logo
Автобусная экскурсия в Тару

1.2 История развития экскурсионной деятельности в России как одной из форм культурно-просветительского туризма

Начало развития экскурсионного дела в России приходится на вторую половину XVIII и тесно связано с развитием педагогики. Передовые по тому времени педагоги Н. И. Новиков, Ф. И. Янкович де Мериево, В. Ф. Зуев высказывали идеи о целесообразности организации для детей "прогулок в природу".

Благодаря деятельности педагогов, рекомендации о проведении школьных экскурсий нашли отражение в "Уставе народных училищ" (1786 г.), а в "Школьном уставе" (1804 г.) указывалось, что следует проводить не только "прогулки в природу", но и совершать экскурсии на мануфактуры, в мастерские ремесленников и на другие предприятия. Однако такие экскурсии в то время проводились крайне редко.

Идею применения экскурсии как активного метода обучения поддержал выдающийся русский педагог и ученый К. Д. Ушинский. А со временем экскурсию как передовой элемент обучения стали использовать педагоги отдельных коммерческих училищ и высших учебных заведений.

Таким образом, в течение начального периода своего развития экскурсионное дело базировалось на основах школьной педагогики. Учителя и методисты при подготовке и проведении экскурсий исходили из задач и требований общеобразовательной школы; классификации, признаки, функции экскурсий также определялись в расчете на экскурсии для школьников. В этот период практиковались в основном познавательные экскурсии по естественной тематике.

Вместе с учебными появились и первые внеучебные экскурсии. Рост их числа приходится на II половину XIX века. Внеучебные экскурсии были немногочисленными, случайными и носили развлекательный характер. В них участвовали только представители господствующего класса, совершавшие путешествия и экскурсии в основном в Крым и на Кавказ.

В Петербурге, Москве, Екатеринославе (ныне Днепропетровск) и других городах с развитой промышленностью по инициативе научных обществ создавались художественно -промышленные выставки и музеи. Их открытие сыграло важную роль в развитии экскурсионного дела, так как положило начало появлению нового, музейного вида экскурсий. В музейных экскурсиях впервые делалась попытка осуществить экскурсионное общение не только с детьми, но и со взрослыми, то есть всей массой экскурсантов. Так, в 1872 г. в Москве был открыт Политехнический музей, где проводились первые внешкольные экскурсии - бесплатные "воскресные объяснения коллекций".

Наиболее образованные и передовые люди путешествовали и совершали экскурсии с познавательной целью. Для этого они создавали небольшие по составу организации - общества и клубы, существовавшие на их личные средства или на средства крупных меценатов. Так, в 1877 г. в Тифлисе было основано "Общество любителей естествознания", члены которого совершали экскурсии в целях изучения географии, этног рафии, флоры и фауны. Они не только сами познавали природу и культуру края, но и проводили экскурсии для тех, кто интересовался данными вопросами.

В 1890 г. в Одессе появился Крымский горный клуб, который в первые годы открыл филиалы в Ялте, Севастополе, а затем и в Екатеринославе.

В 1895 г. создается Российское общество туристов (РОТ), объединившее несколько немногочисленных клубов. Задачами общества были организация экскурсий по крупным городам России и знакомство туристов с природой Крыма, Кавказа, Урала, Средней Азии.

Развитию экскурсионного дела в России способствовала организация в 1900 г. в Москве и деятельность Русского горного общества. Его учредителями стали такие ученые, как Д. И. Анучин, В. И. Вернадский, П. П. Семенов-Тяньшанский, а членами являлись писатель В. А. Гиляровский, географ Ю. М. Шокальский и другие ученые. Общество издавало журнал "Ежегодник Русского горного общества", в котором освещалась его исследовательская и просветительская работа.

С 1902 г. по 1909 г. в Пятигорске функционировало "Кавказское горное общество". Одним из направлений его деятельности было проведение экскурсий, которые проходили под руководством членов общества. В связи с ростом числа экскурсантов общество подготовило специальных руководителей экскурсий, которые осуществляли общее руководство группой и давали пояснения об объектах, интересующих участников экскурсии. Появление подготовленных руководителей экскурсий явилось шагом вперед в развитии экскурсионного дела в России.

