3.1 Особенности спортивной тренировки
Процесс спортивной тренировки в единоборстве, в частности в вольной борьбе, следует рассматривать как единый, многолетний процесс обучения и воспитания, взаимосвязи средств, методов, форм и условий спортивной подготовки. Актуальными вопросами в системе подготовки спортсменов являются:
а) применение важнейших педагогических правил и положений к особенностям частной методики обучения и тренировки борцов;
б) изучение и обобщение опыта работы ведущих тренеров по обучению и воспитанию мастеров высокого класса;
в) использование наиболее рациональных педагогических задач и заданий для творческой самостоятельной деятельности занимающихся под руководством преподавателя (тренера), позволяющей целесообразно регулировать и чередовать различные нагрузки в целях эффективного управления процессом спортивной тренировки.
Учебно-тренировочный процесс должен проводиться с учетом важнейших педагогических закономерностей, на основе общих дидактических принципов (научность обучения, связь теории с практикой, воспитывающее обучение, сознательность и активность, наглядность, доступность, систематичность и последовательность, прочность и индивидуальный подход к занимающимся при работе в коллективе).
Передачу общих и специальных знаний строить на основе современных достижений науки и передовой практики, способствуя формированию коммунистического мировоззрения. Изучать главные факты и закономерности, связанные с достижениями теории и практики физического воспитания, в частности в борьбе, с анализом техники, тактики и важнейших положений физиологии, психологии, гигиены, педагогики, биохимии и других дисциплин, добиваясь сознательного их усвоения и применения в практике преподавания борьбы.
Определять все вопросы поведения, трудовой, спортивной и бытовой деятельности занимающихся в свете марксистско-ленинской идеологии, противопоставляя их буржуазному мировоззрению.
Преподавателю (тренеру) постоянно изучать развитие науки и практики в области специализации, быть всегда в курсе достижений и знакомить с ними занимающихся.
Научить занимающихся творчески применять теорию в практике воспитания и обучения. Добиваться от занимающихся применения своих знаний, навыков и умений не только в спортивной, но и в общественно-трудовой деятельности и в быту. Овладевать техникой приемов в соответствии с тактикой их применения, на основе тактического смысла технического действия. Ставить перед занимающимися задачи и давать задания на самостоятельный разбор разных вариантов техники, тактики, поведения, настроения и состояния (своего и противников). Приучать занимающихся к систематическому чтению специальной литературы, анализу теории и практики проведенных турниров.
Вооружая знаниями, воспитывать у спортсменов коммунистические убеждения, стремиться к всестороннему развитию личности каждого из них, учитывать необходимость взаимосвязи физического воспитания с умственным, нравственным, эстетическим и идейно-политическим.
Подавать личный пример добросовестного отношения к труду и общественной деятельности, воспитанности, такта и чуткого отношения к людям.
Приводить примеры и разъяснять дела и поступки лучших спортсменов и тренеров и труде, в быту и на соревнованиях.
Приучать каждого занимающегося к самоусовершенствованию, правдивости, честности, вежливости, опрятности, самокритичному отношению к своим поступкам и соблюдению спортивной этики.
Осуждать и бороться с аморальными поступками спортсменов, воспитывать непримиримость к недостаткам и проступкам, порочащим советского человека.
Сплачивать дружный коллектив, так как в коллективе формируются индивидуальность человека, его положительные качества и привычки (товарищество, взаимопомощь и др.) Приучать занимающихся подчинять личные интересы общественным.
Добиваться бережного отношения к оборудованию, спортивному инвентарю и снаряжению.
Вести учебно-тренировочный процесс таким образом, чтобы занимающиеся понимали смысл и значение тех действий, которыми надо овладеть, и активно участвовали в обучении. Они должны ясно представлять конечную цель занятий, знать, что нужно, чтобы достичь цели, почему план занятий построен так, а не иначе. Воспитывать активность, трудолюбие и интерес к борьбе, без которого немыслимо сознательное отношение к выполняемым на тренировках упражнениям. Прививать навыки самостоятельной работы. Зная анатомо-физиологические и психологические особенности каждого из борцов, тренер рекомендует наиболее целесообразные технические варианты действия, иллюстрирует это примерами из спортивной жизни выдающихся мастеров кожаной перчатки.
