Анализ и оценка технологии туристского обслуживания ТЧУП "Дискавери Трэвел"

отчет по практике

1.7 Функции предприятия и методы управления

Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.

Каждая из четырех функций менеджмента является для организации жизненной важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации. Стратегическое планирование в ТЧУП «Дискавери Трэвел» осуществляет генеральный директор предприятия. Исполнительный директор же, в свою очередь получает директивы и организует работу таким образом, чтобы достичь поставленных результатов наилучшим способом. Тактическое и оперативное планирование входит также в обязанности экономиста и бухгалтера. Получая некоторые общие установки от исполнительного директора они разрабатывают более краткосрочное планы. Все три типа планов составляют общую систему, которая называется бизнес - планом ТЧУП «Дискавери Трэвел» на соответствующий год.

Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования. Это - процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей. Это также входит в спектор действий руководителя и его помощника по кадрам.

От функций планирования и организации перейдем к мотивации.

На практике, на анализируемом предприятии мотивацией работников специально никто не занимается. В штате отсутствуют специалист-психолог по персоналу, не приглашается такой специалист и со стороны. Соответственно, не разработан набор критериев наиболее сильно влияющих на поведение сотрудников на данном предприятии. Однако на предприятии заведены некоторые обычаи. К примеру празднование дней рождений сотрудников, поздравление по случаю профессиональных достижений, получение новой должности.

Осталась еще одна функция управления - контроль. На ТЧУП «Дискавери Трэвел» практикуется система контроля по отклонениям от плана. Данный метод является традиционным и имеет существенный недостаток: он позволяет оценить результаты работы лишь по завершении какого-либо периода. Более совершенным методом, у которого отсутствует данный недостаток, является метод контроля по возмущениям. В основе его лежит контроль не за величиной показателя, а за скоростью протекания процесса. Замедление темпов роста (снижение скорости процесса), говорит о необходимости проведения анализа, выяснения причин снижения, внесения поправок в деятельность предприятия или подразделения. Нужно сказать, что при выявлении какого либо отклонения высшее руководство практически всегда отказывается изучить причину этому. Вместо этого они придерживаются системы более консервативной: лишение премии и т. д.

Анализ содержания управления предприятием показал, что, в сущности, вся система управления ТЧУП «Дискавери Трэвел» пронизана организационно-административной деятельностью.

В ТЧУП «Дискавери Трэвел» организационно-административные методы служат средством прямого воздействия на процесс производства и труд работников, что позволяет координировать выполнение ими отдельных функций и решения общей задачи. Это создает благоприятные условия для существования и развития управляемой системы, оказывает целенаправленное воздействие на объект управления. К характерным особенностям прямого воздействия относится непосредственная связь руководителя и подчиненного. Однако в целом прямые воздействия, в конечном счете, ведут к усилению пассивности подчиненных, а иногда и скрытому неповиновению. Поэтому наиболее эффективны косвенные методы воздействия, которые осуществляются посредством постановки и создания стимулирующих условий.

Экономическим методам управления отводится центральное место среди косвенных методов воздействия. Это обусловлено тем, что отношения управления определяются в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями и интересами людей. Экономические методы способствуют выявлению новых возможностей, резервов.

В отличие от организационно-административных экономические методы руководства предполагают разработку общих планово-экономических показателей и средств их достижения. Это своего рода экономический механизм в хозяйственных отношениях. В результате повышения действенности экономических рычагов и стимулов формируются такие условия, при которых коллектив и его члены побуждаются к эффективной работе не столько административным влиянием (приказы, директивы, указания и др.), сколько экономическим стимулированием. На основании экономических методов управления должны развиваться и укрепляться организационно-административные и социально-психологические методы, повышаться профессионализм и культура их применения.

Рассматривая экономические методы руководства на ТЧУП «Дискавери Трэвел» отметим, что реализован один из методов, а именно - материальное стимулирование. Разработана система премирования персонала по результатам деятельности предприятия. Величина премирования зависит от качества работы, выполнения плановых показателей, т. е. система премирования учитывает как количественные, так и качественные показатели.

Кроме указанных выше премий, используется индивидуальное премирование за выполнение каких-либо специальных работ (предложения по рационализации труда, по совершенствованию меню, т.д.).

К сожалению, на анализируемом предприятии социально-психологическим методам управления уделяется недостаточно внимания. Отсутствуют такие формы социально-психологических методов как планирование социального развития коллектива, критика и самокритика, постоянно действующие производственные совещания, которые выступают как метод управления, различного рода ритуалы.

Таким образом, анализ содержания управления предприятием показал, что, в сущности, вся система управления ТЧУП «Дискавери Трэвел» пронизана организационно-административной деятельностью. Принято считать, что в процессе управления выполняются следующие основные функции: планирование, организация, мотивация и контроль. Каждая из четырех функций менеджмента является для организации жизненной важной.

Структура управления выглядит следующим образом:

Директор

Специалист по формированию турпродукта

Агент по продажам турпродукта

Бухгалтер

Организационная структура управления предприятием является линейной. Преимущество заключается в том, что все сотрудники подчиняются и несут обязательства только перед одним руководителем, что гарантирует четкость и оперативность управления. Недостаток - при данной организационной структуре управления предъявляются высокие требования к руководителю, т.к. в его ведении имеется широкий круг проблем, решаемых непосредственно им.

Исполнительным органом предприятия является директор. Директор предприятия нанимается по трудовому договору (контракту) учредителем из числа лиц, обладающих необходимой квалификацией, сроком не менее чем на два года. Директором может быть сам учредитель. К функциям управления предприятием, которые выполняет директор, относятся планирование, организация, мотивация, контроль.

