Вопросы совместимости и сработанности в малой группе

дипломная работа

ВВЕДЕНИЕ

Природа межличностных отношений в любых общностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальные качества личности - её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальные возможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. В системе межличностных отношений и совместной деятельности человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое в нем. Поэтому особенно важно, чтобы эти отношения и совместная деятельность носили максимально плодотворный характер. А, как известно условия, в которых происходит взаимодействие членов рабочей группы, а именно характер взаимоотношений в группе, доминирующее в ней настроение - во многом влияют на успешность совместной деятельности, на удовлетворенность процессом и результатами труда.

Современный период развития спорта характеризуется высоким уровнем мастерства спортсменов. В настоящее время подготовка спортсменов высокого класса требует не только знания физиологических, морфологических и психологических качеств, но и той обстановки, в которой тренируется спортсмен, его положение в коллективе, отношения с товарищами и тренером.

Среди факторов, влияющих на межличностные отношения, менее всего изученным является фактор совместимости в системе «спортсмен -спортсмен». Условия жизни и деятельности определяют совместимость людей. Она зависит и от самих людей: их интеллекта, темперамента, характера, интересов и т.д. Уже давно замечено, что одни совместно работающие люди достигают лучших результатов, чем другие, несмотря на более или менее одинаковые условия. Одни группы выполняют свою работу более продуктивно, без видимых усилий и без вмешательства извне, для других групп требуется проведение специальных мероприятий, направленных на урегулирование конфликтов, устранение напряженности в отношениях между участниками групповой деятельности. Как правило на это уходит много сил и времени. Поэтому всегда неизбежно возникает вопрос: нельзя ли подбирать людей таким образом, чтобы сократить до минимума напряжение в процессе их приспособления друг к другу, повысить эффективность их деятельности за счет исключения внутренних конфликтов?

Естественно, что совместимость двух ярких, одаренных людей - процесс сложный. Ведь каждый имеет свою индивидуальную позицию в творческой деятельности. Высокая значимость психологического обеспечения учебно-тренировочного процесса хоккеистов обуславливает поиск путей, средств, методов, направленных на повышение срабатываемости в совместной деятельности и создание оптимальных взаимоотношений, что будет способствовать повышению спортивного мастерства.

Цель исследования: выявить критерии психологической совместимости партнеров в хоккее.

Задачи исследования:

1. Исследовать индивидуально-психологические особенности хоккеистов и их сочетания в хоккее.

2. Изучить уровень совместимости и срабатываемости в хоккее.

3. Выявить критерии психологической совместимости в хоккее

4. Разработать методику совместимости и срабатываемости в хоккее

5. Оценить эффективность и действенность методики.

Объект исследования: совместимость индивидуально-психологических особенностей хоккеистов и срабатываемость.

Предмет исследования: индивидуально-психологические особенности хоккеистов, обуславливающие совместимость и срабатываемость в хоккее.

Гипотеза: мы считаем, что изучение индивидуально-психологических особенностей хоккеистов, взаимоотношений в паре позволят выявить критерии психологической совместимости, которые обеспечивают процесс срабатываемости и в конечном итоге достижение высоких результатов.

Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:

анализ литературных источников и документов;

педагогическое наблюдение,

педагогический эксперимент;

метод математической статистики.

Делись добром ;)