logo
Анализ конкурентоспособности турфирм города Воскресенск

1.1 Понятие и сущность деятельности туристских агентств

Туристское агентство - собирательное понятие. Под ним подразумевается предпринимательская структура, занимающаяся на коммерческой основе посредническими операциями в сфере - купли продажи туристских услуг. Сама турфирма не производит туруслуги, она не располагает для этого необходимыми средствами производства, поэтому выполняет чисто посреднические функции, а именно по поручению потребителя закупает разные туруслуги у производителей. Туристское агентство занимает место посредника между потребителем и производителем туруслуг.

Рисунок 1. Схема взаимодействия участников туррынка

Турбизнес в большей части стран представлен многочисленными предпринимательскими структурами. Они создаются и осуществляют деятельность на основе национального законодательства и обязаны строго соблюдать установленные для них стандарты, требования, условия. В РФ на начало 21в было зарегистрировано около 10 тыс. турфирм. Приблизительно в тех же цифрах оценивается турбизнес большей части зарубежных стран, активно участвующих в международном туристском обмене. [4]

Следует подчеркнуть, что в деятельности туристских агентств наблюдается существенные различия, связанные с объемами и характером операций, местом на рынке, специализацией деятельности и другими условиями рынка.

При современном развитии потребностей и наличии многочисленных желаний туристов не одна даже самая крупная турфирма не может охватить своей деятельностью все существующие рыночные сегменты и ниши. [7]

На практике каждая турфирма выбирает для себя один или несколько наиболее доступных и выгодных сегментов рыночного спроса, формирует цены и использует собственные каналы продвижения и продажи турпакетов. Таким образом, возникает сегментация туристских агентств в зависимости от демографических, социально - экономических факторов.

Турагентства выступают в качестве розничных продавцов туруслуг для личного некоммерческого потребления своими согражданами и иностранными путешественниками. Турагентства играют важную роль в реализации турпродукта, а также других услуг: транспортные перевозки, театрально-зрелищные мероприятия.[1]

Туристские агентства действуют в соответствии с действующем в разных странах законодательством и оформляется как юридические и физические лица. Они работают на небольших по территории рынках и имеют незначительный оборот, сильно зависят от коньюктуры рынка и политики туроператора.

Принципы работы турагентства:

1. Принцип отличия турагентств от туроператоров.

Турагентства - это посредники, дистрибьюторы туристического товара, которые формируют туроператоры. Различия между туроператорам и турагентством. Турагентства не имеют непосредственного контакта с отелями и авиакомпаниями, они только предлагают уже готовый продукт, сформированный туроператором.

2. Принцип достоверности информации по наличию мест в отеле и на рейсе. Когда турист планирует приобрести тур, определился с датами и отелем, как правило, обзванивает турагентства, узнает, есть ли места на самолет и свободные номера в отеле.[9]

По телефону менеджер обязан представить достоверную информацию по наличию мест на рейсе, так же турист можете поинтересоваться временем вылета и названием авиакомпании (всю эту информацию турагент смотрит на сайте туроператора). Что касается мест в отеле, то только в редком случае, менеджер может вам дать 100% гарантию, что места в выбранном вами отеле есть. Это связанно с тем, что, как правило, туроператоры выкупают блоки мест далеко не во всех отелях. И так как номера, разбирают не только наши соотечественники, да и в самой Москве отель, особенно популярный, продает далеко не один туроператор, ситуация по наличию мест постоянно меняется. Точно можно будет узнать есть ли места в отеле только после запроса в отель. обычно запрос занимает сутки - двое. Такой срок связан с цепочкой запроса турагентство - туроператор - партнеры туроператора зарубежном - отель. [12]

3. Принцип предоплаты

Турагентство никогда не делает бронирование тура без предоплаты и заключения договора. Когда происходит бронирование туриста сразу же сажают на авиабилеты и самое главное отправляется запрос на бронирование в выбранный вами отель. Так вот если вдруг отель подтвердить желание видеть туриста среди своих гостей, а он, например, передумает туда ехать, то в этом случае отель налагает на туроператора штрафы, а туроператор соответственно на турфирму. Особенно это касается горящих туров, когда до вылета остается 2-3 дня или туров на горящие даты, типа нового года, рождества, 8 марта т.п. В договоре прописаны штрафы при отказе туриста от поездки. Как правило, они составляют: 30 до 15 суток до начала тура - 40% от общей стоимости поездки, до 7 суток до начала тура - 70%, до 3 суток до начала тура - 100% от общей стоимости поездки. Причем нельзя просто проверить есть ли места в выбранном отеле, бронирование происходит автоматически, если места есть. Но если отель не подтверждают, турист имеет право выбрать, либо другой отель, либо забрать внесенную им оплату в полном объеме.

В этом случае турагентство не имеет право задерживать комиссию.

4. Принцип стоимости путевки.

Турагентства работают с туроператором за комиссию, как правило, это 10% от стоимости тура. В связи с высокой конкуренцией, турагентство иногда делает дополнительную скидку с базовой цены туроператора в ущерб своей комиссии, также бывают случаи, когда турагентства накручивают цену сверх цены туроператора, такое происходит, как правило, в горящий летний сезон. Поэтому стоимость у различных турагентств на одни и те же туры порой различаются.

5. Принцип ответственности турагентств.

Турагентство несет ответственность только за то, что от него зависит. Основной груз ответственности ложится на туроператора. Поэтому, с 01.06.07 все то, чтобы продолжать свою деятельность туроператоры обязаны были застраховать свою ответственность перед туристами, теперь каждый туроператор имеет финансовую гарантию в размере 5 млн. руб.

Теперь что касается обстоятельств, которые не зависят не от туроператора ни уж тем более не от турагентства. Так не любимые всеми - задержки рейсов.

Периодически бывают случаи, когда разъяренные туристы звонят на мобильный в 5 утра, требуя возместить им материальный ущерб, в связи с задержкой рейса на 10 часов. Так вот за задержку рейса полностью ответственны авиакомпании (это также прописано в договоре). Турист имеет полное право предъявить иск авиакомпании, которая задержала рейс, потребовав возместить фактические убытки (проживание в отеле, экскурсии, на которые он не смог попасть). [3]

Сами турагентства несут ответственность только за дачу достоверных сведений о туре, отеле стоимости поездки, за юридически грамотное оформление документов при продаже тура, за выполнение обязательств по брони тура, передачи документов туристу, правильности написания паспортных данных, если конечно это их ошибка, и другие моменты, которые действительно от них зависят.

Также турагентства обязаны дать консультацию и по возможности помочь туристу собрать необходимые документы для подачи иска на туроператора или авиакомпанию.