Функция планирования реализовывается на предприятии «Дискавери Трэвел» посредством решения таких задач, как координация действий работников, их мотивирования и информирования о будущих целях и достижениях предприятия, а также привлечения к участию в процессе принятия решений.

Содержание функции организации в ТЧУП «Дискавери Трэвел» раскрывается через установление основной цели, которой является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли, удовлетворение экономических и социальных интересов учредителя и работников предприятия, определение видов деятельности, необходимых для достижения целей, подбор кадров, подготовку и разработку соответствующих документов (должностные инструкции, штатное расписание, правила внутреннего трудового распорядка).

Выполнение функции мотивации на рассматриваемом предприятии прослеживается в использовании системы материальных (поощрения в виде премий и надбавок к заработной плате, возможность обучения, гибкий график работы) и нематериальных мотиваторов (создание благоприятного социального микроклимата, возможность участия в принятии решений, похвала руководителя, предоставление права пользоваться личным клеймом).

Функция контроля является завершающим этапом управления туристским предприятием «Дискавери Трэвел». Она заключается в оценке деятельности фирмы за сезон или за отчетный период. Наиболее распространенные приемы и формы контроля - наблюдение за работой подчиненных, анализ документов, запрашивание отчетов сотрудников, анкетирование туристов.

Для управления предприятием директор использует различные методы. В первую очередь, турфирма осуществляет свою деятельность, руководствуясь основными нормативно-правовыми актами, регулирующими действия всех субъектов предпринимательства в целом и отдельно в сфере туризма (законы «О туризме», «О защите прав потребителей», «О рекламе», должностные инструкции, правила оказания туристских услуг). Это административные методы.

Наиболее популярными являются экономические методы, поскольку они основываются на стремлении получить прибыль. Предприятие «Дискавери Трэвел» на основе полного хозяйственного расчета обеспечивает самоокупаемость, финансирование затрат по совершенствованию производства, социальному развитию и материальному стимулированию работников за счет заработанных средств. Формами материального стимулирования работников выступают формирование системы заработной платы, дополнительных вознаграждений, пенсионного фонда, организация лечения и отдыха.

Также используются социально-психологические методы в виде морального стимулирования, улучшения условий труда, повышения уровня квалификации, психологического побуждения, установления нормальных взаимоотношений между руководителем и работниками:

- планирование ресурсов в соответствии с целями предприятия;

- наем персонала и отбор конкретных кандидатур для выполнения задач и целей предприятия;

- определение заработной платы и льгот. (Руководитель решает, чтобы зарплата и льготы стимулировали заинтересованность сотрудника в успехе предприятия.);

- профориентация и адаптация, что содействует более производительному труду работника и успешной адаптации в коллективе;

- подготовка кадров, их постоянное обучение трудовым навыкам, необходимым для качественного выполнения работы;

- правильно оценивать результаты труда подчиненных, исходя из
установленных нормативов с целью выявления отклонений от их и, при
необходимости, принятия корректирующих мер.

Для успешного осуществления выполнения этих задач руководитель сам должен быть высокообразованным и профессионально подготовленным, что достигается учебой, изучением практики родственных предприятий, чтением специальной литературы, деловыми играми и т. д.

На предприятии существует нормирование труда, что способствует упорядочению трудовых процессов и дает возможность подчиненным понимать задачи, цели распоряжений и цели организации. Каждый сотрудник четко знает, где он находится и куда ему обращаться за информацией, помощью или решением.

Процесс организации деятельности предприятия реализуется в последовательной разработке и внедрении на фирме должностных инструкций, положений "Об отделах и подразделениях", "О документообороте", "О внутреннем трудовом распорядке" и др.

Круг функциональных обязанностей, которые должен выполнять каждый работник, определен должностной инструкцией, утвержденной в соответствующем порядке.

Согласно должностной инструкции директора туристского предприятия на эту должность назначается и освобождается от должности решением общего собрания учредителей лицо, имеющее высшее профессиональное образование и/или стаж работы не менее 5 лет в туристкой отрасли. В инструкции также определены следующие функции, которые должен выполнять директор предприятия:

1) осуществлять в соответствии с законодательством общее руководство основной, административно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью туристской организации;

2) организовывает работу, направляет деятельность туристской организации на обеспечение высокой культуры и качества предоставления туристского продукта;

3) определяет перспективные направления развития туристской организации, организует разработку и утверждает текущие и перспективные планы ее работы, программы и методики проведения экскурсий и путешествий;

4) контролирует выполнение этих документов в соответствии с принятыми стандартами по реализации туристского продукта.

Согласно должностной инструкции менеджера по формированию и продаже туристского продукта на эту должность назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование по специальности «Менеджмент и маркетинг» и/или стаж работы не менее 3 лет в туристкой отрасли или высшую специальную подготовку, стаж работы в туристской отрасли не менее 5 лет.

Согласно должностной инструкции главного бухгалтера туристского предприятия на эту должность назначается лицо, имеющее высшее профессиональное экономическое образование и стаж финансово-бухгалтерской работы на руководящих должностях не менее 5 лет. В инструкции также определены следующие функции, которые должен выполнять главный бухгалтер предприятия:

1) осуществлять организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, составление бухгалтерской отчетности;

2) обеспечивать рациональную организацию учета и отчетности на основе прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета и контроля, разработку и осуществление мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и укрепление хозяйственного расчета;

3) производство начислений и перечислений налогов и сборов в госбюджет, страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, платежей в банк учреждения;

4) осуществление расчетов всех видов выплат работникам туристской организации.

Делись добром ;)