logo
Авто- и мототуризм

3.Советы автотуристу

Организация самодеятельной туристической поездки:

Автомобильные путешествия - сложный вид туризма, и для успешного их осуществления требуется большая и тщательная подготовка.

Путешествовать в одиночку, одним экипажем, не особенно желательно. Вам всегда может понадобиться помощь товарища, в группе вы чувствуете себя увереннее и спокойнее, да и отдых с друзьями интереснее и приятнее. С другой стороны, слишком большая группа - тоже плохо, в ней трудно соблюсти порядок и стройность движения, согласовать интересы всех участников.

Опыт путешествий показал, что наилучший размер самодеятельной туристической группы - два, в крайнем случае, три автомобиля. Лучше, если автомобили в группе однотипные, это позволит легче устранить неисправность, обойтись меньшим количеством запасных частей.

Совершенно необходимо заранее составить план путешествия с учетом продолжительности вашего отпуска, состояния автомобиля, материальных возможностей. Совсем не обязательно, чтобы этот план имел форму настоящего документа. Это может быть просто тетрадный листок, на котором записаны этапы вашего движения, перечислены населенные пункты - вехи вашего маршрута, намечены даты и время предполагаемого прибытия в них и убытия, обозначены примерные места ночлегов. План позволяет лучше распределить свои силы и возможности и во многом способствует успеху путешествия.

Составляя план, можно исходить из следующих примерных норм дневного пробега в туристских поездках: по хорошим асфальтированным дорогам - не более 700-800 км, по грунтовым до 400-500 км, по трудным горным - до 200-300 км.

Некоторым может показаться, что дневной пробег по магистрали 800 км мал. Это не так. Конечно, можно за день проехать и 1000 км, но, во-первых, это чрезвычайно утомит водителя, а во-вторых, 1000 км - это, по крайней мере, 12-14 ч движения, так как из-за неизбежных помех в пути средняя скорость на маршрутах большой протяженности даже по хорошим дорогам обычно не превышает 60-80 км/ч. Ну, а если сюда добавить время остановок на завтрак, обед и прочие нужды, то получается, что придется ехать почти круглые сутки. Так, спрашивается, какой же это отдых?

Очень важно так спланировать режим движения, чтобы к отелю или кемпингу подъезжать всегда заблаговременно, лучше до 18 ч; в противном случае может не оказаться свободных мест.

Наряду с планом путешествия следует составить и примерную смету путевых расходов, иначе можно оказаться без средств в самый нужный момент. Должна быть обязательно предусмотрена некоторая сумма на непредвиденные расходы (примерно 25% от общей стоимости поездки).

Подготовка автомобиля

Современные автомобили весьма надежны и перед путешествием не требуют какой-либо особой подготовки. Как правило, вполне достаточно провести регламентное углубленное техническое обслуживание (на станции технического обслуживания или самостоятельно), а уход за автомобилем в пути может быть ограничен перечнем работ, указанных в заводской инструкции. Однако никакая инструкция не может предусмотреть абсолютно все. Поэтому рекомендуем вам принять к сведению несколько советов, выработанных опытом туристов, по подготовке автомобиля и оснащению его некоторыми дополнительными принадлежностями и устройствами.

Обратите внимание на шины. Печальный опыт некоторых туристов показывает, что в путешествие нельзя отправляться на изношенных или старых шинах, в противном случае отдых заменяется каторжной работой по их демонтажу и ремонту.

Очень важно поддерживать в шинах нормальное давление. Проверять его нужно обязательно манометром, и ни в коем случае не «на глазок». К сожалению, шинные манометры довольно часто дают неправильные показания, поэтому манометр надо обязательно проверить. Проще всего это можно сделать, измерив давление в одном и том же колесе сначала проверяемым манометром, а затем - другим, правильность которого не вызывает сомнений, и сравнив их показания.

Практика эксплуатации показала, что если автомобиль сильно нагружен, как это обычно бывает в туристических поездках, то давление в шинах целесообразно увеличить на 0,2 кгс/см2 по сравнению с нормой. Благодаря этому улучшается накат автомобиля, шины меньше нагреваются и меньше изнашиваются. В заключение напомним, что измерять давление следует обязательно только в холодных шинах, до начала движения. Никакая «корректировка» давления в процессе движения, например выпускание воздуха из нагревшихся на ходу шин, недопустима.

