logo
Авто- и мототуризм

2. Авто- и мототуризм в Беларуси: состояние и перспективы

Стабилизация обстановки в Беларуси и постепенное улучшение благосостояния населения дает нам вновь возможность обсуждать такое явление в нашей стране, как автотуризм.

Этот вид туризма появился почти одновременно с появлением первого автомобиля, который на заре его создания называли «машиной или повозкой для туризма». Но широкое развитие автотуризма в мире началось после второй мировой войны. Именно в этот период начался настоящий автомобильный бум и как следствие развития практики туристских поездок.

На мировой рынок автомобильные компании одна за другой стали выбрасывать современные, причем постоянно обновляемые, модели автомобилей. Наряду со строительством современных весьма протяженных, в том числе и трансконтинентальных, автострад путешествия на автомобилях становились довольно удобными и комфортабельными.

Развитие массового автотуризма на бывших просторах Советского Союза можно приурочить к вводу в строй в начале 60-х годов прошлого века советского автомобильного гиганта на Волге. В конце 50-х была совершена безуспешная попытка внедрить методы проката автомашин для населения. Уже к 70-м годам в стране сложились устойчивые традиции автотуризма и инфраструктура. Стало модным ездить на собственном автомобиле в отпуск даже на весьма далекие расстояния.

Стиль отдыха и его специфика на автомобиле были отражен в советском кинематографе. На основных автомобильных дорогах и туристских направлениях европейской части СССР была создана сеть кемпингов. В основном они представляли собой летние домики с минимумом удобств, общим туалетом и общим блоком для приготовления пищи. Основным их достоинством было то, что они располагались на пользующихся спросом туристских маршрутах и предоставляли место для стоянки автомобиля и символической охраны.

Были разработаны и продавались через широкую книготорговую сеть дородные атласы и специальные буклеты по автомобильным туристским маршрутам в виде схем-карт и кратких пояснений к объектам экскурсионного показа, расположенным на маршруте. С помощью этих пособий автомобилист мог ориентироваться на местности, рассчитывать свой дневной автопробег от одной ночевки до другой, найти заправочные станции и СТО.

В те, теперь уже такие далекие годы, автомобилист, пускающийся в дальнее путешествие, рисковал даже из-за незначительной поломки остаться ночевать на дороге. Правда, в то время очень широко была развита водительская взаимовыручка. Даже не слишком развитая сеть заправочных станций была не страшна. На дороге запросто можно было «стрельнуть» пять-десять литров бензина, да и стоил он относительно недорого.

А вот отсутствие широкой сети станций технического обслуживания, нехватка запчастей и, как следствие, очереди на ремонт автомобилей, конечно, были сильным сдерживающим фактором в развитии более широкого круга автотуристов.

Следует ответить, что в доперестроечные времена социальная напряженность в обществе не была столь сильной и, практически без риска, можно было заночевать в палатке или в машине на перегоне. Стал складываться образ автомобильного путешествия с целями отдыха на природе. автомобильный джипинг караванинг беларусь

В конце 80-х и начале 90-х гг. случились глобальные политико-экономические события и перемены, которые имеют решающее значение в развитии автотуризма. Первое - это событие мирового масштаба - распад СССР. Другие эпохальные события - в Беларусь был разрешен ввоз автомашин из-за границы. Если вначале это были дешевые, весьма подержанные, то постепенно класс ввозимых автомашин улучшался. В стране сложилась интересная ситуация. С одной стороны, количество автомашин резко увеличились, что должно было привести к бурному развитию автотуризма, с другой стороны, политическая и экономическая ситуация была крайне не благоприятна.

Результат не замедлил себя проявить: произошла полная утрата зародившихся в советское время традиций и инфраструктуры автомобильного туризма. Большинство кемпингов были просто заброшены как невостребованные. Из-за образования новых государственных границ, разработанные и апробированные маршруты оказались труднореализуемыми, а таможенные и приграничные преграды не столь трудными, сколь непредсказуемыми. Пересечение границы на автомобиле стало существенным препятствием. Прибалтика и Кавказ практически выпали из ареала путешествий. Новые туристские маршруты не создавались, и, естественно, разработки не издавались.

Начало нового тысячелетий в Беларуси, было отмечено некоторой стабилизацией политической и экономической обстановки. Вновь стали создаваться предпосылки для развития автотуризма внутри страны. Количество автомобилей у населения стало устойчиво возрастать. Белорусы стали активно осваивать и зарубежные пространства и активно предпринимать путешествия на автомобиле в европейские страны.