-промах, биток не коснулся ни одного прицельного шара;

-нарушен порядок номеров при ударе по прицельным шарам;

-любой шар выскочил за борт;

-не было касания борта шарами;

-удар по ошибке выполнен не «своим» шаром;

-удар выполнен не наклейкой;

-при ударе во время движения шаров;

-при касании шаров не наклейкой;

-если нет касания игроком пола во время удара.

Допускается не более двух ошибок подряд. Игроку, сделавшему три ошибки подряд, засчитывается поражение. Если у игрока, который владеет ходом, уже начислено две ошибки, то судья или, если судьи нет, соперник, должен его об этом предупредить. Биток, попавший в лузу при начальном ударе, засчитывается как первая ошибка.

Выставление шаров:

-линия возврата шаров совпадает с продольной линией, начинается от задней отметки и заканчивается ближним к ней коротким бортом;

-шары, сыгранные с нарушением порядка номеров, выставляются на линию возврата;

-при всех перечисленных ошибках упавшие в лузы шары не засчитываются и выставляются на линию возврата шаров;

-после ошибки противник имеет право играть «с руки»: при неизменной позиции прицельных шаров он ставит биток на любую точку стола и бьет его в произвольную сторону.