logo
Анализ ассортиментной политики турфирмы на примере турфирмы "Туристический мир"

АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТУРИСТСКОЙ ФИРМЫ

Ассортимент - это совокупность товаров, которая может быть сформирована различными способами. Ассортиментом является совокупность товаров, предназначенных:

1)для определенной области применения;

2) для продажи в определенном ценовом интервале;

3) для определенной категории потребителей.

Путем дифференциации одного товара можно составить ассортиментную группу. Если компания производит различные виды товаров, то сумму их ассортиментных групп называют товарной номенклатурой [26. с.45].

Ассортиментной группой считается совокупность ассортиментных позиций, объединенных признаками идентичности принципов функционирования (например, ассортимент горнолыжных маршрутов).

Широкий ассортимент представляет собой предпосылку дифференцированного покупательского выбора и, следовательно, является побудительным стимулом спроса [8. с.23].

Таким образом, номенклатура услуг представляет собой сложную, иерархически построенную структуру, а формирование ассортимента - маркетинговый управленческий процесс.

В процессе оптимизации управленческие воздействия направляются на главные характеристики номенклатуры (ассортимента):

* широту - это сумма составляющих ее ассортиментных групп;

глубину - число вариантов каждого товара в рамках ассортиментной группы;

насыщенность - это общее количество всех производимых (продаваемых) услуг;

* гармоничность - степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения общности конечного использования, требований производства и торговли [26. с. 39].

В зависимости от широты охвата товаров различают следующие виды ассортимента:

простой ассортимент -- набор товаров, представленный небольшим количеством групп, видом и наименований, который удовлетворяет ограниченное число потребителей (например, социальные туры)

сложный ассортимент -- набор товаров, представленный значительным количеством групп, видов, разновидностей, наименований товаров, которые удовлетворяют разнообразные потребности (например, туроператор по России)

групповой ассортимент -- набор однородных товаров, объединенных общностью признаков и удовлетворяющих различные потребности (бизнес-туры, лечебно-оздоровительные туры, экскурсионные).

Составными частями группового ассортимента являются видовой и марочный ассортименты. Видовой ассортимент -- набор товаров различных товаров и наименований (авиа туры, круизы, автобусный, железнодорожный). Марочный ассортимент -- набор товаров одного вида марочных наименований (социальные, элитные туры).

Развернутый ассортимент -- набор товаров, который включает значительное количество подгрупп, видов, разновидностей, наименований, в том числе марочных, относящихся к группе однородных, но отличающихся индивидуальными признаками (туроператор, специализирующийся на VIP-турах по Санкт-Петербургу)

Сопутствующий ассортимент -- набор товаров, которые выполняют вспомогательные функции и не относятся к основным товарам для данной организации (услуги перевозчиков)

Смешанный ассортимент -- набор товаров разных групп, видов, наименований, отличающихся большим разнообразием функционального назначения [24. с. 45].

Оптимизация ассортимента - это непрерывный процесс реализации товарной политики, и ассортимент не может быть оптимизирован один раз на весь период присутствия фирмы на рынке.

Оптимальный ассортимент обычно содержит товары, находящиеся на разных стадиях жизненного цикла товара: стратегические товары (фаза внедрения), наиболее прибыльные (фаза роста), поддерживающие (фаза зрелости), тактические (для стимулирования продаж новинок), планируемые к снятию с производства (фаза спада) и разрабатываемые (стадия НИОКР) [26. с. 78].

Ассортиментная политика - это разработка направлений оптимизации продуктового ряда и определения ассортимента услуг, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности туристского предприятия в целом [12. с. 11].

Ассортиментная политика - одно из самых главных направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Особенно это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях, когда к услуге со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству и ассортименту, и от эффективности работы предприятия с услугой зависят все экономические показатели организации и рыночная доля. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

Коммерческий успех туристской фирмы зависит также от того, какой туристский продукт она предлагает, какие туристские услуги оказывает и насколько качественно все это делается. Успешная туристская фирма, естественно, стремится представить на рынке разнообразные услуги как можно большему количеству клиентов. Эта модель коммерческого успеха характерна для большинства фирм на современном туристском рынке. Здесь успех зависит от услуги и объема. В связи с этим подходом многие туристские фирмы стараются максимально разнообразить свой ассортимент услуг, чтобы удовлетворить как можно больше потребностей клиента. Именно этим в последние годы обусловлено появление наряду с традиционными, совершенно новых, порой экзотических видов туризма. Например, таких, как экстремальный, событийный, ностальгический, деревенский и других. В этой модели коммерческого успеха туристской фирмы в основе стратегии бизнеса лежит анализ ассортимента услуг. При этом задаются вопросы: «Как можно улучшить наш туристский продукт? Может быть, следует осуществить модернизацию? За счет чего? Каким образом позиционировать свой продукт? Может быть, наконец, предложить новый туристский продукт и найти новый сегмент туристского рынка?» [?. с.86]. Все эти или подобные им вопросы, несомненно, беспокоят руководителей, т. к. конкуренция на туристском рынке достаточно острая, а поступательное движение коммерческой деятельности фирмы необходимо.