logo
Швейцария ее привлекательность для туризма

1.1 Туристский потенциал территории

Развитие туристической инфраструктуры и ее становление как отрасли экономики требует оценки туристического потенциала определенных территорий и стран. Понятие рекреация в научных кругах это среда отдыха и обслуживания.

Туристические ресурсы - это природные, социально- культурные, исторические объекты которые соответствуют потребностям туристов. Рекреационные ресурсы это часть рекреационного потенциала. Рекреационный потенциал территории состоит из комплекса природных, социально- экономических и культурно- исторических начал для организации рекреационной деятельности.

Туристско-рекреационные ресурсы - это совокупность природных и созданных человеком объектов которые оживляют мотивацию и интерес к путешествию. Туристско-рекреационные ресурсы состоят из: 1. Природно-климатические ресурсы (биоклимат, ландшафт и необычные природные ресурсы); 2. Историко-культурные ресурсы (памятники, научные комплексы, культурно-зрелищные, развлекательные учреждения); 3. Трудовые ресурсы; 4. Общая инфраструктура.

Туристский потенциал- это все области жизнедеятельности и части природы которые влияют на развитие туризма (производство, наука производства, наука природопользования, культура и образование, здравоохранение, политическая, социальная, экономическая ситуация).

Выделяют три типа оценивания природных ресурсов: медико- биологический, психолого-эстетический и технологический. Методики оценки туристского потенциала по полученным результатам делят на количественные (для экономических расчетов), качественные (для сравнительных целей и привлечения инвестиций) и смешанные.

Оценки делятся на компонентные (дают представление о туристском потенциале зависимости от турресурса, т.е. климат, лес) и комплексные (оценка потенциала всего туристского района).

Туризм влияет на формирование валового национального регионального продукта, бюджета государства и территории, на снижение безработицы и т. д.

Заслуживает внимание интегральная оценка туристского потенциала, в нем используются разные виды оценок в зависимости от вида ресурса. Вопросы оценки туристского потенциала сложные и не однозначные (сложно оценить привлекательность ландшафта, историко-культурного наследия, значимости и ресурсов и т.д.).

А.И. Зырянов и А.А. Сафарян, авторы статьи «Рекреация и туризм как этапы развития территории» выделяют в развитии туризма два этапа: рекреационный и туристский. Одна и та же территория, служит местом туристского времяпровождения и местом рекреации для местных жителей. Различие этих терминов характеризуется степенью удаленности отдыхающих от конкретного места Зырянов А.И., Сафарян А.А. Рекреация и туризм как этапы развития территории // Региональные исследования. Вып. 1. Смоленск, 2015..

Обобщая имеющуюся информацию, можно сказать, что понятие «рекреация» широко используется только в научных кругах и при этом не имеет четкого отграничения от смежных понятий, но при этом традиционно под термином «рекреация» понимается сфера отдыха и обслуживание близко находящихся мест в определенном контексте применительно к конкретным территориям.

Туристский ресурс- это используемое место для туризма, а потенциал- это оценка этих же ресурсов места.

Характера территории для развития туризма зависит от степени развития на данной территории туристско-рекреационных услуг.

В результате планирования индустрии выносятся решения, нацеленный на развитие туризма и решение вытекающих проблем. Поддерживается развитие отраслей экономики, транспорта, связи, строительства, торговли и др. Общая экономическая эффективность туризма оценивается на основе статистических данных и измеряется в процентах.

Оценка эффективности туристской отрасли дает возможность оценить вклад туризма в общую экономическую эффективность региона. Существует возможность регулирования развития туристской индустрии за счет изменения воздействующих факторов.

Таким образом, одним из условий размещения туристических мест является баланс ресурсов и потребностей в рекреационных территориях. К рекреационным необходимо относить территории использование которых регулярное, не стоит относить территории, использование которых в рекреационных целях временное и это не мешает их традиционному использованию.

Туристские ресурсы делятся на группы с разными компонентами: 1) природные объекты 2) искусственно созданные (инфраструктурные) объекты Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. М.: Нолидж, 1996. 320 с..

В.Г. Прудских в классификации делает акцент на удовлетворении мотивов путешественников, туристские ресурсы можно представить следующим образом:

• основные ресурсы -- те, ради которых путешественник посетил данную местность;

• дополнительные (обеспечивающие) ресурсы -- те, которые выполняют поддерживающую функцию Прудский В.Т., Бурылова Л.Г., Голиков О.П. Туристский потенциал регионов РФ: понятие, структура, оценка. Пермь, 2005. С. 6..

Интересную точку зрения встречаем у И.В. Зорина и В.А. Квартальнова, которые считают, что рекреационные ресурсы -- часть туристских ресурсов, представляющая собой природные и антропогенные геосистемы, тела и явления природы, артефакты, которые обладают комфортными свойствами и потребительской стоимостью для рекреационной деятельности и могут быть использованы для организации отдыха и оздоровления определенного контингента людей в фиксированное время с помощью существующей технологии и имеющихся материальных возможностей. Ученые предлагают следующее разделение туристских ресурсов Зорин И. В., Квартальное В. А. Энциклопедия туризма: справочник. М.: Финансы и статистика, 2003. 368 с.:

1. аксиологический (от греческого «axia» -- «ценность») тип-фактор;

2. природный;

3. оздоровительный;

4. горный.

Д.С. Ушаков рассматривает туристский потенциал территории как совокупность следующих компонентов:

* туристские ресурсы территории (их суммарный объем, качество, уровень современного использования и перспективы их вовлечения в процесс туристского производства в будущем);

* факторы туристского производства территории (собственные и привлекаемые), в числе которых -- капитал, трудовые ресурсы туризма, а также средства производства туристского продукта (инфраструктура туристской индустрии) Ушаков Д.С. Стратегическое планирование в туризме. Ростов н/Д: Феникс, 2007. 285 с..

М. Clawson делит туристские ресурсы в зависимости от специфики места:

1) потребитель-ориентированные: гольф, теннис, посещение зоопарков ( тематические парки);

2) ресурсоориентированные: экскурсии, сафари, альпинизм, экспедиции (уникальные исторические объекты, национальные парки;

3) промежуточные: яхтинг, серфинг, пеший, полевые виды спорта ( пустоши).

В случае потребитель-ориентированного ресурса все, что представляет интерес, находится близко, без проблемы передвижения, то во втором случае объект является уникальным и, скорее всего, необходимо преодолеть дистанцию, чтобы добраться до него. Промежуточные являются лучшими туристскими ресурсами, расположенными на доступном расстоянии Clawson М., Knetsch J. The Economics of Outdoor Recreation. Johns Hopkins University Press, 1966..

Под туристским потенциалом, следует понимать помимо туристских ресурсов все области жизнедеятельности и компоненты природы, которые могут повлиять на развитие туризма, т.е. это производство, наука природопользования, наука производства, культура и образование, здравоохранение, социальная, политическая, экономическая ситуация.