Воспитывать инициативу и самостоятельность занимающихся в решении технико-тактических задач (принцип активности), заостряя внимание на том, что на ринге борьберу самому придется их решать и активно претворять свои замыслы в действие.
План тренировки на определенный период составлять вместе с борцом, с тем, чтобы последний знал, какие упражнения ему надо включать (в утреннюю гимнастику, самостоятельную тренировку) сегодня, завтра, через несколько дней, почему именно так, а не иначе подобраны упражнения. Весьма полезным является критический разбор занятий, действий и результатов каждого борца в отдельности.
Объяснять цель каждого нового упражнения и значение способов его выполнения.
В ходе занятий проверять, насколько занимающийся разобрался в технических и тактических приемах, правильно ли понял задание, умеет ли объяснить и обосновать свои действия.
Сознательность, самоконтроль и анализ навыков помогают борцу правильно оценить ведение им боя, возможности (свои и противника), способствуют развитию самостоятельности в бою.
Необходимо широко использовать различные формы наглядного обучения, такие как просмотр кинофильмов, изучение техники по кинокольцовкам, кинограммам, посещение соревнований, где выступают борьберы высокого класса, использование учебных плакатов, совместная тренировка с борцами более высокого класса и главное -- четкий и правильный показ во время учебно-тренировочного процесса. Если тренер в силу каких-то причин не может правильно и в замедленном темпе продемонстрировать то или иное упражнение, он должен иметь помощников -- борцов высокой квалификации, -- которые могли бы показать все технические действия, а также быть и партнерами для борцов группы.
Демонстрировать приемы именно так, как они выглядят в бою. Каждое действие показывать сначала слитно, возможно, в комплексе с другими приемами, потом расчленить на элементы, разъясняя значение каждого из них для качественного целостного выполнения, и завершить иллюстрацией примеров удачного применения этого приема выдающимися мастерами борьбы (с помощью кинофильмов). Просмотр красивых боев возбуждает интерес, у борцов появляется желание выполнить действие так, как это делают мастера высокого класса.
Фильмы, кинокольцовки следует демонстрировать неоднократно, обращая внимание на передвижение, на механику ударов, на искусство защит и др. Кинофильмы можно использовать для ознакомления с мастерством, манерой ведения турниров будущих противников, заснятых на каких-либо соревнованиях.
При помощи кинограммы анализировать технику действия, его рациональность и эффективность. Весьма полезно, особенно для молодых борцов, посещение тренировок или соревнований, в которых участвуют высокотехничные борьберы. Тренер комментирует поединок, отмечает положительные и отрицательные моменты в технике, тактике, использовании физических качеств и др.
Желательно, чтобы занимающиеся видели свои действия с последующим разбором (видеомагнитофонная запись, киносъемка и фотографии отдельных эпизодов поединка). Целесообразно сравнивать действия занимающихся с аналогичными действиями мастеров высокого класса и анализировать положительные и отрицательные моменты поединка.
- Введение
- 1. Общая физическая подготовка борцов вольного стиля групп начальной подготовки
- 1.1 Понятие общей физической подготовки
- 1.2 Сила как физическое качество, формы проявления силовых качеств. Методы развития силы
- 1.3 Силовая выносливость
- 1.4 Методы развития быстроты
- 2. Специальная физическая подготовка борцов вольного стиля групп начальной подготовки
- 3. Структура и содержание учебно-тренировочного процесса борцов вольного стиля групп начальной подготовки
- 3.1 Особенности спортивной тренировки
- 3.2 Типовая структура организации учебно-тренировочных занятий
- Заключение
- Глава 1. Проблемы развития специальной выносливости
- Глава 3. Особенности проявления специальной выносливости у юношей дзюдоистов 15 – 16 лет
- 18.Воспитание выносливости.
- Развитие выносливости
- Развитие физических качеств борца
- 10.Развитие выносливости.
- 2. Методика развития и совершенствования скоростно-силовых качеств и выносливости у борцов
- 1.1. Силовой компонент в структуре соревновательной деятельности борцов.
- 29. Воспитание общей и специальной выносливости
- 43. В чем отличие между общей и специальной выносливостью? с помощью, каких упражнений развивается общая и специальная выносливость?