в 1902 г. Министерство просвещения России издало распоряжение о желательности введения в практику средних учебных заведений местных экскурсий. Чтобы оказывать помощь школьникам - экскурсантам, в 1910 г. была образована Комиссия по организации и осуществлению учебно-воспитательных экскурсий для учащихся средних учебных заведений Московского учебного округа. Впоследствии она была преобразована в постоянную Центральную экскурсионную комиссию под руководством В. И. Комарницкого, которая выпускала также серию небольших иллюстрированных пособий - путеводителей "Спутник экскурсанта" для проведения учебных экскурсий - прогулок по Москве и Подмосковью и занималась организацией лекций для экскурсоводов.

В 1907 г. при РОТ была создана организация "Экскурсии по России", в задачу которой входило проведение экскурсионной работы среди учителей и преподавателей. С 1910 г. В Москве работала Комиссия по организации образовательных экскурсий, которая ведала поездками за границу русских учителей.

Интерес к экскурсионной работе и ее методике нашел отражение и в появлении соответствующих периодических изданий. Так, с 1889 г. по 1913 г. РОТ ежемесячно выпускало журнал "Русский турист". В 1914 -1916 гг. выходили журналы "Экскурсионный вестник" (Москва), который издавал также путеводители по различным маршрутам, "Русский экскурсант" (Ярославль), "Школьные экскурсии и школьные музеи в Одессе".

Вопросы методики проведения экскурсий были предметом обсуждения на Всероссийских учительских съездах (1906 -1916 гг.).

В начале XX века известные педагоги и методисты Д. Н. Кайгородов, В. В. Половцев, Е. А. Звягинцев, Н. Г. Тарасов, С. П. Аржанов, Н. П. Анциферов, В. А. Герд, И. М. Гревс, Б. Е. Райков стали заниматься систематизацией материала по экскурсионному общению. Ими было положено начало разработки вопросов теории и методики экскурсионного дела на основе обобщения опыта экскурсионной работы с учащимися.

Наиболее значительным событием в развитии методики экскурсионного дела явился выход в 1910 г. книги Б. Е. Райкова "Школьные экскурсии, их значение и организация". В работе впервые были четко сформулированы основные принципы методики проведения школьных экскурсий преимущественно по естественнонаучной тематике, а также по другим предметным экскурсиям с учетом программных требований школы того времени [26, с. 8-12].

Несмотря на очевидный подъем туристско-экскурсионной деятельности в конце XIX - начале XX века она не приобрела массовый характер, оставшись индивидуальной и элитарной, продолжая держаться на энтузиазме отдельных лиц.

Коренной перелом в туристско-экскурсионной работе в России произошел после Октябрьской революции 1917 г., когда она стала строиться на государственной основе.

В первые годы Советской власти экскурсиям отводилась значительная роль в осуществлении программы культурной революции, в ликвидации безграмотности народных масс. В ноябре 1917 г. при Народном комиссариате просвещения был создан внешкольный отдел, который возглавила Н. К. Крупская. Этот отдел руководил экскурсионной работой среди взрослых: организовывал экскурсионные станции, курсы подготовки экскурсоводов, разрабатывал для школ экскурсионные планы и маршруты, издавал литературу. По его инициативе было приняло решение о включении экскурсий в школьные планы. Рекомендовалось использовать экскурсии при преподавании естествознания, географии, физики, истории, литературы, проводить их в учебное время, выделяя для этого специальные средства.

В ноябре 1920 г. внешкольный отдел Наркомпроса был преобразован в Главный политико-просветительный комитет, в котором работала экскурсионная секция. Летом 1920 г. в Москве начало работать Центральное бюро школьных экскурсий. Через год на базе бюро образовался Центральный музейно-экскурсионный институт, который разрабатывал главным образом вопросы организации и методику проведения школьных экскурсий. Одновременно в различных городах России институт создавал экскурсионные базы.

Осенью 1922 г. при Московском университете была образована кафедра экскурсионного дела и краеведения.

В ноябре 1920 г. по инициативе экскурсионной секции Петроградского губернского отдела народного образования был организован Научно-исследовательский экскурсионный институт. В институте была развернута подготовка руководителей экскурсий, проводились показательные экскурсии.

Таким образом, в 20-е гг. в стране образовались два центра, две школы по разработке вопросов теории, методики и практики экскурсионного дела - московская и петроградская. Между обеими школами существовали определенные различия в понимании сущности и целей экскурсионной работы: московская школа большое значение придавала воспитательному аспекту, петроградская - познавательному.

В 1926 г. вышла книга Н. П. Анциферова "Теория и практика экскурсий по обществоведению", а в 1928 г. - В. А. Герда "Экскурсионное дело". В это же время вышли труды Б. Е. Райкова, И. М. Гревса, Д. А. Жарикова, В. В. Згуры, А. В. Родина.

