Деловой туризм как одна из разновидностей специальных видов туризма

курсовая работа

2.2 Инсентив - туризм и конгрессно - выставочный туризм как разновидности делового туризма

Наряду поездками на конгрессы и выставки деловой туризм включает инсентив - туры. Понятие " incentive" (англ.) трактуется как побудительный, поощряющий. Под данным видом туризма подразумевают поездки, которыми коммерческие фирмы награждают своих сотрудников за высокие показатели в работе или мотивируют их более производительному труду в будущем, а также проведение выездных семинаров, совещаний, конференций. Выделяют два вида инсентив - туров: индивидуальные туры; выездные семинары, конференции, дилерские школы.

Первый инсентив - тур был проведен в 1910 г. в США компанией National Cash Register Company of Danton. Агенты и дилеры компании были награждены бесплатной поездкой в Нью - Йорк за отличные результаты в работе. Начало регулярного использования поездок в виде поощрения было положено в 60-е гг. XX в. благодаря началу полетов гражданских реактивных самолетов:

Инсентив - туризм преследует несколько целей:

- презентация и продвижение нового продукта или услуги;

- повышение производительности и качества;

- создание дилерской и агентской сети;

- формирование лояльной и сплоченной команды.

В зависимости от цели выделяют три вида инсентив - программ: поощрительные программы, мотивационные программы, построение команды (team building).

Инсентив - программа - лучшее средство для поощрения сотрудников, служащих, руководителей высшего звена, клиентов или дилеров, эффект от которого будет длиться долгое время. Отличительной особенностью инсентив - программ является то, что они разрабатываются исключительно индивидуально под конкретного заказчика. Эти туры предполагают высококлассное размещение и обслуживание на маршруте.

Доминирующим сегментом на рынке инсентив - туризма остаются групповые поездки, несмотря на снижение их доли начала 1980х гг. Число туристов в инсентив - группе может колебаться от нескольких до 100 человек и более. В половине групп численный состав не превышает 10 человек. Инсентив - группы комплектуются из работников исполнительного звена компаний, сотрудников среднего и высшего руководящих уровней, а также рядовых потребителей, например постоянных покупателей. Состав инсентив - групп включает руководящий персона , менеджеров по продажам, потребителей, агентов и дистрибьюторов.

С расширением рынка инсентив - туризма появились фирмы, специализирующиеся на организации поощрительных поездок. Они оаказывают квалифицированную помощь в разработке специальных программ стимулирования трудового коллектива. По договору администрацией компании туристская фирма планирует и организует инсентив - туры. Действенность этой системы поощрения не в последнюю очередь зависит от того, насколько удачно выбран маршрут путешествия. Поездка должна быть привлекательной для работников и соответствовать их возрасту, состоянию здоровья, религиозным убеждениям и личным интересам. Поэтому турфирма часто предваряет свою работу наблюдением за потенциальными клиентами. Наиболее известными туристскими фирмами, организующими поощрительные поездки, в США являются "Е.Ф. МакДоналж Тревел Компании", "Мариц Тревел Компании" и "Топ Вэлью Интерпрайзис".

Рост числа инсентив - туров послужил толчком расширению тематики конгрессно - выставочной деятельности и проведению специализированных форумов по поощрительному туризму. Этот рост повлек за собой организацию университетских курсов подготовки кадров для данного сегмента туристского бизнеса, способствовал образованию многочисленных ассоциаций, обществ и т.д. Одним из них является Общество должностных лиц в сфере поощрительного туризма. (SITE), которое находится в Нью - Йорке. В нем состоит 650 членов. В настоящее время SITE насчитывает 18 комитетов, управляет университетом инсентив -туризма, проводит региональные встречи, семинары, торговые выставки.-Программы инсентив - туров зависят от специализации организаторов поездки и региона. Наиболее популярными регионами для проведения поощрительных поездок становятся рекреационные и деловые центры.

Эксперты отмечают, что инсентив - туризм ждет большое будущее. В XXI в. он станет главной формой поощрения работников в ведущих отраслях мирового хозяйства.

Еще одной разновидностью делового туризма является конгрессный туризм, который, в свою очередь, является разновидностью выставочного. Различия между конгрессным и выставочным туризмом проявляются на уровне небольшой специфики, касающейся, в основном, состава групп и требований, предъявляемых инфраструктуре принимающей стороны. Выделять конгрессный туризм в небольшой подраздел приходится потому, что организация конгрессных мероприятий, имеющая много общего организацией выставочной деятельности, предъявляет несколько иные требования инфраструктуре и организаторам. Конгрессные мероприятия мельче по масштабу, чем выставочные, но имеют более квалифицированный и требовательный состав участников. По доходности конгрессные мероприятия уступают выставкам, поскольку рассчитаны на меньшее количество участников. Однако в отличие от выставок конгрессы, особенно международные, ориентируются на эксклюзивное обслуживание, тем самым обеспечивая загрузку лучших гостиниц города.

