logo
Значение отдыха. Интервалы и виды отдыха, применяемые в физической культуре

Введение

Во все времена человек меньше всего задумывается о своем здоровье. Он ведет себя так, будто ему отпущена вечная жизнь. А о здоровье начинает задумываться слишком поздно, когда уже многое упущено. Здоровье -- это то, что мы не замечаем, когда оно есть, и то, что становится заметным, когда оно начинает исчезать. Необходимость в отдыхе появилась значительно раньше, чем человек осознал его значение как средства прекращения на определенное время своей физической и умственной деятельности, чтобы дать возможность организму пополнить или восстановить запасы энергии.

В современной жизни под отдыхом правильно понимать мероприятия по восстановлению физических и духовных сил для последующего, более эффективного выполнения своих функций. Современная медицина считает, что смена вида деятельности человека, позволяет уберечь организм не только от пагубного однообразия и монотонности, но и от физического истощения. Поэтому к отдыху надо подходить разумно, сознавая, что отдыхать надо прежде всего от физических затрат, нервного напряжения или длительного скованного состояния. И поскольку для нашего времени характерно отсутствие необходимости во время работы вкладывать мускульную энергию, человек в часы досуга обязан освободиться от малоподвижности, взбодрить деятельность сердца, оживить обменные процессы в тканях. Такой отдых обеспечивается физической активностью в виде всевозможных упражнений: зарядки, бега, прогулок, различных спортивных и подвижных игр. В подобном отдыхе видятся не просто интересные развлечения, а настоятельная необходимость: болезни легче предупредить, чем лечить.

Весьма важно, что во время отдыха в организме в виде биологической реакции возникают процессы восстановления, которые обеспечивают возврат к исходному уровню функционального состояния организма. Восстановление работоспособности организма после тренировочных нагрузок имеет три фазы.

Психофизиологические сдвиги, происходящие в организме после отдельных тренировочных нагрузок, во время отдыха не устраняются полностью, а сохраняются и скрепляются путем восстановительных процессов, и тем caмым создают предпосылки возобновления деятельности организма на более высоком уровне. Таким образом, происходит прогрессирующее развитие тренированности спортсмена и рост спортивных результатов. Поэтому регулирование интервалов отдыха является одним из важных средств повышения качества тренировочного процесса. Умение тренера и спортсмена управлять состоянием утомления и восстановления в значительной мере определяет эффективность тренировочного процесса.

Накопление утомления без соответствующего отдыха и восстановления работоспособности может обуславливать развитие переутомления перетренированности, снижение работоспособности, прекращение роста спортивных результатов. К сожалению, такие случаи еще наблюдаются в спортивной практике.

Поэтому следует не забывать хороший афоризм: "Искусство тренировки - это искусство тренируясь отдыхать". В подготовке спортсменов отдых используется в двух разновидностях: собственно отдых - пассивный отдых и активный отдых. Пассивный отдых - это относительный покой, который сменяет двигательную активность.

Активный отдых - это отдых, организуемый посредством переключения на деятельность, отличающуюся от той, которая вызывала утомление, и способствующую восстановлению работоспособности. Понятие активного отдыха было известно участникам Олимпийских игр Древней Греции. Еще Гиппократ писал: "Кто устает при беге - должен бороться, кто устает при борьбе - должен бегать". Феномен активного отдыха был научно обоснован И.М.Сеченовым на примере восстановительных явлений при чередовании локальной мышечной работы.

В настоящее время активный отдых понимается весьма широко: всякое чередование различных видов деятельности, вызывающее эффект более быстрого восстановления Сеченов И.М «Физиологические критерии для установки длительности рабочего дня» .- М: 1895. - С. 262..

Цель курсовой работы: определить основные теоретические и практические характеристики значения отдыха, интервалов и видов отдыха в физической культуре.

Задачи курсовой работы:

1. охарактеризовать основные виды отдыха.

2. раскрыть значение активного отдыха и его применения.

3. проанализировать необходимость применения отдыха в спортивной практике.

Методы исследования:

1. анализ и обобщение литературных источников.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы. Работа изложена на 30 листах компьютерного текста. При написании работы было использовано 20 литературных источников.