В 1929 г. Российское общество туристов (РОТ) было реорганизовано в Общество пролетарского туризма (ОПТ). В марте 1930 г. было создано единое Всесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Его появление знаменовало начало массовой организации туристско-экскурсионной работы в Советском Союзе. Все очевиднее становились пути деятельности в этом направлении: централизация туристско-экскурсионной работы, обеспечение необходимых услуг (транспорт, размещение, питание, выбор объектов посещения), подготовка кадров, осуществляющих туристско-экскурсионную деятельность, издание литературы.

Уже в первый год своего существования ОПТЭ располагало 300 базами на территории страны на 14 тыс. мест и охватывало туристско-экскурсионным обслуживанием почти 11 млн. человек. Таким образом, первые десятилетия Советской власти для экскурсионного дела были годами накопления опыта, поиска нового содержания, методов и форм организации и проведения экскурсий.

В эти же годы происходило зарождение экскурсионной теории. Из индивидуальных и элитарных экскурсии превратилась в групповые и массовые, стали доступным и оперативным средством организации досуга и других видов деятельности населения. Было организовано Центральное туристско-экскурсионное управление (ЦТЭУ), имевшее 34 республиканских, краевых и областных отделения.

После 30-х гг. значительно расширилась география туристских маршрутов и тематика экскурсий. Популярными стали экскурсии на новостройки страны - Днепрогэс, Магнитку, Турксиб. Объектами показа являлись также первые колхозы, совхозы, новые города. В послевоенный период в экскурсионной программе большое место занимает военно-историческая тематика. Объектами посещения экскурсантов стали памятники боевой славы, мемориальные комплексы и памятники, посвященные героям войны, места сражений, места массовых захоронений воинов и мирных жителей. В эти же годы получает дальнейшее развитие литературная и производственная тематика экскурсий.

В 1956 г. некоторые экскурсионные организации из ведения профсоюзов были переданы Министерству культуры и обществу "Знание".

В 1971 г. постановление Президиума ВЦСПС "О мерах по дальнейшему улучшению экскурсионной работы" дало право профсоюзным комитетам оплачивать 70% стоимости экскурсий и путешествий. Эти и другие меры дали возможность участвовать в экскурсиях гораздо более широкому, чем прежде, кругу людей.

В 1975 г. организована Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория туризма и экскурсий. К решении вопросов экскурсионного обслуживания привлечены специалисты ряда НИИ, вузов, проектных организаций. Кроме того, в 70 -е гг. XX века было создано Главное экскурсионное управление и открыты Центральные курсы по обучению туристско-экскурсионных работников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что 1970 - 80-е гг. были временем наивысшего подъема экскурсионной работы в СССР. В данный период гармонично сосуществовали детские и взрослые, учебные и досуговые, транспортные и пешеходные, городские и музейные экскурсии, которые посещали месячные, иногородние и зарубежные экскурсанты. В тот же период был разработан значительный объем экскурсионной тематики, которая и сейчас востребована на российском рынке экскурсионных услуг.

В начале постсоветского периода, после 1991 г., экскурсионная сфера переживала глубокий кризис. Во-первых, распалась преобладавшая в отрасли система профсоюзного туризма. Состояние рынка услуг в стране изменилось и основную роль в организации экскурсионной деятельности стали играть туристские фирмы.

Во-вторых, стала неактуальной тематика экскурсий советского времени. С точки зрения ценностного аспекта экскурсионной работы было неясно, на какие темы обращать внимание и в каком свете их преподносить.

В-третьих, была разрушена система подготовки экскурсионных кадров и методического обеспечения экскурсионной работы. Произошли качественные изменения в профессиональной деятельности экскурсовода, в роли которого стали выступать люди, не имеющие ни специального образования, ни хорошей практики экскурсионной работы.

В-четвертых, изменился контингент экскурсантов. Резко сократилось количество взрослых экскурсий, их место заняли школьные экскурсии.

Общий спад первой половины девяностых годов сменился некоторой стабилизацией на рынке экскурсионных услуг в последнее время. Сегодня уже можно говорить об определенном росте интереса к городским и загородным экскурсиям у взрослого населения, но пока только в больших городах.

К перспективным направлениям развития экскурсионного дела в России можно отнести разработку авторских экскурсий, составление тематических экскурсионных туров, создание новых форм экскурсионного обслуживания, развитие экскурсионного дела на региональном уровне [26, с. 13-18].