Конгрессный туризм имеет одну отличительную особенность - у него должен быть крупный корпоративный заказчик: правительство, отдельные министерства, крупные корпорации и холдинги. Мероприятия, организуемые на правительственном уровне или при поддержке правительственных кругов, способны во много раз увеличить свою привлекательность, а значит, и коэффициент загрузки средств размещения. Поэтому многие организаторы конгрессов пытаются заручиться поддержкой правительственных кругов для привлечения различного рода международных встреч на свою территорию.

Время активизации конгресс туризма приходится на осень. Страны, ориентирующиеся на рекреационный туризм, такие как Турция, Греция, Испания, Италия, имеют развитую гостиничную сеть, рассчитанную на многомиллионные потоки туристов. В период спада активности рекреационного туризма возникают большие проблемы загрузкой гостиничной базы. Поэтому данные страны ориентируются на организацию крупномасштабных конгрессов и конференций в осенний период.

Конференции, семинары и выставки - уже далеко не новые явления в современном бизнесе. В связи тенденциями глобализации, распространения деловых контактов, расширения рынков сбыта и деятельности международных корпораций сегодня резко выросло число и значение конференций, собраний и других подобных мероприятий, которые теперь проводятся в разных городах и странах по всему миру.

Обязательным условием отнесения конференции или иного мероприятия рынку конгрессного туризма является проведение вне помещения организации, выступающей инициатором конференции. Использование услуг туристских компаний при организации, подготовке и проведении мероприятия является существенным, но не обязательным условием. Однако, ни один инициатор серьезной конференции не сможет самостоятельно осуществить его полную организацию. В качестве специалистов - посредников обычно выступают компании - организаторы совещаний, конференций.

Принципиальными отличиями одного вида конференции от другого являются их социальное и экономическое значение, сложность организации и порядок проведения, численность участников (делегатов).

Сегментация рынка конгрессного туризма может быть проведена по целям созыва, характеру работы, количеству участников и их качественному составу, уровню компетенции созываемых совещаний, периодичности созыва. Тем не менее, основным критерием, по которому возможно провести сегментацию рынка конгрессного туризма, является природа инициатора созыва того или иного совещания. Именно природа инициатора определяет вид организуемой конференции, а также перечень необходимых услуг.

Может быть выделено два сегмента: корпоративный рынок конференций и некорпоративный рынок конференций - сфера деятельности правительственных структур и отраслевых ассоциаций (см. схему 1 с. 26).

Некорпоративный рынок конференций может быть подразделен на три категории:

- конференции научного характера;

- конференции торгово-экономического характера;

- конференции членов ассоциаций, объединяющих людей по различным интересам, например, спортивным, клубным и т.п;

Корпоративный рынок конференций может быть подразделен на три категории совещаний: -внутренние совещания предназначены исключительно для сотрудников компании. Внешние совещания предназначены для компаний, действующих на данном рынке. Соответственно, участниками подобных мероприятий выступают внешние партнеры корпорации. Наиболее часто компаниями проводятся презентации продуктов, конференции дилеров/дистрибьютеров, симпозиумы/семинары по обсуждению специального вопроса. Также категории внешних совещаний могут быть отнесены выставки, собрания акционеров и пресс - конференции.

К совещаниям, предназначенным как для внутренних, так и для внешних партнеров могут быть отнесены две большие группы: рабочие семинары (Workshops) и мероприятия, имеющие своей целью обучение (Training).

Конгрессный туризм вносит значительный вклад в национальный доход как развивающихся, так и высокоразвитых стран. О его социальном значении свидетельствует и тот факт, что число непосредственно занятых в данном виде делового туризма в США оценивается в 1,7 млн. человек, - т.е. каждый 86 гражданин США прямо или косвенно занят в сфере конгрессного туризма.

Схема 1. Структура рынка конгрессного туризма

Российский рынок конгрессного туризма сегодня является развивающимся, ненасыщенным рынком, где конкуренция пока еще недостаточно велика в связи малым количеством его участников. В настоящий момент на рынке делового туризма в России действует порядка 15 - 20 фирм, специализирующихся исключительно на предоставлении услуг в сфере конгрессного туризма.

Для компаний конгрессный туризм является перспективным направлением бизнеса. Еще одним фактором растущего спроса на данные услуги является то, что экономика России развивается, что в свою очередь инициирует деловую активность различных отраслей бизнеса и общественных организаций внутри страны, а также привлекает внимание иностранных корпораций и компаний российским рынкам и его участникам в части партнерства и инвестирования.

Необходимо также отметить, что конгрессный туризм - достаточно непростой вид бизнеса, и российским компаниям необходимо накапливать опыт прогрессивных технологий организации мероприятий высокого уровня и расширять диапазон высококачественных услуг, соответствующих международным стандартам, чтобы обеспечить весь цикл обслуживания мероприятия - от предварительной подготовки конференции до постсобытийного обслуживании, полностью отвечать запросам требовательной и опытной клиентской аудитории, каковой, безусловно, являются инициаторы конференций, в том числе и иностранные. Только при выполнении этих условий компании смогут эффективно функционировать и конкурировать на данном рынке.

Делись добром ;)