Отправляясь в путешествие по местности с жарким климатом, необходимо взять тент для машины, так как под действием солнечных лучей окраска быстро тускнеет. Тент желательно сшить из тонкой светлой ткани; к его краям прикрепите петли, за которые он привязывается к автомобилю. Незакрепленный тент легко сдувается ветром. При длительных стоянках нужно защищать и шины, для которых вы тоже можете сшить матерчатые чехлы.

Если с вами едут маленькие дети, то они должны находиться на заднем сиденье - там безопаснее. Внутренние ручки задних дверей в этом случае рекомендуется заблокировать.

Экипировка автотуристов и сборы в дорогу

Чтобы не испытывать в дороге неудобств, следует брать с собой все необходимые вещи и принадлежности но подчеркиваем - только необходимые, так как туристам всегда хочется взять с собой очень многое, но при сборах обычно становится ясным, что все отобранное некуда складывать.

Вполне понятно, что перечислить все, что может понадобиться в пути, очень трудно, тем более, что у разных людей различные привычки, вкусы и интересы, но все же некоторые общие советы дать можно.

Прежде всего, нужно оборудовать хорошие спальные места для всех членов экипажа. Плохой ночной отдых сводит на нет все удовольствие от путешествия. Спать надо всегда на достаточно удобной постели раздетым, на простыне, с хорошими подушкой и одеялом.

Если в автомобиле едут два человека, то спальней может служить салон автомобиля. Но надо сказать, что спальня в машине - далеко не лучшее решение. В машине тесно, довольно неудобно и обычно душно. Перед ночлегом приходится перекладывать в другие места (на верхний багажник, а то и под машину) множество вещей из салона, а утром перемещать их обратно.

Эти соображения заставляют опытных туристов для устройства спальни отдавать предпочтение обычной палатке. По комплексу бытовых удобств и качеству ночного отдыха лагери автотуристов с палаткой и без нее совершенно несравнимы. Ну, а если пассажиров больше чем двое, то без палатки попросту не обойтись.

Приобретать спальные мешки для устройства постели не советуем. В них спать не очень удобно, трудно менять положение тела. Лучше, пожалуй, иметь матрац из поролона, легкое ватное или шерстяное одеяло, ну и, конечно, простыни и подушку. Резиновые надувные матрацы хуже поролоновых: они холодные, имеют неприятное свойство «худеть» за ночь, да и очень надоедает каждый день их надувать и спускать, единственное их достоинство - малый объем в спущенном состоянии.

Одежда туриста должна соответствовать климату, погоде района путешествия, индивидуальным вкусам и возможностям, поэтому советы здесь давать трудно. Во всяком случае, необходимы повседневный и выходной костюмы, рубашки, головной убор, теплая одежда (свитер, куртка, плащ), полуботинки или туфли, резиновые сапоги.

Обязательно возьмите с собой карманный фонарь со свежими батарейками, пластиковую скатерть, бумажные салфетки или бумажные полотенца.

Оснастите переносную лампочку шнуром длиной 10 м, и она пригодится на биваке для освещения обеденного стола или палатки.

Многие туристы предпочитают готовить пищу сами. В этом случае необходим набор кухонной посуды и принадлежностей, в который должны входить как минимум 2 кастрюли, сковорода, тарелки, кружки, ложки, вилки, ножи. Все это желательно держать в специальном ящике.

На чем готовить пищу? Конечно, не на костре, несмотря на романтичность этой процедуры. На костер трудно устанавливать посуду, она вечно закопчена, путешественников всегда волнует проблема дров, зачастую неразрешимая и т.п. Поэтому рекомендуем оставить костер для вечерних задушевных бесед, а для кухонных надобностей приспособить более современную технику.

Пожалуй, в качестве кухонного очага автотуристам лучше всего иметь двухконфорочную портативную газовую плитку с пятилитровым баллоном. Двух баллонов вполне хватает на самое продолжительное путешествие. Плитки с маленькими баллончиками не годятся, так как запас газа в баллонах невелик и их требуется брать с собой слишком много.

Бензиновые двухконфорочные плитки тоже достаточно удобны. Они имеют защитные щитки от ветра и расходуют мало горючего.

В автомобиле всегда должна быть питьевая вода. Запас воды лучше всего держать в десятилитровой алюминиевой канистре. Железная посуда для этого не подходит, так как она тяжела и загрязняет воду ржавчиной, пластмассовая придает воде неприятный запах, особенно в жаркую погоду.

