1. Место предприятия в системе рыночных отношений
На поведение каждого предприятия влияет характер, тип рынка, на котором оно функционирует. Тип рынка зависит от вида продукции, количества предприятий (фирм), наличия или отсутствия ограничения на вход в отрасль и выход из нее, доступности информации о ценах, нововведениях и т.п. Различают следующие основные типы рынков или рыночных структур: чистая конкуренция, монополия, монополистическая конкуренция и олигополия.
Чистая конкуренция возникает при определенных условиях:
Наличия множества мелких фирм, предлагающих однородную продукцию. Для потребителя безразлично, у какой конкретно фирмы он приобретает эту продукцию, услугу.
Доля каждого предприятия на рынке отрасли незначительно, так что ни одно из них не способно сколько-нибудь существенно влиять на цену товара или услуги.
Фирма может свободно, без ограничений входить и выходить из отрасли.
Фирма без ограничений имеет возможность получить любую информацию о ценах на товары и услуги, о затратах, качестве услуги и т.д.
Конкуренция, при которой не выполняется хотя бы один из этих принципов, называется несовершенной.
Полной противоположностью совершенной конкуренции является чистая монополия. Чистая монополия обычно возникает там, где выпускаемый предприятием продукт является в известном смысле универсальным. Причиной возникновения монополии может быть наличие барьеров для вступления в отрасль. Барьеры могут носить экономический или административный характер. Не следует, однако, преувеличивать силу монопольной власти отдельного предприятия. Даже чистая монополия вынуждена считаться с потенциальной конкуренцией. Конкуренция может обостриться в связи с нововведениями, а также межотраслевой "борьбой за рубль потребителя" - конкуренцией со стороны производителей различных благ, каждый из которых стремится увеличить долю своих услуг и товаров в потребительском бюджете.
Монополистическая конкуренция возникает там, где в отрасли действуют десятки предприятий, производящих разнообразную продукцию. В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления новых предприятий в отрасль. Легкость вступления не означает, однако, полного отсутствия каких-либо барьеров. Ими могут быть патенты, лицензии, торговые марки и т.д.
Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления и в сфере услуг.
Олигополия - рыночная структура, при которой в отрасли действует ограниченной число предпринимателей, а вход в отрасль новых предприятий ограничен высокими барьерами. Характерной особенностью олигополии является высокая взаимозависимость - число предприятий настолько ограничено, что каждое из них вынуждено при формировании экономической политики (принятии решений по ценам и объему производства) принимать во внимание реакцию со стороны конкурентов.
- Введение
- 1. Место предприятия в системе рыночных отношений
- 2. Роль, место и функции социально-культурного сервиса и туризма в национальной экономике
- 3. Основные типы организационно-правовых форм для осуществления туристской деятельности
- 4. Виды предприятий в туризме
- 5. Планирование деятельности предприятия
- 6. Механизм функционирования туристской организации в современных экономических условиях
- 7. Производство туристских услуг
- Заключение
- Социально-культурного сервиса и туризма
- VI. Квалификационная характеристика специалиста по социально-культурному сервису и туризму
- Социально-культурном сервисе и туризме»
- Тема 2. Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма. Цели внедрения техники и технологий на предприятиях социально-культурного сервиса и туризма.
- 4. Прибыль предприятий социально-культурного сервиса и туризма
- Функции менеджмента. Реализация функций менеджмента на предприятии социально-культурного сервиса и туризма.
- Реферат: Экономические основы функционирования предприятий социально-культурного сервиса и туризма в условиях рынка