logo
Туристско-природные ресурсы Южной Кореи

1.5.4 Традиции

Ханбок является традиционной корейской одеждой вот уже несколько тысячелетий. Ханбок был повседневной одеждой в Корее до прихода в страну западного стиля около ста лет назад. Мужчины носили "чжогори" (жакеты) вместе с "бачжи" (штаны), а женщины - "чжогори" с "чима" (юбка). В наши дни ханбок одевается на праздники, такие как Соллаль (восточный новый год), Чхусок (корейский день благодарения) или свадьбу.

Традиционный корейский дом называют "ханок". При постройке такого дома, подбирается место, в котором человек может сосуществовать с природой. Другая уникальная особенность традиционных домов - их специальная планировка, позволяющая охладить дом летом и нагреть его зимой. Жаркое лето и холодная зима послужили причиной изобретения системы нагрева пола "ондоль гудыль" и проветриваемой террасы "дэчон".

Чжере (обряд поминовения предков). Согласно корейской вере, душа человека не уходит сразу после его смерти, а остается с потомками еще на протяжении четырех поколений. Все это время умерший человек еще считается членом семьи, и корейцы проводят в честь него специальный обряд Чжере на Соллаль (новый год по восточному календарю), Чхусок (корейский день благодарения), а также в день годовщины смерти. Также корейцы верят, что их жизнь здесь, в этом мире, может быть счастливой и благополучной, если предки благословят их.

Брак

Корейцы считают брак самым важным этапом в жизни человека, и крайне негативно относятся к разводу, как к проявлению неуважения не только друг к другу, но и к родителям, - хотя, несмотря на это, количество разводов за последнее время растет стремительными темпами.

Свадьба сегодня несколько отличается от той, что была раньше. Сначала проводится обычная церемония в западном стиле, в церкви или мэрии, невеста в белом свадебном платье и жених в смокинге, а затем следует традиционная церемония, уже в другом помещении, где жених и невеста, переодевшись в корейские национальные костюмы и следуя традиции, совершают поклоны родителям.

Корейская кухня

Корейская кухня славится большим разнообразием блюд и пищевых продуктов, используемых в них. В давние времена Корея была сельскохозяйственной страной, в которой в основном выращивался рис, служивший главным продуктом питания населения. В настоящее время, в корейской кухне, наряду с зеленью и овощами, используются различные виды мяса и рыбы. Такие корейские продукты как кимчи (квашенная капуста), джотгаль (солённые моллюски, рыбы или креветки) и двэнчжан (соевая паста) славятся специфическим ароматом и высокой пищевой ценностью.

Самая отличительная черта корейского стола то, что все блюда подаются одновременно. Традиционно, число закусок изменялось от 3 для низших классов до 12 для членов королевской семьи. Сервировка стола изменяется в зависимости от того, что подано на стол: лапша или мясное блюдо. Формальные правила сервировки стола показывают внимание, оказываемое корейцами еде и процессу принятия пищи. По сравнению с соседними Китаем и Японией, ложка в Корее используется чаще, особенно когда подаются супы.

Гимчжан

Гимчжан - это время заготовки кимчи на зиму, особый способ, секреты которого передаются от поколения к поколению. Поскольку зимой в Корее овощи практически не растут, Гимчжан проводится поздней осенью, снабжая корейцев их основной пищей, - кимчи, - на всю зиму, поскольку корейцы просто не мыслят себе стол без него.

Танцы

У истоков традиционных корейских танцев находятся древние религиозные ритуалы. Древние общины, принося жертвоприношения перед алтарём, зачастую танцевали групповые танцы, которые со временем стали приобретать определённую форму и движения. На могильных фресках королевства Когурё, входившего в состав Трёх Королевств(57 г. до н.э.-676 г. н.э.), можно увидеть танцующих людей того времени, а во времена Корё (918-1392) собрания "Ёндынхве" (буддийское народное собрание), "Пхальгванхе" (ритуал прошения у Бога благополучия страны) и другие национальные празднества всегда сопровождались танцами. В ранний и средний период династии Чосон (1392-1910) стали развиваться дворцовые танцы, а в последний период этого королевства стали появляться народные танцы. Дворцовые танцы, появившиеся с установлением королевской власти и устраивавшиеся во время дворцовых мероприятий или празднеств в честь высокопоставленных лиц, зачастую восхваляли благородство и величие королевского рода. Особенностью дворцовых танцев, среди которых нужно отметить танцы "гомму", "хакму" и "чоёнму", являются красочные костюмы и высокая художественность. Народные танцы стали появляться в Корее с развитием промышленности и увеличением сельхоз продукции, приведших к повышению культурного уровня среди простого населения. Эти танцы не только правдиво отражают жизнь народа, но и выражают протест против общественных непорядков. Ведущими народными танцами являются танцы "тхальчум", "сандэнори", "сынму", "мусокчум", "кокдугакси", "тхэпхёнму", "ханнянму" и "сальпхури". Из вышеназванных танцев, высмеивающие аристократов и монахов, берущих взятки, танцы в масках "тхальчум" и "сандэнори" критиковали современное общество. Считающиеся народными танцы "чжангучум" и "бучэчум" были созданы позже, в 1930-1960 гг. Кроме перечисленных видов танцев, в Корее существуют ритуальные танцы. Такие танцы как "барачум", "бопгочум" и "набичум" танцуются во время буддийских ритуалов, а танец "ильму" танцуется во время церемоний Мунмё Чжере и Чжонмё Чжере. [20.C.457]

Знаменитые традиционные танцы

Гомму (Танец с мечами):

Танцующие становятся друг против друга парами и танцуют, держа в руках длинные мечи. Движения этого танца энергичны и относительно быстры.

Тхальчум (Танец в масках):

Исполнители этого танца надевают на лицо различные маски. Существует несколько видов танцев в масках - "бонсан тхальчум", "огвандэ тхальчум", и "сачжа тхальчум".

Сынму (Танец монаха):

В танце ярко выражены элементы буддизма. Костюм исполнителей состоит из синей юбки, белого жакета и монашеской конусообразной белой шапки.

Тхэпхёнму (Танец благополучия):

Этот танец выражает пожелание благополучия страны. Особенностями "тхэпхёнму" считается сложный ритм и движения, а также разнообразная поступь.

Ханнянму (Танец бездельника):

Словом "ханнян" раньше называли аристократов, не смогших получить государственную должность. В танце сатирически описывается бездельник-аристократ и монах, соблазняющие женщину.

Сальпхури (Танец шаманки):

Танец южной части провинции Гёнги-до, в котором шаманка предотвращает чью-либо неудачу. Танцовщица облачается в белый костюм и держит в руках белый лоскут. Широкие движения рук завораживают внимание зрителей.

Чжангучум (Танец с барабанами):

Во время этого танца, который может быть как одиночным, так и групповым, с плеч танцующих свисают барабаны, а в руках они держат палочки, которыми выбивают разнообразные ритмы.

Бучэчум (Танец с веерами):

Танцующие одевают национальный костюм "ханбок", а в руках держат яркие веера из перьев. С помощью вееров создаются "волна", "цветок" и другие красочные танцевальные элементы.

Барачум (Танец с ударными тарелками):

Буддийский ритуальный танец, во время которого исполнители держат в обоих руках тарелки "бара" - храмовый ударный инструмент. Танец отгоняет злых духов и очищает душу человека.

Исходя из этого, можно увидеть, что Корея имеет богатое ярко выраженное культурно-историческое наследие, что является важным аспектом в представлении о стране. [7.C.47]