logo
Анализ антропометрических показателей пловцов различных спортивных разрядов

1.2 Общая физическая подготовка пловцов различных спортивных разрядов

В учебно-тренировочных группах общая физическая подготовка пловца должна быть составной и, пожалуй, главной частью всего учебного процесса. Мы уже отмечали, что всестороннее физическое развитие спортсмена является базой для его специализации. Тем более что в настоящее время уже доказано, что упражнения в воде, применяемые с целью гармонического совершенствования силы, гибкости, быстроты, выносливости и ловкости пловца, менее эффективны, чем большинство упражнений, выполняемых с той же целью на суше. Доказано и то, что систематическая, на протяжении многих лет, общая физическая подготовка не только не притормаживает, а, наоборот, обеспечивает быстрый рост спортивных результатов юного пловца. Значение общей физической подготовки в воспитании пловца не ограничивается лишь решением задачи всестороннего атлетического развития, ибо она играет весьма большую роль и в укреплении его здоровья. Никогда нельзя забывать, что систематические занятия, проводимые только в зимних плавательных бассейнах (где повышенная влажность, большое содержание хлора в воде и воздухе и т. д.) в ряде случаев вредно сказывается на здоровье спортсменов. Поэтому физические упражнения на свежем воздухе, направленные на оздоровление, должны стать обязательной частью подготовки пловца.

Даже самые различные упражнения в воде носят однообразный характер. Длительное, на протяжении многих лет, изолированное их применение превращает тренировку спортсмена в скучное, малоинтересное занятие. Поэтому общая физическая подготовка пловца должна планироваться еще и как средство повышения эмоциональности занятий и воспитания у спортсменов интереса к регулярному спортивному совершенствованию. Достижение высот спортивного мастерства требует из года в год постепенного и значительного повышения функциональных возможностей пловцов. Это становится возможным лишь в тех случаях, когда они приучают себя упражняться не только ежедневно, но и по многу часов. Однако продолжительное пребывание в воде (в условиях повышенного давления, большой теплоотдачи и других неблагоприятных факторов) иногда вредно сказывается на здоровье спортсмена. Иное дело, если пловец систематически приучает себя к перенесению постепенно увеличивающихся нагрузок, применяя средства общей физической подготовки. В таком случае значительно повышаются функциональные возможности его организма, увеличивается общая и специальная тренированность, укрепляется здоровье. Поэтому уже с первых же занятий новичков в бассейне необходимо приучить к утренней гимнастике, к добросовестному отношению к урокам физкультуры в школе и проводить с ними занятия не только в воде, но и на суше. Мы остановились на перечне главных задач, для решения которых в тренировке пловца применяются средства общей физической подготовки. Однако наиболее всеобъемлющей из них всегда будет задача гармонического развития всех двигательных качеств спортсмена, задача воспитания всесторонне подготовленного пловца-атлета.

Высокий уровень развития двигательных качеств (силы, гибкости, быстроты, ловкости и выносливости) необходим спортсмену любой специальности, однако каждый вид спорта предъявляет и свои специфические требования. Поэтому остановимся на краткой характеристике особенностей развития физических качеств средствами общей физической подготовки у спортсмена-пловца. Развитие силы. В движениях при плавании любым способом принимают участие все важнейшие группы мышц человека. Основную же нагрузку несут мышцы рук и ног, плечевого пояса, спины и живота. Сила этих мышц определяет быстроту «рабочих» движений, а стало быть, и скорость плавания спортсмена. В спортивной практике, когда говорят о силе как о физическом качестве человека, то имеют в виду те максимальные величины ее проявления, на которые он способен. К примеру, силу определенных мышечных групп спортсмена чаще всего оценивают по той работе «до отказа», которую он в состоянии выполнять с их преимущественным участием.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа и в висе, жим штанги косвенно характеризуют силу мышц плечевого пояса, рук и спины, а дальность выполнения прыжка в длину с места -- силу ног. Такая оценка «силовых» показателей любого спортсмена помогает определять эффективность средств общей физической подготовки, примененных в период, предшествующий испытанию. Процесс развития силы длительный. Он связан с весьма сложными изменениями в мышцах, с перестройкой нервной деятельности спортсмена. Cила большинства мышечных групп человека достигает максимальных величин к 20--30 годам. Специальные физические упражнения, направленные на преимущественное развитие силы пловца, принято называть «силовыми», или упражнениями «на силу» (А. В. Коробков,1990). Их условно делят на две группы:

I. Упражнения с внешним отягощением или сопротивлением (вес штанги, гантелей, набивных мячей, ядер и т. д., вес и сопротивление партнера, сопротивление упругих тел -- эспандера, амортизатора, сопротивление среды -- воды, песка, снега и пр.).

