Авто- и мототуризм

курсовая работа

1.3 История караванинга

В Европе караванинг зародился около 50 лет назад. Появлению и развитию данного вида туризма в Европе способствовали следующие факторы: потребность населения выезжать в выходные на природу, отсутствие дач в Европе, малые затраты на данный вид отдыха, правительственная поддержка сектора караванинга и агротузима в Европе, что повлекло развитие внутреннего и въездного туризма за счет караванинга. По данным Европейской Федерации Ассоциаций Кемпингов на сектор кемпинга и караванинга каждый год, в среднем, приходится около 22% всех отдыхающих в Европе.

Данный сектор предоставляет 10,8 млн. мест для ночлега туристов и является самой крупной туристической сетью Европы, опережая традиционный гостиничный бизнес с 8,7 млн. мест. Общая численность моторных кемперов в Европе около 1млн. 100 тыс. плюс около 900 тыс. прицепов. По усредненным данным, за последние 5 лет каждый год только в Германии регистрируется около 150 млн. ночлегов/дневных проживаний на караван-стоянках и кемпингах. При этом среднесуточные расходы на одного человека составляют около 33,2 евро. Общий годовой оборот отрасли караванинга в Германии составляет около 10 млрд. евро. В общей сложности, в данной отрасли занято около 170 тыс. человек. Все вышесказанное свидетельствует о популярности и успешном развитии данного вида отдыха в Европе. Это отлаженный механизм, дающий работу и доходы всем участникам - кто-то производит, кто-то обеспечивает сервис и аренду, кто-то отдыхает с комфортом и больше по времени, минимизируя затраты.

Состояние караванинга в Беларуси близко к нулевой отметке. Проезжают одиночные транзитные машины, несколько раз в год в направлении России проезжают организованные группы. Есть некоторое количество кемперов в частном пользовании. Есть слабенькая национальная ассоциация караванеров. Существующая инфраструктура внутреннего туризма не приспособлена для автотуризма, а люди, работающие в ней, зачастую имеют отдаленное представление о сущности таких слов как караванинг, кемпер или кемпинг. Для создания этого нового направления туризма нет необходимости в особых комплексных программах или значительных финансовых средствах. Достаточно создать первичные условия для развития рынка автодомов и караванинга в стране. Развитие караванинга в Беларуси во многих случаях не имеет каких-либо противопоказаний. Ведь инфраструктура не несет затрат на строительство гостиниц, новых коммуникаций или автодорог. Путешествия на кемперах могут стать даже импульсом к появлению, впоследствии, базовых центров туризма, которые будет обустраиваться уже традиционным способом - с отелями, ресторанами и развлекательными центрами.

Практически, для начала необходимо определить перечень мест возможных стоянок кемперов, разделив их на две категории: первая - это транзитные стоянки, предназначенные для ночлега при дальних переездах; вторая - это места отдыха на основе существующих баз. В каждом конкретном случае необходим индивидуальный подход для определения оптимального количества мест, создания наиболее комфортных условий размещения, набора предоставляемых услуг, выполнения экологических норм, В качестве примера можно привести одну из баз отдыха на Минском море, которая уже имеет опыт приема кемперов с помощью одной из туристических компаний, обеспечивающей сопровождение организованной транзитной группы немецких караванеров на их пути в Россию. Дополнительно необходимо, опять же на основе имеющихся объектов, создавать условия для сервиса кемперов, обеспечивая решение таких вопросов, как заправка чистой водой, слив «серых» вод и канализации, заправку газом, обслуживание специфических систем. Караванинг должен состоять из трех основных составляющих - наличия кемперов, доступной аренды и кемпингов. Таким образом, будут сформированы условия для внутреннего караванинга. Основной объем въездных посещений автотуристов на кемперах возможен со стороны России, где в Москве и Питере работает несколько достаточно крупных прокатных компаний и имеется некоторое количество кемперов в частном пользовании.

Развитие караванинга в России и на Украине сводится к наличию прокатных фирм в крупных городах (Москва, Петербург, Киев, Харьков) работающих разрозненно. Определенно сдерживающим фактором является неприемлемо высокая цена аренды и величина залога (франшизы) при оформлении кемпера в прокат. В той же Литве и условия аренды и цены намного демократичней. В России предпринимались попытки создать государственную программу развития караванинга, охватывающую «Золотое кольцо», юг, Урал и даже Сибирь, но в реальные дела практически ничего не превратилось. Определенным достижением российских коллег можно считать включение России в Европейскую Федерацию Ассоциаций Караванинга. На Украине, несмотря на наличие южного морского побережья и многих мест с историческими и природными достопримечательностями на всей территории, нет единой организации караванинга.

Особенностью Белоруссии является отсутствие единого крупного туристического центра, каким, например, является Петербург, Киев или, например, Прага. Разрозненность туристических и исторически объектов и наличие уединенных природных достопримечательностей является дополнительным стимулом для создания автотуристических маршрутов. Передвигаясь по такому маршруту, автотуристы могли бы иметь достаточный отдых или даже санаторное лечение на существующих базах, организованно или самостоятельно посещая интересные исторические объекты и видовые места в округе. Так же следует учитывать, что кемпер - всепогодная машина, обеспечивающая комфортное проживание и летом и зимой. И для организации выездного зимнего отдыха он даже более актуален, предоставляя комфорт непосредственно на месте.

В отношении западных туристов главным препятствием будет являться визовая проблема. Европейцы катаются по всей Европе, забыв о том, что существуют препятствия между странами. Нас и Европу для автотуристов разделяет только один барьер под названием граница.

Дополнительным фактором развития караванига в Беларуси может стать проведение чемпионата мира по хоккею. Основываясь на опыте проведения европейских выставок и спортивных мероприятий значительная часть туристов или болельщиков приезжает в нужный день и максимально близко к нужному месту на кемперах, не забыв взять с собой детей и любимую собаку, и не забивая себе голову расписанием транспорта и бронированием гостиниц. В которых цены, кстати, в дни проведения крупных мероприятий, могут увеличиваться в разы. Кемпер, популярен и у спортсменов, особенно если вид спорта связан с габаритным снаряжением, которое нужно возить с собой - велосипедистов, конников, лыжников, мотоспортсменов. Исходя из вышесказанного, караванингу в Беларуси нет альтернативы. Остается одно - нормально организовать работу. И зарабатывать.

Делись добром ;)