logo
Анализ комплекса маркетинга гостиничного предприятия

3.1 Маркетинговый анализ рынка мини-отелей в Санкт-Петербурге

Система маркетинга - это инструмент в борьбе за рынок, а изучение потребностей рынка и запросов покупателей производится с целью одержать верх над конкурентами. Поэтому успех любого предприятия зависит не только от его производственных мощностей и возможностей, но и от опыта в вопросах маркетинга.

Гостиничному предприятию необходимо иметь людей, способных проводить анализ рынка, планирование маркетинговых мероприятий, их осуществление и контроль. Когда гостиница невелика, всю работу по маркетингу может выполнять один человек. В больших гостиницах в отделах маркетинга работает множество специалистов, включая специалистов по сбыту услуг, исследованию рынка, по рекламе, паблик рилейшнз и др. [17, с.97]. Но малому предприятию такой объем персонала не нужен. На этой должности вполне может работать один человек.

План маркетинга является основополагающим документом, который устанавливает конкретно, кто, что, когда, где и каким образом должен делать.

Исполнительный директор в настоящее время занимается несколькими вопросами. Налаживаются контакты с ближайшими бизнес центрами, в которые могут приезжать иногородние гости. Ведутся переговоры с ближайшими консульствами по размещению гостей. Также, изучаются дополнительные услуги других отелей, которые могут привлекать гостей.

Традиционно к малым-отелям в Санкт-Петербурге относят объекты, номерной фонд которых составляет до 50 номеров. За последние пять лет количество таких отелей в Санкт-Петербурге увеличилось в десятки раз. По данным НП Ассоциация малых гостиниц Санкт-Петербурга, в настоящее время в городе действуют около 340 подобных объектов (только за год в эксплуатацию было введено около 30 мини-отелей). К ним относятся как официально оформленные отели различного класса, так и серые незарегистрированные малые и мини гостиницы Петербурга.

В среднем мини-отели состоят из 7-15 номеров. Несмотря на масштаб, многие из них не отстают по уровню сервиса от крупных гостиниц: трансфер, визовая поддержка, экскурсии, питание и т.д. Между тем, в них есть то, чего никогда не будет в больших гостиницах - индивидуальный подход.

В соответствии с действующим законодательством для того, чтобы получить официальный статус малой гостиницы, объект должен располагаться в нежилом помещении, а также отвечать требованиям СЭС, пожарного надзора и другим стандартам безопасности [22].

Поэтому многие владельцы отелей вообще не регистрируют свой бизнес. Большинство таких отелей имеют в номерном фонде до 5 номеров. Но в связи с этим, данные отели лишаются некоторых категорий клиентов и партнеров. Командированные должны привезти из поездки всевозможные счета для бухгалтерии. Туристическим фирмам нужны сертификаты для сотрудничества. Это всё вынуждает владельцев регистрировать отели.

Как уже было написано в пункте о развитии малых отелей, на текущий момент сегмент малых отелей практически не пополняется за счет строительства. Даже, несмотря на то, что имея возможность расширять площади, реально расширить ряд дополнительной услуг с помощью фитнес - центра, салона красоты и прочих атрибутов гостиничного сервиса.

Гораздо реже сегмент малых гостиниц пополняется за счет нового строительства. Даже, несмотря на то, что такие проекты являются наиболее перспективными с точки зрения инвестиционных вложений. Поскольку во вновь построенных зданиях есть возможность разместить объект более высокого класса, включающий ресторан, фитнес-центр и прочие атрибуты гостиничного сервиса [12, с. 20].

В настоящее время существенную конкуренцию петербургским малым гостиницам составляют частные квартиры и апартаменты, сдаваемые в краткосрочную аренду. Спрос в этом сегменте носит ярко выраженный сезонный характер. Рынок краткосрочной аренды резко активизируется весной и летом, когда начинаются туристический и абитуриентский сезоны. Сегодня в высокий сезон (летние месяцы) в посуточную аренду в городе сдается 15-20 тыс. квартир. Аренда квартиры зачастую обходится гораздо дешевле, чем номер в мини-отеле. Кроме того, в ней могут жить сразу несколько человек, что никак не влияет на ее стоимость [22].

Цены в сегменте посуточной аренды практически не меняются уже более двух лет. Происходит это во многом благодаря постоянно растущему предложению за счет выброса на рынок квартир, купленных специально для этих целей. Квартиру низкого качества в спальном районе сейчас вполне реально снять за $20-25/сутки. В то же время крупногабаритное жилье (от трех до шести комнат) в отличном состоянии сдается за $150-200/сутки, а стоимость апартаментов класса «люкс» в центре города может достигать $300/сутки [22].