После того как все вещи будут отобраны, составьте полный их перечень. Он вам понадобится в день отъезда, чтобы ничего не забыть дома. По нему же можно прикинуть вес каждой вещи и оценить общую загрузку автомобиля, чтобы удостовериться в том, что в момент отправления он сможет сдвинуться с места. Теперь можно начинать погрузку. Надо сказать, что весь инструмент, запасные части и почти все принадлежности для технического обслуживания могут быть спрятаны в «тайники», которых много в любом автомобиле.

Желательно иметь в багажнике один жесткий чемодан для хранения предметов, которые мять нежелательно. Вообще же чемоданы в машине неудобны и поэтому большинство вещей рекомендуется держать в мешках, рюкзаках и т. п., группируя их по назначению, - например одежда, обувь, спортинвентарь и т.п. Хранение предметов «россыпью» очень неудобно и причиняет массу ненужных забот.

На верхнем багажнике рекомендуется разместить громоздкие, но не слишком тяжелые вещи. Они должны быть укрыты пленкой или специальным чехлом и надежно привязаны. Однако имейте в виду, что если груз на багажнике по размеру чересчур велик, то из-за увеличенного сопротивления воздуха автомобиль может заметно потерять скорость, а расход бензина станет больше.

Если у автомобиля больше загружена задняя часть, то он приобретает так называемую «избыточную поворачиваемость», а проявляется это значительным ухудшением управляемости автомобиля. Поэтому вещи и пассажиров нужно стремиться разместить так, чтобы загрузка была равномерной. Даже лучше, если на переднюю часть автомобиля приходится несколько больший вес, чем на заднюю. Поэтому, в частности, желательно верхний багажник сдвинуть вперед.

И все же, несмотря на самый вдумчивый подход к экипировке и размещению багажа, автомобиль обычно оказывается набитым битком вещами и снаряжением. Радикально решить проблему размещения багажа и создания максимальных удобств для путешественников способен только прицеп к автомобилю.

Прицепы подразделяются на два типа - жесткие или складные домики (например, известный «Скиф», выпускаемый отечественной промышленностью) и грузовые прицепы. Кузов грузового прицепа размером примерно 1,3X1.5X0,6 м вмещает практически все снаряжение, необходимое туристам.

Рекомендуем автотуристам обзавестись, например, «Скифом» (он может храниться в вертикальном положении рядом с автомобилем в стандартном гараже) или грузовым прицепом.

В пути

Находясь в пути, не забывайте некоторых полезных правил и советов, которые выработаны длительным опытом автотуристов.

Если вы едете группой из 2-3 автомобилей, то нельзя сильно отставать друг от друга. Особенно легко потеряться и разъехаться в разные стороны на перекрестках с интенсивным движением, в населенных пунктах и т.п. Если такое все же произойдет, то на этот случай надо заранее назначить место сбора.

Какую держать скорость на хороших магистральных шоссе? Разумеется, такую, чтобы обеспечивалась безопасность движения. В то же время скорость не должна быть слишком малой. Известно, что движение наиболее безопасно, если вы едете примерно с такой же скоростью, с какой по данной дороге идет большинство автомобилей. Двигаясь с большей скоростью, вам придется слишком часто совершать обгоны, а каждый обгон сопряжен с повышенной опасностью; если же вы будете ехать намного медленнее, то, наоборот, вас будут обгонять слишком часто - в этом тоже нет ничего хорошего. Во многих случаях для движения по автомобильным дорогам оптимальной и рекомендуемой является скорость 90-100 км/ч. На дорогах других категорий скорость зависит от качества покрытия и конкретной дорожной обстановки.

Автотуристам настоятельно рекомендуется движение только днем. Иногда встречаются любители ночной езды. Они считают, что ночью дороги свободнее и поэтому можно ехать быстрее. Однако статистика свидетельствует о том, что, хотя ночью интенсивность движения становится меньше в среднем в 10 раз, количество дорожно-транспортных происшествий уменьшается, по сравнению с дневным временем только вдвое.

Следовательно, шансов попасть в аварию ночью впятеро больше, чем днем!