II. Упражнения с отягощением весом собственного тела (гимнастические упражнения на снарядах, сгибание и разгибание рук в упоре лежа, в висе, приседания, прыжки и т. п., плавание всеми способами с помощью одних ног или рук и др.).

Известно большое количество разнообразных упражнений с отягощением. Их воздействие изменяется в зависимости от веса отягощения, количества повторений и темпа выполнения. Упражнения со значительными отягощениями (скажем, весом штанги) оказывают серьезное воздействие на все группы мышц и являются главным средством увеличения их силы. Упражнения с малыми отягощениями (гантелями, набивными мячами и др.) позволяют избирательно совершенствовать отдельные группы мышц.

На разных этапах воспитания пловца, как мы уже отмечали, изменяется соотношение «силовой» подготовки с другими видами тренировочной нагрузки; изменяется доступность и эффективность применяемых средств.

По существу, упражнения, направленные на развитие силы основных мышечных групп, можно внедрять в занятия с самыми слабыми спортсменами (3 разряд). Планировать упражнения с преодолением тяжести всего тела или отдельных его частей надо так, чтобы от урока к уроку увеличивалась их трудность и темп выполнения.

Если основными задачами в тренировке слабого пловца были укрепление мускулатуры всего тела, обеспечение нормальной осанки и ликвидации дефектов в развитии отдельных мышечных групп, то для сильного спортсмена силовая подготовка должна быть направлена на решение более узкой задачи -- развитие тех мышц, от силы которых зависит успех в плавании избранным способом.

Кроме абсолютной силы, спортсмену-пловцу необходимо и умение применять ее в течение длительного времени в упражнениях, исполняемых в значительном темпе.

В связи с этим для пловцов даже самой различной подготовленности полезно планировать нагрузки на «силовую выносливость», определяя в каждом отдельном случае оптимальные величины отягощения, темпа и длительности выполнения упражнений.

Наиболее эффективными методами развития силы являются два метода: «до отказа» и «максимальных напряжений».

Метод «до отказа» предусматривает непрерывное выполнение упражнения до тех пор, пока из-за усталости спортсмена не начнет нарушаться правильность движений. Такое упражнение способствует увеличению мышечной массы спортсмена и по структуре движений близко к плаванию. Метод «максимальных напряжений» применяется главным образом для совершенствования способности пловца проявлять свои силовые возможности. Это достигается за счет воздействия упражнений с максимальными отягощениями, причем интервалы отдыха позволяют повторять их вновь.

Выполняя упражнения для развития силы занимающихся, рекомендуется придерживаться следующих методических правил: 1) в недельном цикле они должны повторяться не реже чем через день; 2) чем меньше отягощение, тем выше темп и продолжительность выполнения упражнения; 3) общее количество доступных упражнений с отягощением должно быть таково, чтобы пловец после занятия чувствовал значительное утомление мышц; 4) в любом упражнении необходимо стремиться повышать темп движений -- от малого, до предельного.

Развитие быстроты. В физиологии под быстротой как двигательным качеством человека принято понимать величину тех максимальных скоростей, с которыми он способен осуществлять свою двигательную деятельность. Развитие быстроты тесно связано с развитием силы спортсмена, но достигает у спортсмена максимума значительно раньше. Важнейшими факторами проявления быстроты пловца являются:

1) быстрота реакции в ответ на какой-либо внешний раздражитель (выстрел стартера, поворотный щит и т. д.); 2) быстрота развития отдельного движения или скорость выполнения каждого элемента (гребка руками, толчка ногами и т. д.); 3) быстрота смены одного движения другим или максимальная величина темпа мышечных сокращений, который в конечном счете и определяет скорость продвижения спортсмена в воде.

Важным фактором, обусловливающим уровень развития всех форм проявления быстроты пловца, является подвижность нервных процессов, характеризующая мгновенность смены в корковых центрах процессов возбуждений и торможений, а стало быть, и темп чередования сокращений и расслаблений мышц. Этим в значительной мере и характеризуется двигательный талант пловца. Для развития быстроты применяются специальные, как их иногда называют, «скоростные» упражнения. Они обычно состоят из движений, которые выполняются в возрастающем, предельном или околопредельном темпе.

Совершенствование быстроты спортсмена требует значительной концентрации волевых усилий. Недаром, выполняя скоростные упражнения, уже после непродолжительной нагрузки пловец начинает уставать и оказывается не в состоянии полностью мобилизовывать свою волю. Это приводит к понижению темпа движений, и дальнейшее упражнение с целью развития быстроты начинает терять смысл. Большинство авторов рекомендуют поэтому кратковременное выполнение скоростных упражнений. (С. В. Колмогоров. , 1991).

Резюме: Существует взаимосвязь между уровнем физической подготовленности и гармоничностью физического развития. Преобладающими качествами являются: ростовые показатели, выносливость, координация движений, скоростно-силовые параметры.