Несколько слов о режиме движения. Правилами дорожного движения запрещается управлять автомобилем при такой степени утомления, когда это может сказаться на безопасности движения. Но самому водителю трудно определить момент предельного утомления, так как у разных людей оно может проявляться по-разному, а иногда и маскироваться другими факторами, например эмоциональным возбуждением. Поэтому субъективное чувство усталости не может служить главным признаком для оценки утомления водителя и полагаться только на собственные ощущения ему неразумно.

Следует знать, что утомление водителя легкового автомобиля обычно проявляется не в виде физической усталости, а как нервное истощение, приводящее к уменьшению способности отвечать за свои действия, к ослаблению воли, к ухудшению восприятия предметов дорожной обстановки, к сонливости и даже засыпанию за рулем.

Чаще всего водителя в результате усталости охватывает сонливость. Это грозное предупреждение, и при первых признаках его нужно остановиться и взбодрить себя гимнастическими упражнениями, умыванием холодной водой, купанием в речке. Лучше же всего поспать хотя бы 20 мин - и сонливость как рукой снимет. Крепкий чай или кофе не дают хорошего эффекта: после короткого периода относительной бодрости наступает еще более сильное утомление.

Опытные водители обнаружили, что когда что-нибудь жуешь, то сонливость отступает. Жевать можно что угодно из съестного, но надо, чтобы эти продукты не были слишком сытными. Рекомендуются конфеты, сухофрукты, специально приготовленные маленькие сухарики.

Заметно снижают утомление водителя и предохраняют от появления «заторможенного состояния» все факторы, устраняющие монотонность движения, в первую очередь частые, хотя бы даже и кратковременные остановки.

Исследования ученых и обобщение опыта водителей позволяют дать автотуристам некоторые рекомендации по режиму движения, исходя из соображений безопасности. При длительном управлении автомобилем через каждый час движения необходимы не менее, чем пятиминутные остановки. Через 3 ч от начала поездки требуется перерыв не менее 15 мин, через 5 ч - не менее получаса отдыха. На всех остановках, включая и кратковременные, водитель должен выходить из автомобиля; желательно сделать несколько гимнастических упражнений. Общая продолжительность управления автомобилем в течение суток ни при каких обстоятельствах не должна превышать 10 ч.

Учитывая приведенные рекомендации, а также характер задач, стоящих перед туристами, можно предложить примерный режим для автопутешественников, зарекомендовавший себя достаточно хорошо.

Выезжать утром следует как можно раньше, лучше, если не позже 5-6 ч. В это время не жарко, дорога свободна, ехать приятно. У большинства людей тотчас после пробуждения отсутствует хороший аппетит, поэтому перед выездом вместо завтрака можно ограничиться чашкой чая, заготовленного с вечера в термосе. Водитель перед отправлением обязательно должен привести себя в достаточно активное состояние, сделав зарядку и по возможности приняв душ или искупавшись.

Через час-два у туристов появляется аппетит. К этому времени солнце поднялось высоко, роса высохла. И можно в красивом месте устроить остановку минут на 30-40 для приема пищи. К этому же времени открываются придорожные кафе и столовые.

С 8-9 и примерно до 12 ч снова в пути, с короткими остановками для отдыха или более длительными - для купания, осмотра достопримечательностей и т.п. c 12 до 14-15 ч - продолжительная остановка для отдыха, экскурсий и обеда, с 15 до 18 ч - опять в дороге. Таким образом, получается 8-9 ходовых часов в день, в течение которых можно проехать по хорошей равнинной дороге около 700 км.

На ночлег рекомендуется останавливаться не позднее 17-19 ч. В оставшееся до сна время можно поужинать, отдохнуть, осмотреть автомобиль, поделиться впечатлениями и т. п. В 22-23 ч можно лечь спать. Разумеется, особенности вашего маршрута и другие обстоятельства внесут коррективы в указанный режим, но за основу принять его вполне стоит.

Несколько слов о питании

В путешествии целесообразнее всего придерживаться примерно такого же режима и рациона питания, к которому вы привычны, лишь с небольшими поправками.

Всухомятку питаться не следует; завтрак, обед, ужин должны быть полноценными, однако желателен некоторый уклон в сторону более легкой пищи и уменьшения ее количества. Особенно это важно в отношении обеда, так как обильная еда вызывает у водителя в послеобеденное время непреодолимое стремление ко сну. Нежелательно использовать консервы, так как летом везде много разнообразных свежих продуктов; кроме того, консервы после длительного нахождения в тепле могут стать опасными.